урок математики для 5 класса на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Целью данного урока математики для 5 класса на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" является усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.rar | 305.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 105
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Задачи урока
Образовательные: усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие: формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления
Воспитательные: воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма работы с учащимися: фронтальная, самостоятельная, парная.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: ребята, чему вы научились на прошлом уроке? (Мы изучили правила сложения и вычитания десятичных дробей) Как вы думаете, так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби? (Ответы учеников)
О том, к чему может привести неумение складывать и вычитать десятичные дроби, очень хорошо говорится в стихотворении В. Лифшица « Три десятых».
Три десятых — скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых — и все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчёте,
Чтоб случилось, ты, знаешь? Наверно едва ли.
Этот дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, точно, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку.
Три десятых – и стены возводится косо,
Три десятых – и рухнут выгоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптека
Станет ядом лекарство для человека.
2. Актуализация знаний.
Учитель: возможно, в ваших будущих профессиях так же важно будет уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби. Давайте вспомним правила, как сложить (вычесть) десятичные дроби? (Ответы учеников с последующей проверкой ) (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы не только будем продолжать отрабатывать эти правила, но и применить полученные знания при решении практических задач.
3. Устные упражнения.
1) Прочитайте десятичные дроби (на доске записаны числа, а запятая перемещается)
4 7 5 9 0 3 2
2) Выразите:
В рублях: 115 руб. 12 коп.; 1024 руб. 8 коп. ;
В килограммах: 12 кг 34 г; 2 ц 8 кг 500 г.
3) Найди ошибку:
а) 3,7 +2,8 = 5,15 в) 35,21 + 5 = 35,26
б) 48,32 – 48,31 = 0,1 г) 17,37 - 15,37 = 2,0
4. Решение задач.
1)Учитель: ребята, вам знакомо словосочетание «продовольственная корзина»
(Слайд 3)? Что это?
Продовольственная корзина – это определённый набор продуктов питания, которые необходимы для полноценного проживания человеку в течение года.
Состав продовольственной корзины (Слайд 4)
Наименование | Единица измерения | Объём потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые | кг | 133,7 | 103,7 | 84,0 |
Картофель | кг | 107,6 | 80,0 | 107,4 |
Овощи и бахчевые | кг | 97,0 | 92,0 | 108,7 |
Фрукты свежие | кг | 23,0 | 22,0 | 51,9 |
Сахар и кондитерские изделия | кг | 22,2 | 21,2 | 25,2 |
Мясопродукты | кг | 37,2 | 31,5 | 33,7 |
Рыбопродукты | кг | 16,0 | 15,0 | 14.0 |
Молоко и молочные продукты | кг | 238,2 | 218,9 | 325,2 |
Яйца | штука | 200,0 | 180,0 | 193,0 |
Масло растительное и др. жиры | кг | 13,8 | 11,0 | 10,0 |
Прочие продукты (чай соль специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 |
Учитель: затраты на продукты питания в семье составляют значительную долю всех расходов. Если люди так много тратят на продукты, то хотелось бы покупать их в магазинах, где цены наиболее низкие. Давайте выясним, где выгоднее совершать покупки: в магазинах торговой сети «Магнит», «Пятёрочка» или на рынке. Проведём исследование. Вы получили таблицы с ценами на основные продукты питания в указанных торговых точках (Приложение 1)
Каждый ряд заполняет свою колонку. Ученик, сидящий за первой партой, выполняет первое действие на сложение дробей из своей колонки и передаёт таблицу сидящему сзади. Тот ряд, который быстрее остальных справится с заданием, получает дополнительные баллы, которые будут учтены в конце урока при выставлении оценок.
По окончании работы, мы сделаем выводы, где выгоднее совершать покупки.
2) Приближается 8 марта - международный женский день. Я предлагаю пригласить в школу ваших мам и устроить для них праздничное чаепитие. Давайте попробуем выяснить, можно ли организовать сладкий стол для мам, если в нашем распоряжении 1000 рублей. Вы должны рационально распределить эти средства, чтобы не осталось лишних денег и не выйти за рамки бюджета. Информацию о ценах на продукты мы возьмём из
рекламных журналов сети универсамов «Магнит» (Приложение 2)
(Ученики работают в парах и предлагают свои варианты)
3) Решение задач по вариантам (Слайд 5)
(Два ученика работают у доски, остальные на месте)
Вариант 1
В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,5 кг яблок, 1,5 кг винограда и
2,6 кг груш?
Вариант 2
У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,7 кг мёда. Со второго – на 7,5 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Сколько трёхлитровых банок ему потребуется, чтобы разложить в них весь мёд?
