Урок в 11 классе "Решение уравнений и систем уравнений с использованием информационных технологий."
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Построение графиков функций, используя возможности Mickrosoft Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra-11.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по алгебре и началам анализа
Дата: 13 марта 2014г
Класс: 11 «А»
Учитель: Копытова Т.П.
Тема урока Решение уравнений и систем уравнений с использованием информационных технологий.
Цели урока:
обучающие:
продолжить формировать знания и умения решать уравнения и системы уравнений графическим способом, используя возможности электронных таблиц;
развивающие:
-формировать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии;
воспитывающие:
-осуществлять эстетическое воспитание;
-воспитывать аккуратность, добросовестность.
-через включение в самостоятельную учебную деятельность способствовать саморазвитию личности.
Тип урока: интегрированный урок (по математика и информатике) обобщения и систематизации изученного материала
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Этапы урока:
I. Вводно-мотивационная часть (12 мин.)
1.Сообщение темы урока и обсуждение целей урока.(2 мин.)
2.Актуализация знаний. (10 мин.)
II. Основная часть (25 мин.).
1.Практическая работа
(обеспечение осознанности формируемых знаний).(10 мин.)
2.Контроль усвоения (15 мин.)
3.Проверка решений
III. Рефлексивно- оценочный часть (3 мин.).
1.Подведение итогов урока
2.Домашнее задание
ХОД УРОКА
- Вводно-мотивационная часть.
1. Сообщаю тему, задачи, план работы на уроке и критерии оценивания учащихся.
2. Актуализация знаний.
1. Назовите основные элементы электронных таблиц:
- Ячейка
- Строка
- Столбец
- Лист
2. Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы:
- Текст
- Число
- Формула
- Дата-время
3. Каковы правила записи формул в электронных таблицах?
Ответ: Ввод формулы начинается со знака равенства. Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст. В формулы могут включаться числовые данные, адреса объектов таблицы, а также различные функции.
4. Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте повторим как это делается.
Задание. Записать следующие выражения, учитывая, что значение х находится в ячейке А1
а) ; б) ; в)
Ответы:
а) (1 + А1)/(4*А1*А1);
б) – 2*ABS( А1) + А1^3/(3 *А1*А1) + 4)+3;
в) ABS(А1/(А1*А1 + 1)) + ABS(А1)/(А1^4 + 1).
5. А теперь вспомним алгоритм построения графика функции.
- Составить таблицу значений функции; ( вспомнить как протубулировать значения функции с шагом, например, 0,5)
- Выделить таблицу.
- С помощью Мастера построения диаграмм построить диаграмму (точечную со значениями, соединенными сглаживающими линиями)
Задание. Построить график функции у = |3х2 – 4|х+5| - 10| на отрезке [-5; 5] с шагом 0,5.
1.Составим таблицу значений функции:
x | -5 | -4,5 | -4 | -3,5 | -3 | -2,5 | -2 | -1,5 | -1 | -0,5 | 0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 |
y | 65 | 48,75 | 34 | 20,8 | 9 | 1,3 | 10 | 17,3 | 23 | 27,3 | 30 | 31,3 | 31 | 29,3 | 26 | 21,3 | 15 | 7,3 | 2 | 12,8 | 25 |
2. Построим точечную диаграмму.
6.- Вот вы и справились с первым моим заданием.
- А как поступить в том случае, когда вы не помните правила записи в Excel какой-либо математической функции?
- Где можно получить информацию о правилах записи в Excel математических функций? Например, как записывается выражение ?
Ответ: для записи функций в ячейки можно пользоваться мастером функций (Вставка-Функция…)
7. Итог: Каким же умением вы овладели? (Ответы учащихся)
-А где на практике вы, учащиеся 11 класса, можете применить это своё умение?
(на уроках физики, химии, математике).
- Я знаю, что вы любите математику, поэтому прошу вас более подробно рассказать, а при решении каких конкретно задач из школьного курса математики вам может понадобиться умение строить графики функции с помощью компьютера.
Ответ: а) при непосредственной задаче «построить график функции» для самопроверки.
б) для графического решения уравнений.
в) для графического решения системы уравнений.
