Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель ШМО /Г.М.Тарабина/ «31» августа 2015г. | Согласована с зам.директора по УВР ______________________ /М.В.Чернова/ «3» сентября 2015г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения ________________________ /В.В.Терехин/ «7» сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
7 класс
Количество часов: 136 ч
Учитель математики: Елфимова Л.И.
Учебный год: 2015/2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета математики для 7 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» составлена на основе:
Программы. Алгебра. 7-9 классы /авт.-сост. Бурмистрова Т.А. изд. Просвещение 2008г.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1.Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.-11-е изд.-М.: Просвещение, 2003.
2.Дидактические материалы по алгебре для 7 класса/ Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 1991.
3.Изучение алгебры в 7-9 классах: Кн. для учителя/ Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др.-М.: Просвещение, 2002.
4.Алгебра .7 класс: Поурочные планы (по учебнику Ш.А. Алимова и др.)/
Авт.-сост. Е.Р. Лебедева.- Волгоград: Учитель, 2004.
5.Зив Б.Г. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса./ Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.
На изучение математики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 136 часа, 4 часа в неделю.
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, внедряется в традиционно далекие от нее области.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- В ходе преподавания алгебры в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.
Результаты изучения рабочей программы по алгебре для 7 класса представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Требования к математической подготовке учащихся:
В результате изучения учебного курса "алгебра" в 7 классе ученик должен:
Знать/ понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Уроки | Контрольные работы | |||
Вводное повторение | 2 | 2 | ||
Алгебраические выражения | 14 | 13 | 1 | |
Уравнения с одним неизвестным | 10 | 9 | 1 | |
Одночлены и многочлены | 24 | 23 | 1 | |
Разложение многочленов на множители | 19 | 18 | 1 | |
Алгебраические дроби | 22 | 21 | 1 | |
Линейная функция и ее график | 14 | 13 | 1 | |
Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 18 | 17 | 1 | |
Введение в комбинаторику | 5 | 5 | ||
Итоговое повторение | 8 | 7 | 1 |
Основное содержание
1. Алгебраические выражения (14 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины: числовое выражение, выражение с переменными, значение выражения, среднее арифметическое, размах, мода и медиана ряда данных.
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
2. Уравнения с одним неизвестным (10 ч)
Уравнение и его корни. Уравнения, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Цель – совершенствовать умения решения линейных уравнений и текстовых задач, решаемых с помощью уравнений.
Знать определение линейного уравнения, корня уравнения, области определения уравнения.
Уметь решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; составлять уравнение по тексту задачи.
3. Одночлены и многочлены (24 ч)
Степень с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение одночленов и многочленов.
Знать определение одночлена и многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с многочленами.
4. Разложение многочленов на множители (19 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы , куб суммы и куб разности, формула суммы кубов и разности кубов[1]1. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение выполнять разложение многочлена на множители, применять полученные навыки при решении уравнений, доказательстве тождеств.
Знать способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
Уметь разложить многочлен на множители.
5. Алгебраические дроби (22 ч)
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования алгебраических дробей.
Знать правила сокращения дроби, приведение дробей к общему знаменателю, арифметических действий над алгебраическими дробями.
Уметь преобразовать алгебраическую дробь.
6 Линейная функция и ее график (14 ч)
Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx и её график. Линейная функция и ее график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что такое функция.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, область значений); находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (18 ч)
Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графический способ. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
8. Ведение в комбинаторику (5 ч)
Различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов.
9. Итоговое повторение( 8 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Учебно-методическое обеспечение
№ | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа | 7 | Т.А.Бурмистрова, | М.: Просвещение | 2009 |
2 | Учебник (основной) | 7 Алгебра | Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. | М.: Просвещение | 2003 |
3 | Учебники (дополнительные) | - | - | - | - |
4 | Учебные пособия: задачники, сборники | Дидактические материалы по алгебре для 7 класса | Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова | М.: Просвещение | 1991 |
Дидактические материалы по алгебре для 7 кл | Б.Г.Зив, В.М. Мейлер | М.: Просвещение | 2007 |
Календарно-тематическое и поурочное планирование
Алгебра 7 класс