Учитель: а теперь вы попробуйте сами составить задачу, которая решается сложением или вычитанием десятичных дробей.
4)Выполнение теста (при наличии резервного времени)
Учитель: на столе у вас лежат карточки с тестовыми заданиями. От вас требуется выбрать правильный ответ и записать соответствующую букву в табличку.
(Приложение 3)
Самопроверка (Слайд 6).
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант 1 | А | Б | В | Б | Б | А |
Вариант 2 | А | А | В | Б | Б | А |
5. Подведение итогов урока.
Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрели примеры применения сложения и вычитания десятичных дробей в повседневной жизни. Вы убедились в том, что математика нам необходима? Подведём итоги урока с учётом дополнительных баллов, заработанных учениками, сидящими на n-м ряду.
6 Домашнее задание (Слайд 7): выполнить № 1263 (а, в), № 1259, № 1266.
Приложение 1
Наименование | Цена в рублях за ед. измерения | ||
«Магнит» | «Пятёрочка» | Рынок | |
Хлеб «Дарницкий», 1 шт | 20 | 19,5 | 20,3 |
Картофель, 1 кг | 17,8 | 21,4 | 15,8 |
Молоко 3,2℅ , 1 л | 37,4 | 42,8 | 40,2 |
Яблоки, 1 кг | 76,3 | 79 | 80,5 |
Яйцо столовое 1 сорт (1десяток) | 52,9 | 61,3 | 65,5 |
Масло растительное , 1 л | 74,1 | 73,9 | 80,4 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 47,85 | 45,7 |
ИТОГО |
Приложение 2
Наименование | Цена в рублях за ед. измерения |
Торт «Наполеон», 1 шт | 215,7 |
Торт «Прага», 1 шт | 270,8 |
Торт «Киевский», 1 шт | 307,4 |
Яблоки, 1 кг | 76 |
Груши, 1 кг | 85,6 |
Конфеты «Ласточка», 100 г | 17,9 |
Конфеты «Мелодия», 100 г | 36,5 |
Конфеты «Ассорти», 100 г | 40,3 |
Сок апельсиновый, 1л | 84,6 |
Сок яблочный, 1л | 77,4 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 |
ИТОГО |
Приложение 3
Вариант 1
1.Выберите верную запись сложения чисел 7,85 и 52,6 в столбик:
А) 7,85 +52,60 ………… | Б) 7,85 52, 6 ………… | В) 7,85 + 52,6 ………. |
2.При сложении чисел 4,572 и 3,428 получили 8.
А) нет Б) да В) свой ответ
3.Найдите сумму чисел 122,2 и 33,75
А) 108,95 Б) 37,06 В) 155,95 Г) свой ответ
4.Найти разность чисел 44,7 на 9,73
А) 34,34 Б) 34,97 В) 35,03 Г) свой ответ
5.Найдите значение выражения 14,37+а, если а=3,9
А) 25,66 Б) 18,27 В) 21,46 Г) свой ответ
6.Найдите значение выражения а-11,8, если а=39,4
А)27,6 Б) 28,6 в) 53,2 Г) свой ответ
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа |
Вариант 2
1.Выберите верную запись сложения чисел 7,21 и 25,7 в столбик:
А) 7, 21 + 25,70 ………. | Б) 7, 21 +25, 7 ………… | В) 7, 21 + 25, 7 ………… |
2.При сложении чисел 6,519 и 4,481 получили 10.
А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ
3.Найдите сумму чисел 131,2 и 24,65
А) 108,55 Б) 46,86 В) 155,85 Г) свой ответ
4.Найти разность чисел 72,8 и 9,56
А) 63,36 Б) 63,24 В) 52,52 Г) свой ответ
5.Найдите значение выражения 14,27+а, если а=1,8
А) 13,55 Б) 16,07 В) 23,35 Г) свой ответ
6.Найдите значение выражения а-22,8, если а=51,4
А)28,6 Б) 29,6 в) 72,2 Г) свой ответ
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математика 6 класс тема Все действия с десятичными дробями
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний. Цели:систематизировать и обобщить знания и умения учащихся, связанные с понятием десятичной дроби и ее структурой;проверить практические навы...
Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок- обобщение по математике в 5 классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Технологическая карта урока математики в 5 классе.Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОСПредмет МатематикаКласс 5 классУМК :Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..Тема Сложение и вычитан...
Контрольная работа по математике в 5 классе "Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей"
Контрольная работа по математике в 5 классе по теме "Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей" в двух вариантах...
Открытый урок по математике 5 класс Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок создан по требованиям фгос....
Урок математики в 5 классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" 2017г
Форма урока: Путешествие по страницам Красной книги.Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов....