урок математики для 5 класса на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Целью  данного урока математики для 5 класса на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" является усиление   практической направленности обучения;  применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.rar305.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 105

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме  «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Задачи урока

Образовательные: усиление практической направленности обучения;  применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие:  формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления

Воспитательные: воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма работы с учащимися: фронтальная, самостоятельная, парная.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: ребята, чему вы научились на прошлом уроке? (Мы изучили правила сложения и вычитания десятичных дробей) Как вы думаете,  так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби? (Ответы учеников)

 О том, к чему может привести неумение складывать и вычитать десятичные дроби, очень хорошо говорится в стихотворении В. Лифшица « Три десятых».

Три десятых — скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых — и все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, в котором живете,

Архитектор немного ошибся в расчёте,

Чтоб случилось, ты, знаешь? Наверно едва ли.

Этот дом превратился бы в груду развалин.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, точно, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку.

Три десятых – и стены возводится косо,

Три десятых – и рухнут выгоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптека

Станет ядом лекарство для человека.

2. Актуализация знаний.

Учитель: возможно, в ваших будущих профессиях так же важно будет уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби. Давайте вспомним правила, как сложить (вычесть) десятичные дроби? (Ответы учеников с последующей проверкой ) (Слайд 2)

На сегодняшнем уроке мы  не только будем продолжать отрабатывать эти правила, но и применить полученные знания при решении практических задач.

3. Устные упражнения.

1) Прочитайте десятичные дроби (на доске записаны числа, а запятая перемещается)

4 7 5 9  0 3 2

2) Выразите:

В рублях: 115 руб. 12 коп.; 1024 руб. 8 коп. ;

В килограммах: 12 кг 34 г;  2 ц  8 кг 500 г.

3) Найди ошибку:

а) 3,7 +2,8 = 5,15                          в) 35,21 + 5 = 35,26

б) 48,32 – 48,31 = 0,1                   г) 17,37 - 15,37 = 2,0

4. Решение задач.

1)Учитель: ребята, вам знакомо словосочетание «продовольственная корзина»

(Слайд 3)? Что это?

Продовольственная корзина – это определённый набор продуктов питания, которые необходимы для полноценного проживания человеку в течение года.

Состав продовольственной корзины (Слайд 4)

Наименование

Единица измерения

Объём потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0

14.0

Молоко и молочные продукты

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное и др. жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (чай соль специи)

кг

4,9

4,2

3,6

Учитель: затраты на продукты питания в семье составляют значительную долю всех расходов. Если люди так много тратят на продукты, то хотелось бы покупать их в магазинах, где цены наиболее низкие. Давайте выясним, где выгоднее совершать покупки: в магазинах торговой сети «Магнит», «Пятёрочка» или на рынке. Проведём исследование. Вы получили таблицы с ценами на основные продукты питания в указанных торговых точках (Приложение 1)

Каждый ряд заполняет свою колонку. Ученик, сидящий за первой партой, выполняет первое действие на сложение дробей из своей колонки и передаёт таблицу сидящему сзади. Тот ряд, который быстрее остальных справится с заданием, получает дополнительные баллы, которые будут учтены в конце урока при выставлении оценок.

По окончании работы, мы сделаем выводы, где выгоднее совершать покупки.

2) Приближается 8 марта - международный женский день.  Я предлагаю пригласить в школу ваших мам и устроить для них праздничное чаепитие. Давайте попробуем  выяснить, можно ли организовать сладкий стол для мам, если в нашем распоряжении 1000 рублей. Вы должны рационально распределить эти средства, чтобы не осталось лишних денег и не выйти за рамки бюджета. Информацию о ценах на продукты мы возьмём  из

рекламных  журналов сети универсамов «Магнит» (Приложение 2)

(Ученики работают в парах и предлагают свои варианты)

3) Решение задач по вариантам (Слайд 5)

 (Два ученика работают у доски, остальные на месте)

Вариант 1

В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,5 кг яблок, 1,5 кг винограда и

2,6 кг груш?

Вариант 2

 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,7 кг мёда. Со второго – на 7,5 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Сколько трёхлитровых банок ему потребуется, чтобы разложить в них весь мёд?

