Дифференциальные уравнения и их приложения
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Программа элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения» образовательной области «Математика» ориентирована на обучающихся старшей школы. Курс может рассматриваться в группах с естественнонаучным и физико-математическим профилем. Основная цель курса — дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Дифференциальные уравнения и их приложения»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения» образовательной области «Математика» ориентирована на обучающихся старшей школы. Курс может рассматриваться в группах с естественнонаучным и физико-математическим профилем. Он может читаться параллельно с их изложением основного курса математического анализа или с некоторым опережением. Основная цель курса — дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии. «Законы природы выражаются дифференциальными уравнениями» – высказал И. Ньютон. При этом представляется важным формулировать основные понятия математического анализа физическим и геометрическим языком, избегая математической формализации изложения.
Основной задачей курса является обучение слушателей составлению дифференциального уравнения как методу моделирования физического, биологического или любого другого процесса, проходящего в природе.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Крупные открытия и исследования очень часто обеспечиваются и подготавливаются кропотливым трудом многих ученых. Это относится не только ко всей математике, но и к одному из самых обширных ее разделов – теории дифференциальных уравнений, которая в настоящее время представляет собой трудно обозримую совокупность фактов, идей и методов, очень полезных для приложений и стимулирующих теоретические исследования во всех других разделах математики.
Многие разделы теории дифференциальных уравнений так разрослись, что стали самостоятельными науками. Можно сказать, что большая часть путей, связывающих абстрактные математические теории и естественнонаучные приложения, проходит через дифференциальные уравнения. Все это обеспечивает теории дифференциальных уравнений почетное место в современной науке. Поэтому мной была выбрана тема элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения». Приведённые задачи не являются полностью математическими. Точнее, речь идёт о задачах на составление и решение дифференциальных уравнений, включая доведение задачи до числового ответа, что важно в приложениях.
При успешной реализации курса обучающиеся учатся работать с устной, печатной и ИКТ информацией. От обучающихся требуется больших умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, коллективно-познавательный труд.
При составлении настоящего элективного курса использовались материалы сети Интернет. Основными методами элективного курса стали исследовательская деятельность и метод учебного проекта. В каждом разделе курса были созданы творческие группы исторического, математического, физического направления и искусство. Результаты представлены в виде презентаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Данный курс апробирован в течение 2 лет в МБОУ СОШ №4 с УИОП в старших классах физико-математического профиля.
Цели курса:
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- формировать построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- развитие самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
- развитие логического мышления, математическую интуицию, творческие способности, необходимые для применения их в дальнейшей будущей профессиональной деятельности;
- дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии, археологии, медицине;
- обобщить и систематизировать знания учащихся по таким разделам математики, как пределы функции, производная и первообразная функции;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения дифференциальных уравнений, выходящих за рамки школьного курса математики;
- формировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
- выработать умения работать в творческой группе.
Задачи курса:
- развивать интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- формировать умение находить пределы функции, производную и первообразную функций;
- повышать мотивацию школьников к изучению математики на основе метапредметной интеграции;
- формировать у учащихся основные информационно-коммуникативные компетентности в исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков дистанционного обучения;
- демонстрация межпредметных связей математики с другими дисциплинами;
- развивать и совершенствовать навыки самообразования, направленные на выполнение творческих работ, на самостоятельное составление задач;
- развивать навыки самостоятельной работы с информацией.
К результатам освоения курса и организации продуктивной деятельности обучающихся относятся следующие:
в направлении личностного развития:
- знакомство с фактами исторического развития дифференциальных уравнений;
- готовность и способность к самообразованию; творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность вести диалог со сверстниками, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогами в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
- полученные знания и умения помогут успешно обучаться в профильном классе и сдать государственную итоговую аттестацию.
предметных результатов:
- анализировать задачи и их решение, комментировать ход решения задачи, самостоятельно составлять задачи, решаемые с помощью дифференциальных уравнений;
- составлять и решать некоторые простейшие типы дифференциальных уравнений;
- использовать чертеж для схематичной записи условия задачи;
- составлять дифференциальные уравнения в ходе решения задачи;
- проводить полные обоснования при решении разнообразных задач математики и смежных областей знаний, производственной практики;
- составлять алгоритмы решения задач с помощью производной и первообразной функции;
- находить общее решение простейших дифференциальных уравнений;
