Методика обучения решению ситуационных задач по физике в основной школе.
статья по физике на тему
В настоящее время современному высокотехнологичному обществу нужны грамотные люди, способные адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,переносить теоретические знания на повседневную жизнь. Педагогические исследования последних лет показывают, что важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования в целях достижения его нового современного качества являются ситуационные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения решению ситуационных задач по физике в основной школе
Автор: Лопырева Ксения Евгеньевна, учитель физики
ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время современному высокотехнологичному обществу нужны грамотные люди, способные самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, переносить теоретические знания на повседневную жизнь.
Но результаты участия 15-летних школьников России в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA показывают низкий уровень читательской, естественнонаучной и математической грамотности российских школьников, их неумение работать с большим объемом текстовой информации, с информацией в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; отсекать ненужную, противоречивую информацию; сопоставлять факты и знания из разных предметных областей; привлекать дополнительную информацию.
Педагогические исследования последних лет показывают, что важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования в целях достижения его нового современного качества являются ситуационные задачи.
Спецификой ситуационной задачи является то, что она носит ярко выраженный практико – ориентированный характер, для её решения необходимо конкретное предметное знание, а также знание других учебных предметов. Кроме того, ситуационная задача должна иметь не традиционный порядковый номер, а красивое название, отражающее её смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Большинство заданий, представленных в учебнике по физике, рассчитано на ознакомление, понимание, применение знаний в учебной ситуации. Если этапы анализа, синтеза, оценки практически отсутствуют в задачах и упражнениях, предложенных учащимся, это ведет к оторванности знания от жизни, к предметной разобщенности знания, к демонстрации столь низких результатов в исследованиях PISA и т. д.
Исследования показывают, что из многих традиционных учебных задач можно сделать ситуационную, для этого нужно продумать личностно-значимый вопрос, который поможет ученику убедиться в необходимости данного знания, затем подобрать тексты (это могут быть также таблицы, графики, рисунки), составить вопросы к данным текстам и дать интересное название получившейся задаче. Очень важно, чтобы задания были разнообразными, связанны с повседневной жизнью и окружающим миром, чтобы они позволяли ученикам не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.
Таким образом, решение таких задач, поможет учащимся не только запомнить учебный материал, а также научиться находить выход из проблемной ситуации и применить имеющиеся знания для получения практического результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-132341-1486220347.jpg)
Презентация "Методика обучения решению простых задач"
Презентацию можно использовать на учебной дисциплине "Методика преподавания начального курса математики" по теме " Методика обучения решению простых задач"....
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...
Методика обучения решению сюжетных задач по математике
Методика обучения решению сюжетных задач по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460133-1403606620.jpg)
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ....
Методика обучения решению стереометрических задач
Приступая к изучению стереометрии в 10 классе, многие учащиеся испытывают трудность в восприятии учебного материала, так как не обладают пространственным видением, плохо помнят формулы и правила. Для ...
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-631406-1431170264.jpg)
«Обучение решению задач по физике учащихся основной школы на основе применения групп развития»
Содержание работы: 1. Вступление (теория)2. Приложение (набор дидактического материала)- карточки-самостоятельная работа (2 варианта)...