№ | Тематическое планирование с указанием количества часов | учебник | Дата проведения | Примечания | |
факти-чески | по пла ну | ||||
Повторение(2часа) | |||||
ГЛАВА 1. Алгебраические выражения.( 14 часов ) | |||||
1 | Числовые выражения | §1 | |||
2 | Решение задач. | ||||
3 | Алгебраические выражения | §2 | |||
4 | Решение задач. | ||||
5 | Алгебраические равенства. Формулы. | §3 | |||
6 | Решение задач. | ||||
7 | Решение задач. | ||||
8 | Свойства арифметических действий. | §4 | |||
9 | Решение задач. | ||||
10 | Решение задач. | ||||
11 | Правила раскрытия скобок. | §5 | |||
12 | Решение задач. | ||||
13 | Обобщающий урок. | ||||
14 | Контрольная работа № 1 | ||||
ГЛАВА 2. Уравнения с одним неизвестным.( 10часов ) | |||||
15 | Уравнение и его корни. | §6 | |||
16 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. | §7 | |||
17 | Решение уравнений. | ||||
18 | Решение уравнений | ||||
19 | Решение задач с помощью уравнений. | §8 | |||
20 | Решение задач. | ||||
21 | Решение задач. | ||||
22 | Решение задач | ||||
23 | Обобщающий урок. | ||||
24 | Контрольная работа № 2 | ||||
ГЛАВА 3. Одночлены и многочлены.(24 часа) | |||||
25 | Степень с натуральным показателем. | §9 | |||
26 | Решение задач. | ||||
27 | Свойства степени с натуральным показателем. | §10 | |||
28 | Решение задач. | ||||
29 | Решение задач | ||||
30 | Одночлен. Стандартный вид одночлена. | §11 | |||
31 | Умножение одночленов. | §12 | |||
32 | Решение задач. | ||||
33 | Многочлены. | §13 | |||
34 | Приведение подобных членов. | §14 | |||
35 | Решение задач | ||||
36 | Сложение и вычитание многочленов. | §15 | |||
37 | Решение задач | ||||
38 | Решение задач | ||||
39 | Решение задач | ||||
40 | Умножение многочлена на одночлен. | §16 | |||
41 | . Решение задач | ||||
42 | Умножение многочлена на многочлен. | §17 | |||
43 | Решение задач. | ||||
44 | Решение задач | ||||
45 | Деление одночлена и многочлена на одночлен. | §18 | |||
46 | Решение задач. | ||||
47 | Обобщающий урок. | ||||
48 | Контрольная работа № 3 | ||||
ГЛАВА 4. Разложение многочленов на множители. (19 часов ) | |||||
49 | Вынесение общего множителя за скобки. | §19 | |||
50 | Решение задач. | ||||
51 | Решение задач. | ||||
52 | Способ группировки. | §20 | |||
53 | Решение задач. | ||||
54 | Решение задач. | ||||
55 | Формула разности квадратов. | §21 | |||
56 | Решение задач. | ||||
57 | Решение задач. | ||||
58 | Квадрат суммы. | §22 | |||
59 | Решение задач. | ||||
60 | Квадрат разности. | §22 | |||
61 | Решение задач. | ||||
62 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители. | §23 | |||
63 | Решение задач. | ||||
64 | Решение задач. | ||||
65 | Решение задач. | ||||
66 | Обобщающий урок. | ||||
67 | Контрольная работа № 4 | ||||
ГЛАВА5. Алгебраические дроби. 22 часа | |||||
68 | Алгебраическая дробь. | §24 | |||
69 | Сокращение дробей. | §24 | |||
70 | Решение задач. | ||||
71 | Приведение дробей к общему знаменателю. | §25 | |||
72 | Решение задач. | ||||
73 | Решение задач. | ||||
74 | Сложение алгебраических дробей. | §26 | |||
75 | Решение задач | ||||
76 | Вычитание алгебраических дробей | §26 | |||
77 | Решение задач. | ||||
78 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | §26 | |||
79 | Решение задач. | ||||
80 | Умножение алгебраических дробей | §27 | |||
81 | Решение задач | ||||
82 | Деление алгебраических дробей | §27 | |||
83 | Решение задач | ||||
84 | Совместные действия над алгебраическими дробями | §28 | |||
85 | Решение задач. | ||||
86 | Совместные действия над алгебраическими дробями | §28 | |||
87 | Решение задач | ||||
88 | Обобщающий урок | ||||
89 | Контрольная работа № 5 | ||||
ГЛАВА 6. Линейная функция и ее график. (14часов ) | |||||
90 | Прямоугольная система координат на плоскости | §29 | |||
91 | Решение задач | ||||
92 | Функция | §30 | |||
93 | Решение задач | ||||
94 | Решение задач | ||||
95 | Функция y=kx и ее график. | §31 | |||
96 | Функция y=kx и ее график. | §31 | |||
97 | Решение задач | ||||
98 | Линейная функция и ее график | §32 | |||
99 | Построение графика линейной функции | ||||
100 | Построение графика линейной функции | §32 | |||
101 | Построение графика линейной функции | ||||
102 | Обобщающий урок | ||||
103 | Контрольная работа № 6 | ||||
ГЛАВА7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными 18 часов) | |||||
104 | Системы уравнений | §33 | |||
105 | Способ подстановки | §34 | |||
106 | Решение задач | ||||
107 | Решение задач | ||||
108 | Способ сложения | §35 | |||
109 | Решение задач | ||||
110 | Решение задач | ||||
111 | Решение задач | ||||
112 | Графический способ решения систем уравнений | §36 | |||
113 | Решение задач | ||||
114 | Решение задач |
115 | Решение задач с помощью систем уравнений | §37 | |||
116 | Решение задач | ||||
117 | Решение задач | ||||
118 | Решение задач | ||||
119 | Обобщающий урок | ||||
120 | Обобщающий урок | ||||
121 | Контрольная работа № 7 | ||||
Введение в комбинаторику (5часов) | |||||
122 | Исторические комбинаторные задачи | §38 | |||
123 | Различные комбинации из трех элементов | §38 | |||
124 | Таблица вариантов и правило произведения | §39 | |||
125 | Подсчет вариантов с помощью графов | §40 | |||
126 | |||||
127-136 | Повторение |
Материально-техническое обеспечение
1.Перечень оборудования: Проектор, компьютер, принтер,колонки.
2. Инструменты циркули, треугольники, транспортир линейка ( 1 м.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...