- сформировать алгоритм решения задачи Коши;
- рассмотреть решение уравнений с разделяющимися переменными;
- освоить способы деятельности, применимых на занятиях с интеграцией в физику, биологию, экологию, археологию, демографию населения и численности фауны.
в метапредметном направлении:
- самостоятельно определять цель и составлять план деятельности, осуществлять и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для реализации проектной деятельности;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов (наблюдение, сравнение, моделирование и др.)
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- умение самостоятельно оценивать свои учебные достижения;
- создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- осознавать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;
- создать содержательные и организационные условия для развития умений решать задачи с помощью дифференциальных уравнений; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- развивают логическое и критическое мышление, культуру речи, способности к умственному эксперименту;
- соблюдение правил здорового образа жизни.
Структура курса представляет собой 6 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность современных компетенций обучающихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Отбор содержания основан на принципах научности, доступности, преемственности, практической направленности.
Формы занятий с учащимися: лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные формы работы: лекции, собеседования по изученному материалу, самостоятельное изучение материала, практикумы, исследовательские работы, решение задач.
Формы и методы контроля: тестирование, доклады, тематические презентации.
Содержание
1. История возникновения и развития понятия дифференциальных уравнений (1 час).
2. Производная и первообразная (8 часов)
Понятие предела. Свойства пределов. Мгновенная скорость.
Производная функции в точке, геометрический смысл, касательная к графику функции.
Правила дифференцирования. Производная сложной функции. Производная обратной функции. Производные элементарных функций.
Показательная и логарифмическая функции. Экспонента как ненулевая функция, совпадающая со своей производной.
Нахождение перемещения по графику скорости. Первообразная, определённый интеграл и формула Ньютона-Лейбница.
Простейшие приёмы интегрирования.
Общие правила интегрирования.
Интегралы от некоторых элементарных функций.
3.Простейшие дифференциальные уравнения. Уравнение (12 часов).
Дифференциальное уравнение и его решения. Задача Коши.
Закон Мальтуса. Учёт рождаемости и смертности. Биотический потенциал живых организмов.
Модель неограниченного роста. Примеры реально зафиксированных вспышек роста живых организмов и их влияние на экосистемы.
Закон радиоактивного распада. Уравнение радиоактивного распада.
Изменение атмосферного давления с высотой.
Задача о трении намотанного каната.
4. Дифференциальные уравнения вида (5 часов).
Модель изменения численности с учётом конкуренции за ресурс (модель Ферхюльста). Логистическая кривая.
Задача о нагревании или остывании тела во внешней среде с постоянной температурой.
Задача о вытекании воды из сосуда под действием тяжести.
5. Простейшие типы дифференциальных уравнений (5 часов).
Обзор некоторых простейших типов дифференциальных уравнений. Уравнения с разделяющимися переменными.
Геометрические и физические задачи, приводящие к уравнениям с разделяющимися переменными.
Определение возраста горной породы.
Затухающие колебания.
Модель роста численности «хищник-жертва». Уравнения Лоттки - Вольтерра.
Задача о падении тела в воздухе.
Реактивное движение. Формула Циолковского.
Модель сердечно-сосудистой системы человека. Модель Каараслана – Солодянникова.
6. Дифференциальные уравнения и искусство. Графика А.Т. Фоменко (2 часа).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия:
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, профильный уровень10 класс, учебник. М.: Мнемозина,2013г.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, профильный уровень11 класс, учебник М.: Мнемозина,2013г.
- Шубин М. А. «Математический анализ для решения физических задач» М., МЦНМО, 2003.
- Агафонов С.А. Дифференциальные уравнения,М., МГТУ им. Баумана, 2004.
- Боярчук А.К. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах. М., Эдиториал, 2001
- Алгебра и начала анализа для 9–10 классов: Под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 1986.
- Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление для втузов. Т. 1. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IX–X кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
- http://www.chronologia.org/art/index.html#manin
- http://virtualmathmuseum.org/gallery4.html
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- интерактивная доска.
Информационные средства:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальные уравнения
В презентации помещены основные справочные материалы для изучения темы "Дифференциальные уравнения" (на украинском языке)...
урок "Обыкновенные дифференциальные уравнения.Задача Коши"
Конспект урока по теме " обыкновенные дифференциальные уравнения.Задача Коши". Предлагается методика введения нового материала, а также метод решения дифференциальных уравнений с разделяющимися переме...

разработка факультатива по теме "Дифференциальный уравнения первого порядка"
в данном материале дан развернутый материал, который поможет преподавателю Алгебры и начала анализа...

Использование дифференциальных уравнений в естествознании
В презентации представлены отрасли естествознания, где можно использовать дифуры....
Обыкновенные дифференциальные уравнения
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений является разделом курса «Математика», предусмотренным государственными образовательными стандартами подготовки специалистов и бакалавров. Важность этого...

Пезентация на тему - Дифференциальные уравнения (11 класс)
Пезентация на тему - Дифференциальные уравнения (11 класс)...