Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
урок - путешествие на планету положительных и отрицательных чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Учитель математики МОУ «Поповская ООШ» С.С.Курова
Цели:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий сложения над положительными и отрицательными числами;
- закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать логическое мышление, память, вычислительные навыки;
-расширение кругозора;
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание настойчивости в достижении цели;
- воспитание культуры труда, математической речи.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- компьютер;
- тексты с тестами;
- цветные карандаши.
Ход урока:
- Организационный момент:
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
- Сообщение темы урока и постановка цели урока.
Дорогие ребята. Я получила приглашение поучаствовать в плавании на корабле по стране «Положительных и отрицательных чисел». Прежде чем мы совершим удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед плаванием проверить готовность нашего экипажа. Я прошу моих помощников – консультантов отмечать готовность своего экипажа. ( в конце урока в этой карте будет отслежено, кому из ребят можно ставить оценку).
Народная мудрость гласит нам “повторенье – мать ученья”.
Сегодня мы с вами повторим сложение положительных и отрицательных чисел.
- Актуализация знаний. Начнем наше плавание с бухты «Трудный вопрос». Ответьте на вопросы:.
- Какие числа называются противоположными?
- Что называют модулем числа?
- Чему равен модуль положительного числа?
- Чему равен модуль отрицательного числа?
- Чему равен модуль нуля?
- Какими числами выражается увеличение, уменьшение любой величины?
- Как сложить числа с одинаковыми знаками?( Чтобы сложить числа с одинаковыми знаками надо сложить их модули и перед результатом поставить их общий знак)
- Как сложить числа с разными знаками? ( Надо из большего модуля вычесть меньший модуль и поставить знак того слагаемого, модуль которого больше)
- Чему равна сумма противоположных чисел? (Нулю)
Правда ли:
- Сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна;
- Сумма двух чисел с разными знаками всегда отрицательна;
- Сумма двух чисел с разными знаками может быть и положительна и отрицательна;
- Сумма двух чисел с разными знаками может быть равна нулю;
- Знак суммы двух чисел с разными знаками всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем;
- Сумма отрицательных чисел всегда отрицательное число.
- Сумма противоположных чисел равна нулю.
- Сумма двух отрицательных чисел- число положительное;.
- Мы с вами настроились на математический лад.
Далее мы совершим остановку в проливе «Устного счета».
- Найдите правильный ответ: -4,8 + ( -4,8) -9,6 0 -1 9,6 -8,16.
- Заполните пропуски:
-14 + 21 = 7 -4,8 + 13,4 = 8,6
-2 + (-15 ) = -17 -3,8 + (-0,28) = - 4,08
- 51, 2 + ( -3,8) = -55
3.Найдите правильный ответ: -2 + (-8,2) 10,2 -10,2 6,2 -6,2
-8,4
- Далее мы сделаем остановку в заливе, который носит название «Исторический»
(Дети делают доклады об истории возникновения положительных и отрицательных чисел).
Китай
Впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае примерно 2100 лет тому назад. Там умели также складывать и вычитать положительные и отрицательные числа. Отрицательные числа трактовали как долг, а положительные как имущество. Таким же образом смотрели на эти числа и в Индии в 7 столетии, но там уже были известны правила умножения и деления. Люди с некоторым недоверием относились к отрицательным числам, считая их не совсем реальными, истолкование их как имущество – долг вызывало недоумение: как можно «складывать» и «вычитать» имущество и долги?
Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
В Европе к введению отрицательных чисел близко подошел итальянский математик Леонардо Пизанский. В Италии ростовщики, давая в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее. Получалось что-то вроде нашего плюса.
В 1544 году немецкий математик Штифель впервые рассматривает отрицательные числа как числа, меньшие нуля (т. е. «меньшие, чем ничто»). С этого момента отрицательные числа воспринимаются уже не как долг, а совсем по-иному.
Сказки. В сказках есть тоже положительные и отрицательные герои.
Иван-царевич ― положительный сказочный персонаж. Рассматриваем его со знаком «плюс».
Кощей бессмертный ― отрицательный персонаж. Рассматриваем его со знаком «минус».
- Следующая остановка: Остров «Здоровья»
Физминутка.
В здоровом теле – здоровый дух, поэтому сделаем зарядку.
Поднимаем руки класс, это «раз»,
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Следующая остановка на острове «Удача». А чтоб вам сопутствовала удача, вам необходимо ответить на вопросы теста.
Тест:
- Какие числа называются положительными?
а) со знаком «+»; б) со знаком «-».
2. Какие числа называют отрицательными?
а) со знаком «+»; б) со знаком «-».
3. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют:
а) положительными; б) противоположными; в) отрицательными.
4. Любое отрицательное число … любого положительного. а) больше; б) меньше; в) равно.
5. Любое положительное число … нуля. а) больше; б) меньше; в) равно.
6. Любое отрицательное число … нуля. а) больше; б) меньше; в) равно.
7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого… а) меньше; б) больше.
8. Чему равна сумма двух противоположных чисел? __________
9 . Значение суммы -5,4+(-3,5) равно а) 8,9 б) 1,9 в) -8,9
г)-1,9.
10 . Значение суммы 4,6+(-2,2) равно а) 6,8 б) 2,4 в) -2,4
г)-6,8
11. Значение суммы -8.3+6.2 равно: а) 2.1 б) – 2.1 в) – 14,5 г) 14,5
Самопроверка.
- Далее мы с вами плывем в «океан знаний»
Решение примеров из учебника.
№ 1069
а) Х + (-3) = -11 б) -5 + У = 15 в) М + (-12) = 2 г) 3 + Н = -10
Х = -8 У = -20 М = 14 Н = -13
№ 1070 (а, в)
№1073
№1 Заполните таблицу:
a | b | a+b | | a | | | b | | | a |+| b | |
- 4 | - 3 | -7 | 4 | 3 | 7 |
- 7 | - 1 | -8 | 7 | 1 | 8 |
- 6 | - 4 | -10 | 6 | 4 | 10 |
- 3 | - 5 | -8 | 3 | 5 | 8 |
№2 Вычислите:
- Вот и закончилось наше с вами путешествие. Нам осталось подвести итог урока.
- Итоги урока.
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
9. Рефлексия.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”. А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”
- Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек, рисует в тетради синие квадратики.
- Кто работал добросовестно, рисует в тетради зеленые квадратики.
- Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, рисует в тетради красные квадратики.
- И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из Вас:
- «К математике способность проявляй,
- Не ленись, а ежедневно развивай,
- Умножай, дели, трудись, соображай,
- С математикой дружить не забывай»
Домашнее задание: № 1098, № 1100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».
Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....
Открытый урок в 6 классе на тему: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Закрепление изученного материала, выработка навыков сложения и вычитания чисел, проверка степени усвоения учащимися материала.Развитие вычислительных навыков, мышления, речи, творчества.Воспитание сам...
Презентация к обобщающему уроку математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Презентация к уроку содержит обобщающие материалы по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел", простейшие неравенства с модулем. Урок построен по мотивам сказки-мультфильма "Али...
Урок-обобщение по математике в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".
Урок-обобщение по математике в 6 классе.Тема: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.Задачи: Образовательная- закр...
Мультимедийный дидактический комплекс по математике для учащихся 6 класса по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями...
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Урок решения познавательных задач по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". УМК "Математика 6" Н.Виленкин, В.Жохов и др.На уроке используются карточки для...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...