Один из пoдходoв к формирoванию понятий непрерывности и предела функции
статья по алгебре (11 класс) по теме
Один из пoдходoв к формирoванию понятий непрерывности и предела функции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья предел | 49.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Один из подходов к формированию понятий непрерывности и предела функции.
(по статье Е.Г. Глаголевой, Л.О. Денищевой, Б.В Сорокина «Предел и непрерывность функции в курсе 9(сейчас 10,11) класса» Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе.)
Этот подход основывается на следующих соображениях:
- Понятия непрерывности и предела функции должны вначале формироваться на основе наглядно-интуитивных представлений, т.е. формально-логическое введение определения предела предваряется разъяснением смысла с максимальным использованием наглядности и предшествующего опыта учащихся. Соответственно и оценка уровня усвоения понятий должна проводится в основном не по умению воспроизвести определения предела функции в точке или непрерывности функции в точке, а на уровне «распознавания», т.е. учащийся должен в конкретных случаях ответить на вопросы, имеет ли функция предел в точке, непрерывна ли она и т.д.
- Понятия предела функции в точке и непрерывности функции должны с самого начала изучения вводиться в тесной взаимосвязи с раскрытием отношений между ними.
- Определение понятия непрерывности функции в точке формируется с опорой на характеристическое свойство непрерывной функции: значения функции, непрерывной в точке х0, мало меняются при малых изменениях аргумента, т.е. f(x) ≈ f(x0), если x ≈ x0.
Актуализация
Изучение темы целесообразно начать с повторения сведений о функции, полученных учениками в девятилетней школе:
Понятие функции, её область определения, множество значений, способы задания функций, график функции.
Нужно позаботиться о создании у учащихся «запаса» различных функций и чётких представлений об их графиках. Прежде всего следует убедиться, что все учащиеся имеют правильное представление о графиках функций, которые встречались им в курсе девятилетней школы («азбука» функций):
Можно заранее заготовить графики указанных функций и отдельно в другом порядке выписать соответствующие формулы, после чего предложить учащимся установить соответствие между графиками и формулами.
Учащиеся должны правильно представлять ход графика, уметь нарисовать его эскиз ( например, прямую – по двум точкам, параболу – по трем), уметь ответить на вопросы:
- какова ООФ,
- множество значений функции,
- на каких промежутках функция убывает (возрастает),
- в каких точках она обращается в нуль, где положительна, где отрицательна
и т.п.
На все эти вопросы учащиеся отвечают по графику.
Цель – напомнить учащимся о связи свойств функции с её графическим представлением.
Кроме работы с «азбукой» , надо начать создавать запас наглядных примеров, которые принесут пользу при изучении темы «Предел функции и непрерывность».
Построить схематически графики таких функций:
Пропедевтика
Для пропедевтики понятий предела и непрерывности полезно выполнить серию упражнений типа:
По графику функции указать значения х для которых:
Эти упражнения нужно рассматривать на конкретных графиках с конкретными значениями а,ε,. Задания указаны в порядке возрастания сложности. Самым важным из них является последнее. Его нужно предложить учащимся и в других формулировках:
«Для каких значений x значения f(x) отличаются от f(x0)
менее чем на ε?»
«Для каких значений x значения f(x) удалены от f(x0)
менее чем на ε?»
«Укажите окрестность точки x0 , в которой выполняется неравенство »
«Укажите окрестность точки x0, в которой значения f(x) приближённо равны значению f(x0) с точностью до ε?»
«Какова должна быть точность приближённого равенства x ≈ x0, чтобы равенство f(x) ≈ f(x0) выполнялось с точностью до ε?»
При разборе этих упражнений нужно обратить внимание учащихся на эквивалентность трёх утверждений:
«»;
«Значения f(x) лежат в окрестности f(x0) радиуса ε»;
«f(x) ≈ f(x0) с точностью до ε»
Разъяснение понятий непрерывности и предела на интуитивно – наглядном уровне.
Прежде всего заметим, что в школьном курсе понятие непрерывности фактически рассматривается для функций, область определения которых является или промежутком, или объединением промежутков. Поэтому непрерывность функции имеет простой наглядный смысл: функция непрерывна в точке x0 , если её график не прерывается при x = x0,т.е. при проведении графика через эту точку можно не отрывать карандаша от бумаги.
Для разъяснения различия между функциями непрерывными и не являющимися непрерывными в некоторых точках удобно использовать примерно такой набор графиков:
Графики функций 1) – 5) отличаются друг от друга только одной точкой. Эти графики и послужат «наглядным пособием» в работе при формировании понятий о непрерывности функции в точке и предела.
- Если график функции в точке x0 не «разрывается», то говорят, что функция в этой точке непрерывна.
- Если график функции в точке x0 «разрывается», то говорят, что функция не является непрерывной в этой точке.
Понимание этих пояснений можно проверить, например, на таких упражнениях:
а) непрерывные в каждой точке числовой прямой.
б) не являющиеся непрерывными в некоторой точке (укажите в какой именно).
При наличии времени можно задать аналогичные вопросы по функциям «азбуки».
Если эти вопросы не вызвали затруднений, можно перейти к более сложным, но очень важным заданиям.
Изобразить график какой – либо функции f:
- Не являющейся непрерывной в точке, но определённой в этой точке;
- Не являющейся непрерывной только в точке, и не определённой в этой точке;
- Имеющей две точки, в которых она не является непрерывной;
- непрерывной в каждой точке, кроме, причём f(1)=3;
- непрерывной во всех точках числовой прямой. И т.п.
После того как учащиеся усвоят наглядный смысл непрерывности, можно переходить к следующему этапу: разъяснению характеристического свойства непрерывной функции.
Характеристическое свойство непрерывной функции.
Разъяснение характеристического свойства функции, непрерывной в точке, можно провести, рассматривая какой – либо график, например график функции:
При этом выясняются следующие вопросы:
- Чему равно f(2), f(0,25), f(1)? (ученики должны выбрать нужную формулу и вычислить результат)
- Пусть . Как вычислить f(x)? (ученик должен сказать, по какой формуле он будет вычислять; если же он сразу скажет, что получится приблизительно f(2), этот ответ нужно поощрить)
- Пусть или. Чему приближённо равно f(x)?
- Пусть, например. Можно ли сказать, что f(x) приближённо равно f()?
- Пусть. Чему равно приближённо f(x)?
Отвечая на все эти вопросы, учащиеся заметили, что если, то
После этого нужно поставить перед учащимися следующий вопрос: «Было выяснено, что f(1)=2. Можно ли утверждать, как и в предыдущих случаях, что если , то?»
По графику учащиеся заметят, что этого утверждать нельзя. Рассмотрев другие примеры:при, при и т.п., делаем вывод, что для непрерывной в точке функции справедливо утверждение: Если , то. Если же не является непрерывной в точке, то для неё это утверждение не справедливо.
Дать почувствовать учащимся естественность характеристического свойства непрерывной функции можно, разбирая такие вопросы: «Чему приближённо равна площадь квадрата, если длина его стороны примерно 3 метра?»; «Какой примерно путь пройдёт пешеход, движущийся со скоростью 5 км в час примерно за 2 часа?».
Учащиеся должны понять, что возможность дать ответ связана с непрерывностью функций в точке и в точке.
После усвоения учащимися характеристического свойства непрерывной функции можно перейти к формированию понятия предела функции, непрерывной в точке.
Формирование понятия предела функции, непрерывной в точке.
Для этого полезно вспомнить определение предела последовательности (Если это определение вводилось ранее):
Равенство означает, что для любого положительного ε, начиная с некоторого номера (т.е. для всех n>N), выполняется неравенство . Другими словами с точностью до ε для всех достаточно больших n. Сравнив равенство (для n>N) с равенством (для)для функции, непрерывной в точке, следует пояснить, почему значение непрерывной в точке функции называют пределом функции при ; учитель подчёркивает, что «если функция непрерывна в точке, то для любого положительного ε (т.е. в некоторой окрестности точки) с точностью до ε». Значит, равенство означает, как и в случае предела последовательности, что для . Предложение взятое в кавычки, уже является точным определением непрерывности функции в точке . Однако мы советуем не записывать его и не отрабатывать, а на примерах проверить, поняли ли ученики «суть дела». Приведём возможные варианты таких примеров:
Подведение под понятие.
Функция f непрерывна в точке (график не разрывается в этой точке). Значит, . Это равенство означает, что для .
Сильным ученикам можно предложить задание: найти по графику окрестность точки , для которой , с точностью до 0,1 и т.п.
В точке эта функция непрерывна (сослаться на график). Кроме того, если , то , как и должно быть для непрерывной функции. Однако, если взять точку , где функция разрывна, то при не обязательно близко к . Например, для получим: , а для будем иметь .
Вообще для значений из любой окрестности целого числа нельзя указать приближённое значение этой функции.
Введение понятия предела функции в точке.
Итак, пределом при функции , непрерывной в точке , является значение этой функции в точке , т.е , и это означает, что для . Однако есть функции, не являющиеся непрерывными в точке , но поведение которых для , близких к , похоже на поведение непрерывных функций.