Учитель: а теперь вы попробуйте сами составить задачу, которая решается сложением или вычитанием десятичных дробей.

4)Выполнение теста (при наличии резервного времени)

Учитель: на столе у вас лежат карточки с тестовыми заданиями. От вас требуется выбрать правильный ответ и записать соответствующую букву в табличку.

(Приложение 3)

Самопроверка  (Слайд  6).

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант  1

А

Б

В

Б

Б

А

Вариант  2

А

А

В

Б

Б

А

5. Подведение итогов урока.

Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрели примеры применения сложения и вычитания десятичных дробей в повседневной жизни. Вы убедились в том, что математика нам необходима? Подведём итоги урока с учётом дополнительных баллов, заработанных учениками, сидящими на n-м ряду.

6 Домашнее задание (Слайд 7): выполнить № 1263 (а, в), № 1259, № 1266.

Приложение 1

Наименование

Цена в рублях за ед. измерения

«Магнит»

«Пятёрочка»

Рынок

Хлеб «Дарницкий», 1 шт

20

19,5

20,3

Картофель, 1 кг

17,8

21,4

15,8

Молоко 3,2℅ , 1 л

37,4

42,8

40,2

Яблоки, 1 кг

76,3

79

80,5

Яйцо столовое 1 сорт (1десяток)

52,9

61,3

65,5

Масло растительное , 1 л

74,1

73,9

80,4

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

47,85

45,7

ИТОГО

Приложение 2

Наименование

Цена в рублях за ед. измерения

Торт «Наполеон», 1 шт

215,7

Торт «Прага», 1 шт

270,8

Торт «Киевский», 1 шт

307,4

Яблоки, 1 кг

76

Груши, 1 кг

85,6

Конфеты «Ласточка», 100 г

17,9

Конфеты «Мелодия», 100 г

36,5

Конфеты «Ассорти», 100 г

40,3

Сок апельсиновый, 1л

84,6

Сок яблочный, 1л

77,4

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

ИТОГО

Приложение 3

Вариант 1

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,85 и 52,6 в столбик:

 А)   7,85

    +52,60

…………

Б)   7,85

    52,   6

…………

В) 7,85

+   52,6

……….

2.При сложении чисел 4,572 и 3,428 получили 8.

А) нет                Б) да            В) свой ответ

3.Найдите сумму чисел 122,2 и 33,75

А) 108,95       Б) 37,06     В) 155,95      Г) свой ответ

4.Найти разность чисел  44,7 на 9,73

А) 34,34       Б) 34,97     В) 35,03       Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 14,37+а,  если  а=3,9

А) 25,66      Б) 18,27      В) 21,46     Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-11,8,  если  а=39,4

А)27,6         Б) 28,6         в) 53,2     Г) свой ответ

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа

Вариант 2

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,21 и 25,7 в столбик:

 А)   7, 21

   + 25,70

   ……….

Б) 7, 21 +25,   7

…………

В)    7, 21

 +  25, 7

…………

2.При сложении чисел 6,519 и 4,481 получили 10.

А) нет                Б) да            В) не знаю                Г) свой ответ

3.Найдите сумму чисел 131,2 и 24,65

А) 108,55   Б) 46,86     В) 155,85      Г) свой ответ

4.Найти разность чисел  72,8 и  9,56

А) 63,36    Б) 63,24   В) 52,52    Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 14,27+а, если  а=1,8

А) 13,55    Б) 16,07   В) 23,35    Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-22,8, если  а=51,4

А)28,6    Б) 29,6    в) 72,2    Г) свой ответ

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математика 6 класс тема Все действия с десятичными дробями

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний. Цели:систематизировать и обобщить знания и умения учащихся, связанные с понятием десятичной дроби и ее структурой;проверить практические навы...

Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок- обобщение по математике в 5 классе.  Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...

Технологическая карта урока математики в 5 классе.Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОСПредмет МатематикаКласс 5 классУМК :Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..Тема Сложение и вычитан...

Контрольная работа по математике в 5 классе "Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей"

Контрольная работа по математике в 5 классе по теме "Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей" в двух вариантах...

Урок математики в 5 классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" 2017г

Форма урока:  Путешествие по страницам Красной книги.Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов....