Основные преобразования графиков функции
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Конспект урока по алгебре. 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_preobrazovaniya_grafikov_funktsiy1.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«ЛИИТ  №36»

Основные преобразования графиков функции 

( Алгебра и начала анализа, 11 класс)

Автор: Шапеева Анфиса Васильевна,

                          учитель математики

                          МАОУ «ЛИИТ №36»

Г. Набережные Челны


План – конспект урока

Класс:  11
Название курса: алгебра и начала анализа

Название  темы: Основные преобразования графиков функции

Автор: Шапеева Анфиса Васильевна

Роль и место темы в курсе: 

Перед данным уроком были изучены темы:

Элементарные функции.

Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции.

Четность, нечетность, периодичность функции.

Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции.

Исследование функций  построение их графиков элементарными методами.

После этой темы будет изучена тема:

Графики сложных функций.

Этот урок предусматривает внутрипредметную связь, расширение и углублене знаний на основе идее укрупнения дидактических единиц.

Цели: 

  • систематизировать основные способы преобразования графиков;
  • Научить строить графиков функций на основе этих преобразований и применить эти знания в решении нестандартных задач; чтение графиков функции на основе алгоритма исследования функции;
  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; развитию  аргументированной  математической речи;
  • создать условия, способствующие формированию внимательности, ответственности, условия для воспитания коммуникативной культуры, умений выслушивать и уважать мнение других; анализировать  и обобщать свой ответ, ответ товарища;
  •  воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера

Урок проводится в кабинете, где имеется интерактивная доска, компьютер с установленной программой «Живая математика» и мультимедейный проектор. Урок делится 45 мин.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые  результаты

  1. Организационный этап

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке      

Приветствие учащихся; проверка их готовности

Сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они применяют знания и умения, полученные при изучении пройденных тем    

быстрая готовность к уроку

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному   закреплению и усвоению темы (устная работа) ( актуализация знаний)

Повторение опорных знаний учащихся

Задачи: 

Проверить степень овладения основными понятиями о функции и   ее свойствах;

                    знания схемы исследования функции и умения ее применять;

Способствовать развитию умения анализировать условие и исследовать функции

Фронтальная работа 

Что называют графиком функции

Что необходимо знать для описания свойств функции, чтения графика?

Решение каких опорных задач включает в себя данная схема?

Исследуйте по схеме данную функцию

(Приложение «Чертеж Живой математики

стр. 14)

Необходимо знать алгоритм общей схемы исследования функций

Учащиеся формулируют задачи по общей схеме исследования функций

  1. Найти область определения
  2. Исследовать функцию на четность и нечетность, на периодичность
  3. Найти промежутки монотонности
  4. Найти промежутки знакопостоянства

Найти множество изменений функции

Умение по графику функции читать эти свойства

Умение отвечать на поставленный вопрос  знание теоретического материала и уметь объяснять всем .

Умение формулировать и задавать вопросы товарищам по изученному материалу;

 анализировать, слушать, комментировать, оценивать ответы своих товарищей

Повторение теоретического материала

2. Основная часть урока

Систематизировать знания о преобразованиях графиков функций

II. Отработка навыков построения на координатной плоскости.

Способствовать формированию умений:

                      осуществлять самоконтроль

                      Осмысливать учебный материал

Развивать быстроту и точность выполнения заданий

Учитель предлагает учащимся назвать известные им преобразования и объяснить, что при этом происходить с графиком исходной функции.

Презентация по данной теме «Основные преобразования  графиков  функций.ppt» ( если  есть УМК « Живая математика», то преобразования графиков функции с помощью анимации можно  наглядно показывать, что происходит с графиком функции , в зависимости от параметров.)   На данном уроке использована УМК «Живая математика» (ученику заранее дано задание выполнить презентацию по данной теме)

  • В Приложении имеется и презентация  на Microsoft Power Point ( в конспект взяты слайды оттуда)

 (Приложение «Чертеж Живой математики стр. 1 – 9)

  1. График функции у = f(x)+b получается из графика функции у = f(x) (рис.1) на вектор (0,b) вдоль оси ординат.

  1.  График функции у = f(x+b) получается из графика функции у = f(x) на вектор  (-b,0) вдоль оси абсцисс.

  1. График функции у = -f(x) получается  симметрией графика функции у = f(x) относительно оси абсцисс.