Для всех , кроме , функция непрерывна; в точке функция не является непрерывной. Для значения функции близки к 2, а не к . Мы видим, несмотря на то, что функция не является непрерывной в точке , всё-таки существует число, которому приближённо равны значения функции в окрестности этой точки. Число 2 как бы делает функцию непрерывной («закрывает» или, лучше говорить, «устраняет» разрыв графика). После этого нужно дать такое разъяснение:
Если функция не является непрерывной в точке , но существует некоторое число a, которому приближённо равны значения этой функции в окрестности точки , то это число называется пределом функции , при ; пишут: . Эта запись опять означает, что если , то ; точнее, каким бы не было положительное число ε, можно указать такую окрестность точки , в которой значение функции приближённо равны числу с точностью до ε. Здесь придётся указать, что приближённое равенство в этом случае не выполняется для самой точки - центра окрестности. Итак, при решении задачи об отыскании предела функции , при могут встретиться такие случаи:
- Если функция непрерывна в точке , т.е. при , то .
- Если функция не является непрерывной в точке , но существует число такое, что для , то .
- Если такого числа не существует, т.е. нельзя сказать, чему приближённо равны значения функции при , то говорят, что предела функции при , не существует.
Первичное закрепление.
После этого полезно предложить учащимся упражнения на нахождение предела функции при :
На этом этапе решение всех примеров обязательно надо сопровождать и даже «обосновывать» ссылкой на график ( хотя и не обязательно его рисовать). Поэтому все они подобраны так, что учащиеся знают или могут догадаться каким будет график функции.
Покажем, какое объяснение должны давать учащиеся при выполнении заданий 2) и 3).
2) Функция является непрерывной на множестве всех действительных чисел (график – непрерывная линия), а значит, и при . Поэтому предел равен значению функции в точке 2.
Значит, .
В тетради достаточно такой записи:
« (функция непрерывна)».
3) Функция не является непрерывной в точке .
Но во всех остальных точках эта функция совпадает с функцией
. Поэтому пределы этих функций при совпадают. Для последней же функции, т.к. она непрерывна, предел равен значению функции в точке -1. При письменном выполнении этого упражнения можно опускать пояснения и записывать решения так:
.
При устном ответе учащиеся должны уметь пояснить, почему возможно сокращение дроби под знаком предела (хотя функции и разные, но во всех точках, кроме , их значения совпадают, поэтому и их пределы равны), так что мы предел данной разрывной функции заменяем равным ему пределом непрерывной функции.
В заключении этапа формирования у учащихся наглядных представлений о пределе функции в точке, полезно совместно с учащимися выяснить, какой вид в окрестности точки может иметь график функции, имеющей предел при . Может быть три основных случая:
- График не «разрывается» в точке;
- Точка графика, получающаяся при , «выколота»;
- Точка графика, получающаяся при , «выскочила».
После того как учащиеся научатся находить пределы функций, графики которых они могут построить или представить себе, можно перейти к нахождению пределов некоторых других функций: например, найти и подвести учащихся к необходимости использования теорем о пределах (методику работы см. в статье Е.Г. Глаголевой, Л.О. Денищевой, Б.В Сорокина «Предел и непрерывность функции в курсе 9(сейчас 10,11) класса» Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе. стр 175)
Контроль.
Итогом изучения раздела «Предел функции и непрерывность» обычно является проведение контрольной работы примерно такого содержания:
- Найдите ООФ
- Вычислите пределы
- ;
- Дана функция
- Начертите график этой функции.
- Используя график укажите промежутки её возрастания и убывания.
- Укажите точку, в которой функция не является непрерывной; укажите значения функции в этой точке.
- Найдите
- .
После проведения контрольной работы можно разобраться в строгом определении непрерывности и предела и, если это необходимо ликвидировать недоработки в технике решения примеров на вычисление пределов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нахождение предела функции"
Цель: обобщить знания по нахождению предела функцииМетодические рекомендации: презентация может быть использована для подготовки к практической работе, особенно если после изложения теории прошло неко...
Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №7. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного п...
"Предел функции и непрерывность"
Методическое пособие по предмету "Высшая математика", разделу "Пределы", на тему "Предел функции и непрерывность", содержащее теоретический материал, иллюстрации, примеры и итоговый тест....
Индивидуальный лист достижения обучающегося по теме : "Применение непрерывности и производной функции" 10 класс
Индивидуальный лист достижения обучающегося по теме : "Применение непрерывности и производной функции" 10 класс...
Технологическая карта практического занятия по математике на тему: Вычисление пределов функции. Предел функции на . Два замечательных предела. Вычисление числа «е»
В технологической карте содержится описание заняти со всеми необходимыми пояснениями...
Презентация к практическому занятию по математике на тему: Вычисление пределов функции. Предел функции на . Два замечательных предела. Вычисление числа «е»
В презентации содержится материал к занятию...
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...