Успешная адаптация поздноослепших к учебному процессу в старшей школе
статья по алгебре (10 класс) по теме

Никитина Ирина Сергеевна

Успешная адаптация поздноослепших  к учебному процессу

в старшей школе

 

Опыт реабилитационной работы с поздноослепшими поставил проблему первоначальной реабилитации, суть которой в том, чтобы оказать помощь ослепшему как можно раньше, т. е. с момента потери зрения.

Под первоначальной реабилитацией понимается процесс, объединяющий усилия медиков, реабилитологов, учителей и самого инвалида по зрению, направленный на коррекцию состояний, вызванных утратой зрения, на выработку специфических и неспецифических приемов, умений и навыков, обеспечивающих реадаптацию поздноослепшего в изменившихся условиях, на формирование у него готовности к усвоению нового образа жизни.

Эффективность и успешность первоначальной реабилитации вообще, и психокоррекция в частности, зависят от многих факторов: социального статуса (возраст, пол, национальность, образовательный уровень, семейное положение), его психометрических параметров (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, стрессовая устойчивость, индивидуально-типологические особенности, характеристические свойства, темперамент), от структуры и направленности личности. Взаимодействие этих факторов и определяет специфику работы в каждом конкретном случае.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешная адаптация поздноослепших к учебному процессу в старшей школе

        

Опыт реабилитационной работы с поздноослепшими поставил проблему первоначальной реабилитации, суть которой в том, чтобы оказать помощь ослепшему как можно раньше, т. е. с момента потери зрения.

Под первоначальной реабилитацией понимается процесс, объединяющий усилия медиков, реабилитологов, учителей и самого инвалида по зрению, направленный на коррекцию состояний, вызванных утратой зрения, на выработку специфических и неспецифических приемов, умений и навыков, обеспечивающих реадаптацию поздноослепшего в изменившихся условиях, на формирование у него готовности к усвоению нового образа жизни.

Эффективность и успешность первоначальной реабилитации вообще, и психокоррекция в частности, зависят от многих факторов: социального статуса (возраст, пол, национальность, образовательный уровень, семейное положение), его психометрических параметров (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, стрессовая устойчивость, индивидуально-типологические особенности, характеристические свойства, темперамент), от структуры и направленности личности. Взаимодействие этих факторов и определяет специфику работы в каждом конкретном случае. Боязнь показаться неловким, смешным порождают психологические барьеры в обучении. Выйти из этого состояния помогают доброжелательное отношение окружающих, систематические занятия по ориентировке. Большое значение имеет обучение ослепшего чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля. К обучению необходимо приступать как можно раньше, так как успехи в этом стимулируют ослепшего, вселяют уверенность и бодрость, благоприятно отражаются на самочувствии.

До недавнего времени образование детей с нарушением зрения в нашей стране было организовано так, что дети попадали из одного закрытого учреждения в другое.

Изолированность системы специализированного образования на всех уровнях приводили к тому, что дети с нарушением зрения оказывались исключенными из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящих сверстников. Замкнутость, изолированность детей с нарушением зрения искажало личностное развитие, формировало неадекватно заниженные или завышенные самооценки. Сужение круга общения рамками специализированного учебного заведения приводило к тому, что дети лишались информации, доступной их сверстникам.

Процесс интегрированного обучения учащихся старших классов в массовой школе показал, что проблемы, возникающие в процессе учения, - это проблемы не только учащихся с нарушением зрения, но и проблемы их нормально видящих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом.

Опыт интегрированного обучения незрячих старшеклассников в стенах общеобразовательной школы показал, что, несмотря на нейтральное доброжелательное отношение к ним в классе, у них возникали проблемы в плане общения. Оказавшись в новой среде, дети с нарушением зрения испытывали не только эмоциональный дискомфорт, но и проблемы физической ориентировки в новом для них пространстве класса, школы. Незрячий ученик – всегда дополнительная нагрузка для того, кто находиться рядом с ним. Как правило, слепой ученик, интегрированный в старший класс массовой школы, отмечал, что его сосед по парте отмахивался от него, когда он просил продиктовать то, что написал учитель на доске. Позиция нормально видящего соседа также вполне обоснована, поскольку он должен успеть усвоить новый материал, предлагаемый учителем на уроке. Неправомерно было бы обвинять его в отсутствии милосердия, ведь у него свои задачи, которые он должен решить в первую очередь, а потом уже думать о помощи ближнему. Кроме того, если в своем кругу ученик являлся лидером, занимал позицию сильного, способного протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждался, то в условиях массовой школы какой-то период ему приходится быть в роли зависимого новичка, встать на позицию «просящего помощи», что, естественно, бьет по самолюбию, сказывается на психологическом комфорте.

В отличие от своих нормально видящих сверстников интеллектуальное развитие они предпочитали общению, хотя именно общение является ведущей деятельностью. Отличительной особенностью незрячих является принятие позиции соперничества со зрячими, стремление компенсировать свой сенсорный недостаток, прежде всего, интеллектуальным развитием. При этом четко прослеживается личностная позиция: «Да, я  незрячий, но я должен быть хотя бы интеллектуальнее зрячих».

Однако, как бы они ни стремились к автономности, независимости от мира зрячих, тем не менее они всегда подсознательно надеются на помощь зрячего человека, хотя многие из них понимают, что человек сам отвечает за свою судьбу и он должен иметь мужество принять на себя ответственность за реализацию себя в этом мире.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме общения незрячего ученика и учителя в процессе урока и вне его. Присутствие на уроке учащегося с нарушением зрения  в  нашей школе требует индивидуальной работы учителя по особой программе. В отличие от массовой школы, когда на уроке помимо незрячего ученика присутствуют 20 нормально видящих учащихся, говорить об индивидуальном подходе не приходится.  Значит, для учителя, имеющего в своем классе ученика с нарушениями зрения, необходимо уменьшить количество учащихся в классе, как это сделано в нашей школе.

Опыт интеграции учащихся старших классов в нашей школе показал, темп работы учащегося с нарушениями зрения более замедлен, поэтому они не успевают за темпом урока в массовой школе, что приводит к тому, что даже при наличии записывающей аппаратуры незрячим школьником приходится изучать дважды материалы, проходимые в классе. Учителя нашей школы проговаривают, и ни один раз, то, что написано на доске, а это также облегчает усвоение учебного материала, не ставит незрячего в неудобное положение помешать остальным учащимся. Не менее важным является наличие специальных наглядных пособий  и средств обучения для слепых учеников. Тактичное и корректное отношение к учащемуся в классе должно начинаться с учителя.

В последнее время  происходит переориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика. Создание условий для реализации своих возможностей для каждого ученика – вот главная примета происходящих изменений в школьном образовании.  Однако современное развитие общества, с одной стороны, результаты творческих поисков педагогов – с другой, выявили новые формы обучения школьников. Среди них получили распространение нетрадиционные формы обучения, не нарушающие целостный процесс обучения. Для этого надо было правильно спланировать урок: сначала обозначить цели урока, затем определить пути достижения этих целей и после этого продумать выбор методов, средств и частных приемов. Например, на интегрированных уроках или  уроках, проводимых с параллельными классами,  учителям необходимо было учитывать степень новизны деятельности и учителя, и ученика не с точки зрения содержания урока, а со стороны их собственной деятельности. Отсюда возникла необходимость  создания положительной эмоциональной атмосферы, которая была связана с познавательной деятельностью.

Анализ таких уроков показал, что важным умением учителя являлось: давать четкую установку на предстоящую деятельность на необычном уроке и концентрировать внимание учащихся; определять конечный результат обучения; выделять факторы, влияющие на повышение результативности;  

 ориентироваться в ситуации и осуществлять своевременную коррекцию как в своей работе, так и в работе учащихся.

 В ходе реализации нетрадиционных форм обучения наблюдалась постепенная перестройка психологии учителей, отход от более простой и знакомой, но однообразной технологии урока. Начиналась работа с проведением уроков с  двумя или с тремя параллельными классами. Учителя получили возможность показать свои профессиональные умения, знания общей и специальной педагогики, а школьники  стремились проявить свои лучшие качества, проверяя себя и друг друга.

Выбор форм работы в старших классах тоже очень важен. В качестве основных появились такие виды уроков, как уроки-диспуты по проблеме, уроки-размышления, уроки-конференции, математические ринги, семинары, лекции. Сотрудничество учителей и учащихся позволило обеспечить продвижение каждого в отдельности и всех вместе, вооружить школьников навыками самостоятельной работы с литературой, уметь логично выступать по частной проблеме.

Среди уроков по новой педагогической технологии широкое распространение получили уроки-деловые игры.

Весьма продуктивным оказался метод «погружения» в предмет, позволяющий учителю математики, изучив полностью тему программы, выполнив письменные и контрольные работы, построить систему разнообразных по методам и формам уроков. Такой путь изучения программы системность знаний и способствует качественному изучению программы.

Новыми в работе учителей явились интегрированные уроки. В подготовке их участвовали учителя двух-трех специальностей. Технология урока непроста: необходимо композиционно урок построить так, чтобы, не нарушая содержания каждого предмета, обеспечить усвоение новых знаний. Процесс смены одного учителя другим должен быть плавным, гибким, естественным.

Например, заключительный урок по теме «Векторы» проводили учителя математики и физики. Результат урока, как и сам урок, был необычен. Ребята сами подыскивали литературу, они убедились, как  математические знания необходимы для изучения физики, обнаружили связь этих двух наук.

Такие виды уроков имеют право на существование при условии их тщательной подготовки. Интегрированные уроки  помогают учителям осуществлять  межпредметные и внутрипредметные связи. Кроме того, они способствуют усвоению системы знаний о явлениях, объектах, которые изучались на смежных дисциплинах. Несмотря на разнообразные виды уроков, следует помнить, что общим остаются дидактические требования, среди которых вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями, формирование общеучебных и трудовых навыков и умений, развитие творческой  личности, готовой для самостоятельной жизни после школы, для продолжения образования.

Хочется отметить, что новые формы организации учебного процесса побуждают к поиску материалов за страницами учебника, чаще пользоваться  библиотекой, воспитывая культуру читателя. В ряде случаев через использование нетрадиционных методов обучения удалось сформировать положительное отношение к учению, изменить мотивы учебной деятельности,  преодолев негативное отношение к учебе через развитие познавательных интересов.

По результатам проведенной работы можно сделать выводы. На основе познавательных интересов высоких результатов в обучении могут достигнуть не только способные учащиеся, но и те, способности которых являются средними и даже ниже средних. В процессе работы большие трудности у педагогов вызывает построение учебного процесса, требующее от них высокой квалификации. Отсюда  возникает потребность сотрудничества учителей разных специальностей. Осваивая новые технологии урока, следует ориентироваться на  установленные в педагогической науке критерии: новизну, актуальность, результативность, длительность сохранения полученных знаний, их использование. Новая технология уроков приводит к состоянию творческого беспокойства, создает ощущение новизны педагогического труда, преодолеваются как бы его повседневность и привычность. Но это возможно только при желании учителя творить. Организуя работу, следует постоянно помнить о том, что мы имеем дело со школьниками с нарушенным зрением. Практически все они подвержены влиянию дефекта, что проявляется в особенностях их психического развития  и эмоционально-волевой сферы.  Важно учитывать особенности учащимися с такими заболеваниями, как глаукома, миопия, атрофия зрительного нерва, дегенерация сетчатки. Принцип «Не навреди!» должен быть определяющим в работе всех учителей, ибо гуманистическое  мышление формируется не одним учителем, а всем педагогическим коллективом.

Литература

1. Гудонис В. Искусство и реабилитация незрячих. Эстетическое восприятие лиц с глубокими нарушениями зрения. М., 1995.

2. Гудонис В. Интеграция лиц с нарушением зрения // Дефектология. 1998. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Модернизация учебного процесса в современной школе. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 3.

В сборнике опубликована статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего образовательного учреждения"...

Модернизация учебного процесса в современной школе. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 3.

В сборнике опубликована статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего образовательного учреждения"...

Проектирование как форма учебного процесса в общеобразовательной школе

Обоснование  педагогической  эффективности  и  целесообразности  применения метода проектов  в учебном процессе....

Презентация "Тьюторское сопровождение при составлении индивидуального учебного плана обучающегося старшей школы"

Данная презентация содержит информацию об основных этапах деятельности тьютора по формированию индивидуальных учебных планов обучающихся старшей школы....

Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО

Об изменениях в содержании, в  образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...