Особенности учебного процесса при введение ФГОС.
статья по алгебре на тему
Свое выступление хочу начать со слов К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы учителя при введении ФГОС | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Особенности учебного процесса при введение ФГОС.
Учитель математики
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Любченко Л.И.
2015-2016
Особенности учебного процесса при введение ФГОС.
Свое выступление хочу начать со слов К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Стандарт второго поколения апробировался внашей школе в ходе эксперимента в 5–х классах с 1 сентября 2014 года. Особенности введения ФГОС ООО можно разделить, на наш взгляд, на две состав ляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ.
Особенности работы учителя при введении ФГОС
Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями учителя должны перейти от идеологии формирования основных элементов новых научных знаний «к идеологии развития» - раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.
Такого результата можно достичь через:
- преемственность между всеми ступенями образования - готовности учителей среднего звена сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы ( с учителем нач. классов выпуска 2014 года, не ФГОС. С учителем нач. классов выпуска 2015 года, ФГОС)
- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.
Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?
Изменилась структура рабочей прграммы: 41) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Изменился учебно-методический комплекс.УМК А.Г. Мерзляк, по которому я работаю в 5-х, 6-х классах, в учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников интерес к математике.
Учебно-методический комплект А.Г.Мерзляк позволяет практически реализовывать принципы развивающего обучения на каждом уроке, в 5-6 классах.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
В учебнике много интересного исторического материала в рубрике «Когда сделаны уроки», что позволяет развивать познавательную активность обучающихся. Среди заданий есть как простые и средней сложности, так и сложные задачи, задачи высокой сложности. Каждый параграф заканчивается особой задачей «Задачи от мудрой совы», для её решения следует проявить изобретательность и смекалку. Здесь на помощь часто приходят все члены семьи ребенка. Кроме учебника в комплект входят рабочие тетради, которые содержат различные виды заданий на усвоение и закрепление нового материала, задания развивающего характера, дополнительные задания, которые позволяют проводить дифференцированное обучение, задачи для взаимоконтроля для работы в парах и работе в группах. Пособие с дидактическими материалами позволяет использовать материал для отработки навыков решения основных типов задач, задания для контрольных работ, математические диктанты по темам курса. В приложение к учебнику сборник «Проверь себя в тестовой форме», где кроме тестов к каждой главе, есть задания с использованием компьютера, которые позволяют использовать калькулятор для вычисления, набирать и оформлять несложные тесты в текстовом редакторе, составлять таблицы, пользоваться сетью Интернет, рисовать геометрические фигуры все эти задания позволяют обепечить технологии развивающего обучения. В пятых и шестых классах проходит пропедевтический курс «Наглядная геометрия» с использованием технологий развивающего обучения. При продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета: Личностными результатами изучения предмета «Математика» в виде учебных курса 5–6 класс – «Математика»
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составляют (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:5–6-й классы
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты явления;осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём деления (на основе отрицания); Коммуникативные УУД:5–6-й классы– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Произошли изменения в организации урока. Задача учителя стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.
Особенности современного урока
Требования к уроку
Традиционный урок | Урок современного типа | |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач(чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует(чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Например, на устном счёте, дети осуществляют взаимопроверку.
На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения. Например,
Задание на самоанализ
Закончите предложения:
На уроках по теме «…» я:
- узнал (а)… я не знал (а)…
- понял (а)… не умел (а)…
-научился (лась)… научился (лась)…..
Задание на самооценку
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен (льна) объявлением, которое составил(а) и написал(а)………………………….( сам(а), с помощью сверстника, учителя).
Различаются традиционный и современный урокидеятельностью учителя и учащегося на уроке.
Ученик, ранее присутствовавший и пассивно исполнявший указания учителя на уроке традиционного типа, теперь активно включён в деятельность. А учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.
Изменились формы организации деятельности учащихся. Ученики на уроке работают в парах, в группах, самостоятельно, что способствует развитию коммуникативных навыков. С соседом в паре или с ребятами в группе можно посоветоваться, поделиться мыслями и совместно выбрать оптимальный вариант выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.
Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностическая) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов свидетельствует, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. А это значит, что ученик может решить задачи самоопределения, говоря, «Я знаю…», «Я умею…», «Я создаю…», «Я стремлюсь…». Ученик может устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, понимая, «какой смысл имеет для него учение». Ученик может ставить перед собой учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено им и того, что ещё ему неизвестно.
Изменилась система контроля результатов. В диагностические работы включены нестандартные задания, которые направлены на развитие логического мышления, творчества и умения применять знания в жизни.
В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика. С начальной школы, хотя ФГОС у этих обучающихся начался только с пятого класса, у каждого есть портфолии достяжении, в которых отслеживается мониторинг развития ребенка,отражаются все достижения ребенка: диагностические работы, доклады, контрольные работы и т.д. Это позволяет объективно оценить достижения каждого ученика – с чем он пришёл в первый класс и чему научился. Каких успехов достиг, какие трудности испытал. Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю. Работа с портфолио ведется учеником под руководством учителя с привлечением родителей.
Уже второй учебный год, 5-6 класс, собираю материалы внутренней оценочной деятельности по сформированности универсальных учебных действий. На каждого из обучающихся 5-х, и 6-х классов сформирован оценочный лист по метапредметным результатам: регулятивные, познавательные, коммуникативные. На каждый определена система оценки, по которой учитель, работающий в классе, оценивает учебные действия каждого обучающегося по четвертям. К концу года я, как классный руководитель провожу отслеживание по системе оценки и определяем изменения метапредметных результатов. (Папка с материалами внутренней оценочной деятельности по сформированности универсальных учебных действий показана при выступлении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Введение ФГОС ООО:закономерность изменений в образовательном процессе.
размышления о проблемах и перспективах внедрения фгос....
Аналитическая справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС основного общего образования пилотной площадки МБОУ «Хандагайтинской СОШ Овюрского кожууна» в 2012-2013 учебном году
Справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС ООО пилотной площадки....
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...
Мониторинг - важная часть воспитательного процесса при введении ФГОС 3 поколения
Статья о мониторинге как о важной части воспитательной работы классного руководителя.Главной целью мониторинга является управление качеством и прогнозирование воспитательного процесса.Основной целью в...
Презентация "Инновационная деятельность педагогических работников как условие повышения качества образования в процессе введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Мультимедийная презентация на тему "Инновационная деятельность педагогических работников как условие повышения качества образования...