Конспект "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ"
занимательные факты по алгебре на тему

Пухова Ольга Владимировна

Конспект "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

АПРОБАЦИЯ КУРСА

« ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Содержание

Постановка проблемы……………………………………………………3

Актуальность проекта……………………………………………………..4

Степень разработанности проблемы……………………………..........5

Объект проектной деятельности…………………………………..........7

Предмет проектной деятельности………………………………………7

Цель проекта………………………………………………………………8

Задачи проекта. Гипотеза………………………………………………..9

Ресурсы……………………………………………………………………..9

Последовательный перечень этапов……………………………..........10

Конечный продукт проекта……………………………………………..15

1.Планирование проектной деятельности по математике в 5 классе……15 2.Планирование проектной деятельности по математике в 6 классе……15

3.Планирование проектной деятельности по математике в 7 классе……16

4.Занятие курса «Проектная деятельность по математике 6 класс»

Круглый стол по защите проектов…………………………………………18                                  5.«Формирование положительной мотивации к участию в исследовательской    и проектной деятельности»

Выступление на Августовской конференции учителей………………….23

6.Выступление на всероссийской научно-практической конференции

« Актуальные проблемы реализации комплексного проекта модернизации образования»…………………………………………………………………27

7. Странички  наиболее удачных детских проектов………………………32  

8. Выступление на областном семинаре «Информатизация школьного образования в условиях сельской школы» на тему «Эффективность использования ИКТ в проектировании и во внеклассной деятельности по математике»…………………………………………………………………40

9. Открытый урок  "Опрос общественного мнения"……………………...44

Критерии оценки эффективности реализации проекта…………….46

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий……………………………….53

Список использованной литературы ……………………….………..55

«Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это надо делать так, чтобы ученик не заметил помощи или подсказки и верил, что все это он делает сам».

                                           Ф. Нейман

«Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях».

                         А.Н. Колмогоров

Постановка проблемы.

Несформированность ключевых компетенций у современных школьников.

В настоящее время успешность, принадлежность к высшим слоям общества практически не ассоциируется в обществе с образованностью человека. Социальный успех не обуславливается только профессионализмом, а зависит от каких- то других характеристик, обеспечивающих власть и богатство. На первое место выходят такие факторы, как круг общения, способность к коммуникации, к репрезентации, позиционированию себя, лояльность. В этом случае образование требуется человеку не как объем знаний и умений, а как первичный социальный капитал.  На первый план выходит подготовка компетентного ученика, не напичканного различными знаниями, а умеющего разрешать возникающие в жизни проблемы. Современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно  решать постоянно возникающие  конкретные задачи, вести диалог, с коллегами, и партнерами, самостоятельно принимать решения, поэтому умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Следовательно, развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений образования. Метод проектов, как компонент системы образования, приходит на помощь  учителю в реализации компетентностного подхода в преподавании математики.

Актуальность проекта.

Обучаясь математике, ученики часто не понимают, зачем это нужно, где в  конкретной ситуации они смогут применить полученные знания. Причины, на наш взгляд, в излишней академичности преподавания, в научности знаний,  в огромном количестве различных теоретических выкладок, в небольшом количестве заданий предлагаемых учебником, способных помочь детям показать применение своих знаний в практической жизни среднему ученику.

Математика считается  одним из сложных предметов  в преподавании. Многие дети не в силах соотнести строгие математические понятия с реальной жизнью, они не понимают где в окружающей действительности,  им могут пригодиться знания, полученные на уроках математики. Именно поэтому многие относятся изучению этого предмета формально. Могут вызубрить и на другой день забыть, что и зачем они изучали. Знания таких детей непрочны, разрозненны, и совершенно не находят применения в окружающей действительности. Возникает противоречие: наличие прочных теоретических знаний и неспособность применить их на практике.  Именно поэтому назрела необходимость специального курса.

Степень разработанности проблемы.

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

Килпатрик расширил значение понятия «метод». Метод проектов - общий метод образования, главный дидактический принцип [1].

Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в средние и начальные школы. Из всех методов, именно он лучше всего учит самостоятельности.

Проектный метод развивался как неоднозначное явление. Один из его видов основывался на развитии его теоретических знаний и исследовательских умений; местом работы над проектом были чертежный зал и лаборатория, а сам проект заканчивался техническими чертежами, сводкой данных, расчетами, анализами; придавалось значение образовательной ценности проекта; на его успех влияли профессора. Другой тип проектного метода включал в себя практические знания и ремесленные умения; проекты создавались в мастерских, их окончанием был материальный продукт; важной была коммерческая ценность проекта, так как его успех оценивался рынком.

Со временем методом проекта стали обучать не только практическим навыкам, но и общим, таким, как математика.

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [11].

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [14].

Лучше всего, если источником проекта является мир обыкновенной жизни, а не абстрактная наука; исходной точкой – какая – нибудь цель (проблема, инициатива…), конечной точкой - широкопонимаемый продукт.

Критерии, позволяющие отличить проект от других методов образования (Мирослав С. Шиманьски):

прогрессивная роль учителя. Учитель – не только специалист по данному предмету, но одновременно и рулевой в групповых процессах. Он продолжает руководить деятельностью учеников, оказывает им помощь, вмешивается, когда возникает необходимость. По мере возрастания самостоятельности учащихся уходит в тень и тактично контролирует все, что происходит в группе.

субъективность учащегося. Каждая фаза проекта, от инициативы вплоть до окончания, связана с индивидуальными интересами, способностями, стремлениями и потребностями учащихся. В ученических проектах не важен сам продукт, важен процесс работы над проектом, в котором ученики осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству, в целом подготавливаются к жизни в условиях демократии.

способ сглаживания границ между школьной и внешкольной жизнью. Проекты, тематически размещенные в социальной среде, учат целостному видению мира, так как ученики должны во время подготовки проекта самостоятельно овладеть содержанием различных знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций.

Проектная работа не нуждается в традиционной оценке. Считается, что оценка – нечто лишнее, поскольку само участие в проекте свидетельствует о прогрессе учащихся, а начало исполнения роли в проекте связано уже со статусом ученика в классе или группе; так как сам продукт, возникший в результате выполнения проекта, является уже конкретным достижением, а введение проекта должно служить демократизации общественной жизни, ликвидировать разделение между учащимися на хороших и плохих учеников) [9].

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Объект проектной деятельности.

Исследовательская деятельность школьников, обучение, совместная работа, формирование ключевых компетенций, опыта деятельности.

Предмет проектной деятельности.

Посещающие курс «Проектирование по математике» получают основные навыки работы с проектом, формируют ключевые компетенции. У ребят развиваются -  память, наблюдательность,  мышление, интуиция,  пытливость, критичность, самостоятельность, настойчивость. Чтобы выбрать направление исследования ученику необходимо ответить на вопросы « Чего я хочу?» «Почему я этого хочу?» Способности ученика развиваются тренировкой таких элементов проекта, как поиск путей проверки гипотезы и доказательств истины. Работая над проектом, ученик накапливает ценный для него жизненный опыт, ведь всякое наблюдение есть сопоставление того, что исследуется с тем, что известно.

Цель проекта.

Цель - развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формирование личности, способной быстро и правильно  решать постоянно возникающие  конкретные задачи, вести диалог с партнерами, самостоятельно принимать решения, умеющего самостоятельно добывать знания и их совершенствовать.

Разрабатывая курс, мы стремились создать условия для развития ключевых компетенций.

Учебно- познавательная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаниями.

Информационная компетенция - обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов.

Общекультурная компетенция- освещение круга вопросов, в которых ученики должны быть хорошо осведомлены

 Коммуникативная компетентность-способность работать в команде, уметь обозначать и разрешать конфликты, понимать других. Контактность, социальная ответственность.

