Использование исторического материала, связанного с жизнью С.Есенина на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5, 6 класс) на тему
Одной из важнейших задач современного образования становится воспитание народности, начинающееся с утверждения национального самосознания. Откуда берет начало формирования самосознания, где его корни? Несомненно, как и все корни, оно кроется в глубинах народности, в том краю, где ты родился. В этом плане нам повезло – мы живем на родине великого поэта, гения XX века, С.А.Есенина. Поэтому для нас стало актуально в решении поставленных задач обращение к творческому наследию поэта. В творчестве Есенина впервые в истории русской поэзии раскрыта органическая взаимосвязь двух дорогих для каждого человека понятий: Родины «большой» и Родины «малой».
Данное дополнение к основной программе по математике (5-6 класс) разработано в рамках проекта «Есенинская школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_istoricheskogo_materiala.doc | 1013.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование исторического материала, связанного с жизнью С.Есенина на уроках математики в 5-6 классах.
Учитель математики – Корнеева Т.А.
Дополнение к основной программе по математике в 5-6 классах
Направление:
История с. Константинова и её отражение в творчестве С.А.Есенина.
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач современного образования становится воспитание народности, начинающееся с утверждения национального самосознания. Откуда берет начало формирования самосознания, где его корни? Несомненно, как и все корни, оно кроется в глубинах народности, в том краю, где ты родился. В этом плане нам повезло – мы живем на родине великого поэта, гения XX века, С.А.Есенина. Поэтому для нас стало актуально в решении поставленных задач обращение к творческому наследию поэта. В творчестве Есенина впервые в истории русской поэзии раскрыта органическая взаимосвязь двух дорогих для каждого человека понятий: Родины «большой» и Родины «малой».
Данное дополнение к основной программе по математике (5-6 класс) разработано в рамках проекта «Есенинская школа».
Цели:
- Приобщение учащихся к родному краю через решение задач, отражающих время и уклад жизни во времена С.А.Есенина.
- Развитие у учащихся любви к малой родине через творческое наследие С.Есенина, отражающее историческое прошлое с. Константинова.
- Воспитание гражданской позиции по отношению к малой родине.
Данная дополнение к основной программе предлагает задачи, составленные по стихам С.А.Есенина, которые решаются по математике в 5 – 6 классах .
5 класс:
Темы:
1. Действия с десятичными дробями - задачи № 1, №2, №3, №4, № 6, №11, № 12.
2. Проценты – задача №5
3. Деление на разрядную единицу – задача №7.
6 класс:
Темы:
1. Нахождение дроби от числа – задачи №9, №10.
2 Отношения – задача №5, №8.
Данный проект разработан в рамках
проекта «Есенинская школа»
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.»
С.Есенин «Я по первому снегу бреду…»
Задача1.
От станции Дивово до Константинова 12 верст. Есенин из Москвы приезжал на станцию Дивово и отправлялся часто пешком до Константинова. Шёл он со скоростью 5 км/ч. Сколько ему потребуется времени для преодоления пути от Дивово до Константинова?
1 верста = 1,067 км.
«Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль…»
С.Есенин «Пороша»
«Как птицы,свищут версты
Из под копыт коня, и брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня…»
С.А.Есенин «О пашни, пашни, пашни…»
Задача 2.
С.Есенин проживал в основном в Москве. Он приезжал домой. До станции Дивово на поезде 180 км., от Дивово до Константинова 12 верст на лошади. Сколько километров нужно было преодолеть Есенину, чтобы добраться домой?
С.Есенин с сентября 1904 по май 1909 года обучался в Константиновской школе.
«О край разливов грозных
И тихи х вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
И мыслил и читал я
По библии ветров, …»
С.Есенин «О пашни, пашни, пашни…»
Задача 3.
По смете от 10.12.1897г. на содержание Константиновской школы было предусмотрено:
На освещение – 8 пудов керосина по 1 руб 60 коп за пуд (1 пуд = 16,380 кг)
На отопление – 30 сажений дров по 3 руб 75 коп за сажень (1 сажень = 2,134м)
Сколько денег было предусмотрено на содержание школы в 1897 году?
Сколько потребовалось для этого килограммов керосина и сколько метров дров?
Задача 4.
На отопление здания Константиновской школы в 1905 году было предусмотрено 45 саженей сосновых дров на сумму 90 рублей. Сколько стоил 1 метр сосновых дров в 1905 году?
1 сажень = 2,134м
Во времена учебы в школе С.А.Есенина в школе была особенность – в 1 классе учиться начинали десятки, а кончали 4 класс единицы. Разные были тому причины, но главной причиной была такая – читать и считать научился и хватит учиться!- иди отцу на поле помогать или в люди иди, начинай свою профессию изучать.
Задача 5.
В 1 классе в 1905 году было 87 человек, а школу кончили всего 12. Сколько процентов учащихся закончили школу?