-Так какую цель вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке?
Не просто строить графики функций, а решать конкретные задачи из курса математики, а именно – графически решать системы уравнений.
Давайте вспомним основные понятия из курса математики:
-Что значит решить систему уравнений?
-Что называется решением системы уравнений?
Ответ: Решить систему уравнений - это значит найти все ее решения или доказать, что система решений не имеет.
Решением системы называется всякая пара чисел (х0,у0), являющаяся решением и первого и второго уравнения системы.
-Что значит решить графически систему уравнений?
Ответ: Решить графически систему уравнений – это значит найти точки пересечения графиков уравнений, входящих в систему.
II. Основная часть урока.
Практическая работа.
1.Решить графически систему уравнений
Класс делится на 3 группы:
1 группа: выполняет задание за компьютером
2 группа: строит графики и находит решение системы.
3 группа: решает систему, используя алгебраические методы.
(После выполнения работы идет обсуждение решений, и делается вывод, что решение системы можно проверить построив графики уравнений с помощью компьютера).
Для этого построим в одной координатной плоскости графики уравнений:
у = |x – 1| + |x + 1| и
у = |x – 2| – |x + 2|.
Решением системы является
промежуток [–2; –1].
Ответ: x [–2; –1].
-У нас в ответе получился целый промежуток значений x . А какие ещё возможны варианты ответов?
Ответы: а) графики не пересекаются ( нет решений)
б) одна точка пересечения (одно решение)
в) несколько точек (конечное количество решений)
г) бесконечное количество точек.(бесконечно много решений)
2. Контроль усвоения (работа за компьютерами с последующей проверкой через мультимедийный проектор).
Решить графически следующие системы уравнений:
1)
Ответ: (-3,75; -1), (-0,25; -1), (0,25; 0,8), (4,2; 0,61)
2)
Ответ: (–0,75; –2)
3)
Ответ: (-8; 28), (0;4), (8;20).
4) Дополнительное задание (оценивается отдельно)
При каком значении а уравнение ||2x|-4|-x=а имеет три различных корня?
Выбрать верный ответ, обосновать его.
Почему неверны два остальных ответа?
Построим в одной системе
координат графики функций
у = ||2x|-4|-x и
у = а
Варианты ответов:
а) при ;
б) при а = 1.
в) при а ;
3. Проверка решений, подведение итогов.
3 верно выполненных задания – «отлично»
2 верно выполненных задания – «хорошо»
1 верно выполненное задание – «удовлетворительно»
Все задания выполнены неверно – «неудовлетворительно»
III. Рефлексивно - оценочный.
1. Закончить свой урок я хотела бы словами Сеймура Пейперта – «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер,
но и знание, когда это следует делать».
Я желаю каждому из вас достигнуть вершин компьютерной грамотности и умело пользоваться своими знаниями.
2.Домашнее задание. ( Составить уравнение для решения задачи и решить графически с помощью компьютера).
Согласно расписанию катер проходит по реке, скорость течения которой 5 км/ч, путь из А в D длиной 16 км за 1ч. При этом, выходя из пункта А в 12 ч, он прибывает в пункты В и С, отстоящие от А на расстоянии 11км и 13 км соответственно, в 12 ч 20 мин и 12 ч 40 мин. Известно, что если бы катер двигался из А в D без остановок с постоянной скоростью v (относительно воды), то сумма абсолютных величин отклонений от расписания прибытия в пункты В, С, D не превысила бы уменьшенного на полчаса времени, необходимого катеру для прохождения 5 км со скоростью v в стоячей воде. Какой из пунктов – А или D – находится выше по течению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» - Конспект урока
Цели:Систематизировать, расширить и углубить знания по данной темеСпособствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводыПрививать умение сотрудничать, оказ...
Урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» - Приложение №1
Таблица - Математический диктант по теме «Функции»...
Тема опыта:«Использование информационных технологий при изучении темы «Выражения и уравнения, содержащие знак модуля» в 6 и 7 классах»».
На уроках математики просто невозможно обойтись без применения информационных технологий. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему уроков, таблиц, презентаций и поделиться с коллегами своими ...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»
В данной статье рассматривается организация деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...