Компетенция личностного самосовершенствования - развитие необходимых человеку личностных качеств.

 

Совместная работа с учащимися требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня квалификации.  Учитель не единственный источник знаний, он лишь направляет учебный процесс, а поэтому должен использовать в своей работе разные подходы к обучению, учитывать разнообразные стили восприятия нового материала выступает не как передатчик знаний, а как проводник.

Задачи проекта.

Приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации.

Разработка тематического планирования.

Организация занятий проектной деятельностью.

Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов.

Создание благоприятных условий для самостоятельной творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

Поиск аудитории для представления результатов своей деятельности.

Гипотеза

Повышение качества обученности школьников в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

исследовательская деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;

занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника.

Ресурсы.

Данный курс является школьным компонентом вариативной части базисного учебного плана преподавания математики. Тематическим планированием предусмотрено 17 часов  в год в течении 5-7классов (2007-2008,2008-2009,2009-2010 уч год.).

 Преподавание осуществляют учителя математики высшей квалификационной категории.

Занятия проводятся в компьютерном классе, каждый обучающийся имеет доступ к интернету во время учебных занятий.

 Цели преподавания  и требования к учащимся совпадают с целями и требованиями, изложенными в Примерной программе основного общего образования по математике.

               Планирование проектной деятельности по математике в 5 классе

                                            17 часов                                             

                                           

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки изучения

1

Знакомство с теорией процентов, исторические справки.

1 час

2

Первая презентация. «Что я знаю о проценте».

1 час

3

Простейшие задачи на проценты (2ч).

2 час

4

Типы задач на проценты.

3 часа

5

Занятия по составлению авторских задач на проценты.

2 часа

6

Презентация собственных задач.

1 час

7

   Организация работы в творческих лабораториях.

     Выбор темы будущего проекта.

     Постановка задач.

     Работа над проектами.

5 час

8

Публичная защита проектов перед родительской общественностью.

2 час

Планирование проектной деятельности по математике в 6 классе

17 часов

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки изучения

1

Погружение в проектную деятельность. Проект «Башня».

1 час

 2

 Повторение теории проектирования. Структура проекта. Этапы работы над проектом.  

 Распределение обязанностей. ( Д.З. Проект

 «День рождения»).

1 час

3

.Виды презентаций проекта. ( Д.З. Проект «Многогранник»).

Погружение в проект «Без мерной линейки».

1 час

4

Групповой проект «Школа будущего».

3 часа

5

Социальные проекты. Теория опроса общественного мнения.

 Групповой проект «Наш класс» (2ч).

2 час

6

 Погружение в проект «Школа глазами взрослых и детей».

1 час

7

 Работа над проектом. Подготовка к презентации(4часа).

Презентация результатов.

4 часа

8

Круглый стол по защите проектов.(2ч)

1 час

9

 Погружение в проект «Фигуры на координатной плоскости»

  Разработка проекта. Презентация. (2ч)

2 часа

            Тематическое планирование проектной деятельности по математике

                                                            7 класс

18 часов

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки изучения

Повторение теории проектирования, основные этапы, постановка задач, последовательность работы. Виды проектов.

1 час

Тема 1

Проекты социальной направленности

Погружение в проект «Без мерной линейки».

2 час

Сбор информации.

Интерпретация результатов.

1 час

Подготовка к презентации.

1 час

 Презентация результатов.

1 час

Погружение в проект «Ноев ковчег- миф или реальность?».

1 час

Сбор информации.        

2 часа

Интерпретация результатов.

1 час

Подготовка  к презентации.

2 часа

Защита проектов.

1 час

Тема 2

Предметные проекты

Погружение в предметный проект. Выбор темы.

1 час

Сбор информации.

1

Интерпретация результатов.

1

Подготовка к презентации.

1

Защита предметного проекта.

1

Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Рост доли учителей, использующих инновационные технологии;

Рост доли учащихся основной школы, участвующих в проектной деятельности;

Эффективное участие обучающихся в творческих конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...