Формирование УУД через систему решения проектных задач в курсе алгебры основной школы
статья по теме

Павлова Любовь Васильевна

Формирование УУД  через систему  решения проектных задач в курсе алгебры основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_cherez_sistemu_proektnyh_zadach.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

через систему проектных задач

в процессе изучения курса алгебры

Павлова Л.В.,

учитель математики

ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга

Федеральный образовательный стандарт нового поколения вводит в обращение новое понятие – универсальные учебные действия (УУД) (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Нам необходимо сначала разобраться, какое отношение они имеют к преподаванию алгебры. Овладение обучающимися УУД характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с метапредметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человека.

Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. В свою очередь, оптимизация образовательного процесса в школе должна состоять в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам. Инновации в системе общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подхода, проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного подхода и системно-деятельностного подхода.

Все выше перечисленное обусловливает поиск таких средств для эффективного и качественного обучения, таких форм организации процесса, таких способов интеграции учебной и внеурочной деятельности, которые способствовали бы развитию личности, повышению мобильности и обеспечили уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

 Изучение алгебры способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

         Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

         Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения алгебре должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики алгебры как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач.

 Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результата.

В основе изучения курса алгебры лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Работа с обучающимися в урочное время направлено на достижение следующих целей:

1)   в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)   в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

3)   в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса алгебры предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все задачи, которые стоят сегодня перед учителем в преподавании алгебры успешно помогает решать проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят обучающегося к полноценной проектной деятельности и успешному выступлению на различных уровнях конкурсов в старшем возрасте.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике обучающегося результата или как мы называем «продукта» деятельности, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы учащихся.

Цель работы над проектами при изучении алгебры – развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.            

Задачи, которые мы решаем, используя систему проектов:

1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения;

3) формирование способности к организации деятельности и управлению  

    ею:

-  воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

4) формирование умения решать творческие задачи;

5) формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

    хранение, использование.

   Также сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Конкретной практической задачей является осмысление педагогической деятельности, создание такого ценностного пространства бытия обучающихся, концепции взаимодействия, в которых бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм, основанный на интеграции учебной и внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

На начальном этапе внедрения ФГОС нового поколения с помощью системы проектных задач формируем представление об алгоритмическом способе рассуждений, что позволит в дальнейшем акцентировать внимание обучающихся на правилах и способах их применения как на специфическом методе математической деятельности. При выполнении творческих проектных работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося.

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую.

Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат обучающихся видеть и слышать друг друга, формируя коммуникативные учебные действия. Благодаря проектным задачам у детей появляется возможность овладения культурными способами действий и возможность к их использованию в квазиреальных (модельных) ситуациях, что очень важно, т.к. в Санкт-Петербурге сделан акцент на проверке умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умении решать практико-ориентированные задачи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. Эффективность системы проектных задач позволяет говорить о возможности достижении высокого уровня качества обучения. Ведь обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  •  самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;
  •  работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  •  уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  •  самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Все эти результаты соответствуют требованиям, определенным для школы новыми ФГОС.

Литература

  1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025245-4
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность содержания интегрированных курсов и курса физики основной школы.

Переход начальной школы на новые стандарты образования ставит проблемы перед учителем: как работать в классе с детьми, окончившими начальную школу по системе Л.В. Занкова; какие лучше использовать уче...

Система контрольных тестов как средство эффективного повторения курса алгебры основной школы.

Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт. Главной дидактической целью уроков повторения курса ал...

Система задач по геометрической оптике (основная школа)

Система задач по геометрической оптике (основная школа)...

«Обучение решению задач по физике учащихся основной школы на основе применения групп развития»

Содержание работы: 1.     Вступление (теория)2.     Приложение (набор дидактического материала)- карточки-самостоятельная работа (2 варианта)...

Содержательная линия "Уравнения и неравенства в курсе алгебры основной школы"

Содержательная линия "Уравнения и неравенства в курсе алгебры основной школы"...

Опрос по теме "Линия уравнений и неравенств в курсе алгебры основной школы"

Опрос по теме "Линия уравнений и неравенств в курсе алгебры основной школы"...

Методика обучения решению ситуационных задач по физике в основной школе.

В настоящее время современному высокотехнологичному обществу нужны грамотные люди, способные адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,переносить теоретические знания на повседневную жизнь. Педагог...