Не было однообразия в школьных учебниках. Так, в начальных училищах по русскому языку использовали «Вешние всходы» (3 книги на 4 года обучения), «Родное слово» (первый и второй год обучения ), «Наше родное» (4 книги на 4 года обучения), «Добрые семена» книга для классного и внеклассного чтения в начальных училищах.
По арифметике использовались сборники задач Арженникова, Гольденберга, Беллюстина, Евтушевского и Стеблова.
«Отец его с утра до вечера
Гнул спину, чтоб прокормить крошку,…»
С.Есенин «Товарищ»
Задача 6.
Учебники стоили дорого. Так «Вешние всходы», первая книга стоила 30 коп. Вторая книга стоила 40 коп. Третья- 60 коп.
Чтобы купить сыну или дочери первую книгу, мать должна была полтора дня отмахать граблями на лугах помещика Кулакова.
Сколько дней должна была отработать мать на лугах помещика, чтобы купить сыну или дочери все книги «Вешние всходы»?
«Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь …»
С.Есенин «Эта улица мне знакома…»
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям…»
С.Есенин «Неуютная жидкая лунность…»
Бедность и убожество по части приобретения учебных пособий ученикам видны и в снабжении книгами библиотек.
Задача 7.
За весь 1909 год приобретено для 67 школ 123 пособия и 506 книг.
Это составляет 2 пособия и 8 книг на школу.
В 2009 году в школьной библиотеке 9028 пособий и книг для чтения, из них 2394 учебника. Во сколько раз возросло количество книг с 1909 года до 2009 года
«Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой…»
С.Есенин «Возвращение на Родину»
«И небо и земля все те же,
Все в те же воды я гляжусь…»
С.Есенин «И небо и земля все те же …»
Задача 8.
Помещик Кулаков собирался строить мост через реку Оку для села Константинова.
Кулаков умер в 1911 году. Но мост так и не начинали строить. Все свои деньги – 8 миллионов – Кулаков оставил в банке. В завещанье оговорил – деньги из банка брать нельзя, жить только на проценты. На проценты выходило примерно 500 рублей в сутки.
Сколько процентов в год составлял доход на вклад?
«Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада…»
С.Есенин «Нощь и поле, и крик петухов…»
Задача 9.
В Константиновской школе в 1897 году обучалось 98 человек из них мальчиков 70 человек. Какую часть от всех учеников составляли девочки?
Какую часть от всех учеников составляли мальчики? Какую часть составляли девочки от мальчиков?
«Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму,
Уж кому-то не петь на холме.
Мирно грезит родимый очаг
О погибших во мраке плечах…»
С.Есенин «Нощь и поле, и крик петухов…»
Задача 10.
При жизни С.А.Есенина в 1905 году в Константиново проживало примерно 2098 человек , в настоящее время проживает 358 человек. Какую часть жителей 1905 года составляют жители 2009 года?
Во сколько раз уменьшилось число жителей?
« Пахнет рыхлыми драчёнами
У порога в дрежке квас, …»
(С.Есенин «В хате»)
Воскресенье считалось не рабочим днем, вся семья отдыхала от работы на земле. С утра обязательно ходили в церковь, а в обед все члены семьи собирались за общим столом.
Самым распространенным кушаньем являлась драчена (запеканка из пшенной каши)
Кашу варили вязкую (на 250 грамм крупы брали 800 г жидкости, 40 г соли – получался 1 кг каши). В вязкую кашу добавляли сахар, яйцо, изюм, масло сливочное, сметану. Все перемешивали и запекали в печке. Подавали драчены со сметаной или вареньем.
Задача 11.
Для получения одной порции (200г) драчены требуется 50 г крупы, 160 г жидкости, 10 г сахара, ¼ штуки (10 г) яйца, 10 г изюма, 3 г сливочного масла, 3 г сметаны. Сколько фунтов продуктов всего потребуется для приготовления драчены на семью из 8 человек?
Считать фунт = 0,410 г.
«Старый кот к махотке крадется
На парное молоко …»
(С.Есенин «В хате»)
Масло в крестьянском хозяйстве с. Константиново изготовлялось вручную, из сметаны или сливок, которые помещались в маслобойку и взбивались деревянным пестиком.
Задача 12.
Сколько фунтов масла сливочного получится из 10 литров утреннего молока, если сливок в нем 18%, а масла 15% от сливок. Считать 1 л = 2,4 фунта.
Литература.
1. Сборник стихов С.А.Есенина
2.Материалы школьного зала – музея
3. Фотографии из интернета.
4. Книга А. Панфилова «Константиновский меридиан».
5. Фотографии с. Константинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся
Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок . Опытный учитель с привлечением истории математики к о...
Практические задания с использованием исторического материала по теме "Решение уравнений" (8 класс)
Практические задания с использованием исторического материала по теме "Решение уравнений" (8 класс)...
Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах.
Статья содержит рекомендации по работе с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах....
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...
Использование исторического материала на уроках информатики
Введение элементов историзма на уроках информатики в начальной и средней школе...
Формирование познавательного интереса на уроках математики с использованием исторического материала
Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок. История математики тысячами нитей связана с историей других наук, историей техники, историей ...