  1. График функции у = f(аx) получается сжатием  графика функции  у = f(x)  к оси ординат в а раз, если a > 1, и растяжением  от оси ординат в  раз, если  0

  1. График функции у = f(-x) получается  симметрией графика функции у = f(x) относительно оси ординат.

  1. График функции у = аf(x) получается  умножением каждой ординаты  графика функции у = f(x)   на а, т.е. растяжением от  оси абсцисс  в а раз, если a > 1, и сжатием к  оси абсцисс в  раз, если  0
  2. График функции у = совпадает с  графиком функции у = f(x)  там, где f(x)  0, и получается из него симметрией относительно оси абсцисс там, где f(x) < 0.

  1. График функции у = при x  0 совпадает с  графиком функции у = f(x)  , при  x < 0 он  получается  симметрией « правой половины» графика функции у = f(x)   относительно оси ординат.

  1. График функции у = f(x+а) + b можно получить из графика функции у = f(x) сдвигом на вектор (-а; b)

Учащиеся предлагают известные им преобразования

графиков функций

Учащиеся в тетрадях фиксируют  основные способы преобразования функции

Фиксируют способы преобразования графиков функции

Закрепление  темы

Цель:

Научить использовать перечисленные преобразования при построение графиков функции;

Уметь читать графики функции и определить, какие преобразования использованы при построении

(Приложение «Чертеж Живой математики

стр. 12,13)

Какие преобразования нужно использовать  при построении графика функции у = 2sin()?

2. Используя основные способы преобразования постройте графики функции №1.66 (стр.30) по вариантам

1 – вариант – а) (а,б, в, д, ж,к)

2 вариант – б) (а,б, г, е, з,и)

 Дан график функции у = f(x).

Постройте график функции:

А)    у = -  f(x)    

   б) у = f( - x)  

в) у = f(x - 2)  

г) у = f(x + 3)  

д) у = f(x + 1) - 2  

е) у = f(x - 2) +1  

ж) у = 2f(x)  

з) у = 1/2f(x)  

и) у = f(2x)  

к) у = f(1/2x)  

проверка – используя УМК «Живая математика»

(Примечание: графики функции выводятся на экран последовательно, вначале они скрыты)

(Приложение «Чертеж Живой математики

стр. 10,11)

)

Учащиеся указывают на последовательность преобразований графика функции и последовательно появляются (пошагово) графики функций

у = 2sin()?

Учащиеся в тетрадях выполняют по вариантам

Комментарий алгоритма преобразований исходных функций

На доске графики функции

Самопроверка.

Анализ ошибок.

Умение использовать указанные преобразования при построении графиков сложных функций

Итоги урока

Перечислить  способы преобразования графиков функций

Домашнее задание

Построить графики функций  с помощью «Живой математики» и исследовать их №1.69 по вариантам (а, б и в, г)

 Построить графики функции и указать, какие преобразования использованы ( пошагово  описывать их)  № 1.67 (а - е), №1.81  и проверить с помощью «Живой математики».

Анализируют условие задачи, задают вопросы

 Приложение.

 Слайды из презентации «Графики сложных функций», выполненной учеником  11 класса МАОУ «ЛИИТ № 36» Закиевым Ринатом.

Слайды чертежей Живой математики, выполненные  Закиевым Ринатом и учителем математики Шапеевой А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преобразование графиков функций

Интерактивная презентация рассчитанная на три урока в 8 классе. Созданная в операционной системе LINUX....

Разработка урока по алгебре "Преобразования графиков функций", 11 класс

Разработка урока-презентации с применением интерактивной доски. Предмет: алгебра и начала анализа, урок изучения нового материала.Тема: Преобразования графиков функций.Продолжительность: 1 ...

«Преобразования графиков функций»

Мультимедиа материал по теме «Преобразования графиков функций». Содержание: правила преобразований графиков функций (включая графические иллюстрации), примеры построения графиков сложных функций. Данн...

Преобразование графиков функций

Урок-презентация. Главная цель урока научить учащихся с помощью  графиков элементарных функций научиться строить более сложные...

«График функций y=|x|. Элементарные преобразования графика функции»

Урок по алгебре в 9 классе. Повторение перед ГИА....

Урок алгебры "График функции. Преобразование графика функции"

Создание речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха....

основные способы преобразования графиков функций

Методическая запискаВид деятельностиУчительТип урокаУ рок изучения нового материала ,включающий элементы исследовательской деятельности учащихсяФорма проведения урокаИнтегрированный урок-исследованиеИ...