Предметно-ориентированные задачи по алгебре в ЕГЭ.
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в школе, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
К группе предметно-ориентированных задач относятся предметные задачи. Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, направленных на освоение учениками знаний соответствующего раздела математики. При этом предлагаемые задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы. Необходимо научить учащихся предлагать несколько способов решения задач. Предлагаемые способы решения должны оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, возможности погрешностей в расчетах. Задачи указанного типа направлены на формирование у учащихся ценностей познавательной деятельности.
К этой же группе задач относятся также и межпредметные задачи.
Сходной группой являются практико-ориентированные задачи. Они строятся путем отбора таких ситуаций, в которых знания по математике выступают средством решения практических задач. Такого рода задачи не являются задачами в традиционном смысле этого слова, а представляют собой «жизненно-имитационную» ситуацию, в которой ученики видят пользу научных знаний для окружающей их действительности. Задачные ситуации указанного типа направлены на ознакомление учащихся с постоянно увеличивающейся технологической, информационной мощью человечества, пользой, которую она приносит [2, c. 115].
Предметно-ориентированные задачи постоянно привлекают внимание математиков, педагогов и психологов. Теорией задачи в России занимались такие исследователи как В.И. Крупич, Л.М. Фридман и др. В настоящее время задаче уделяется большое внимание как основному средству обучения, как средству контроля знаний, умений и навыков учащихся, как средству гуманизации и гуманитаризации образования.
Отметим, что предметно-ориентированные задачи не являются новшеством, эти задачи связаны с практическим применением задач, реализующих межпредметные связи. Нас интересуют межпредметные связи – математика и физика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 207.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема аттестационной работы: «Предметно-ориентированные задачи в ЕГЭ» Актуальность исследования : 1. критика в адрес «академической» подготовки выпускников, которые, как показывают результаты международных исследований, не справляются с заданиями, проверяющими освоения математических ЗУН; 2. осознание школьниками того, что те знания и умения, которые они приобретают на уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности; 3.несоответствие между обучающими возможностями параллельного освоения содержания обучения на уроках математики и физики и традиционной методикой изолированного преподавания этого содержания
ОБЪЕКТ: Процесс обучения в средней (полной) школе . ПРЕДМЕТ : Методика применения предметно-ориентированных задач в процессе обучения в средней (полной) школе. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Разработать методику применения предметно- ориентированных задач с физическим сюжетом в процессе обучения в средней (полной) школе в условиях требований ЕГЭ. ГИПОТЕЗА : Если применение практико-ориентированных задач с физическим сюжетом осуществлять целенаправленно и планомерно одновременно на уроках физики и математики, то качество подготовки выпускников к итоговой аттестации будет выше.
ЗАДАЧИ: Изучить состояние проблемы применения практико-ориентированных задач с физическим сюжетом в средней (полной) школе. Обобщить и систематизировать опыт применения практико-ориентированных задач. Разработать методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач одновременно на уроках физики и математики.
ГЛАВА 1 . Психолого-педагогические основы применения предметно-ориентированных задач в процессе обучения в средней (полной) школе. Ключевой предмет рассмотрения - предметно-ориентированные задачи. К группе №1 относятся предметно-ориентированные задачи : а) Предметные задачи. Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, направленных на освоение учениками знаний соответствующего раздела математики. б) межпредметные задачи. К группе №2 относятся практико-ориентированные задачи. Такого рода задачи представляют собой «жизненно-имитационную» ситуацию, в которой ученики видят пользу научных знаний для окружающей их действительности.
Ключевой предмет рассмотрения- технология обучения решению предметно-ориентированных задач с физическим сюжетом на уроках математики и физики . Предметно-ориентировпанные задачи решаются с помощью абстрактных математических моделей, в которых реальные величины заменяются математическими понятиями, а связи между ними - функциями, уравнениями и т.п.; изучаются свойства и особенности математической модели, что происходит поэтапно. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов) и конструируемых объектов для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п .
Связи математики и физики проявляются в трех видах ситуаций: физика ставит задачи, решение которых приводит к появлению новых математических идей и методов, а они, в свою очередь, становятся базой для развития математической теории; математическая теория с ее идеями и аппаратом применяется для изучения и анализа физических явлений, что приводит к созданию новой физической теории; математический аппарат, на который опирается физическая теория, развивается по мере его использования в физике; происходит параллельный прогресс и физики, и математики.
Глава 2.Методика применения предметно-ориентированных задач с физическим сюжетом на уроках математики и физики Формирование умений решать предметно-ориентированные задачи можно разделить на следующие составляющие: Понимание физического сюжета задачи. Перевод задачи с языка физики на язык математики. 3 . Работа с математической моделью . 4 . Интерпретация результата, полученного при работе с математической моделью в условиях первичного физического сюжета.
По результатам собственного опыта выделена технология, дающая наиболее значимые результаты по обучению решения предметно-ориентированных задач. Технология относится к технологии коллективного обучения.
Результаты. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: если применение предметно-ориентированных задач с физическим сюжетом осуществлять целенаправленно и планомерно одновременно на уроках физики и математики, то качество подготовки выпускников к итоговой аттестации будет выше.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – ориентированный курс по выбору « Речевой этикет в повседневном английском». Текучева О. А. Раздел: иностранные языки
Данный курс представляет собой коммуникативный практикум и предназначен для учащихся 9 классов, ранее изучавших английский язык (АЯ) и имеющих определенные теоретические знания, но нуждающихся в...
Программа предметно – ориентированного элективного курса «Избранные вопросы математики»
Пояснительная запискаОсновная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и тру...
Применение метода проектного обучения и элементов кейс-техологии в преподавании дисциплин "Предметно-ориентированное программное обеспечение" и "Информационные технологии профессиональной деятельности" на базе САПР
Статья на тему «Метод проектного обучения - одна из современных технологий в образовании». Преподаватель специальных дисциплин Московского колледжа градостроительства и предпринимательства Рябчи...
самообразование Тема: "Предметно-ориентированные технологии обучения"
Краткое описание предметно-ориентированных технологий....
самообразование Тема: "Предметно-ориентированные технологии обучения"
Краткое описание предметно-ориентированных технологий....
Предметно-ориентированный курс "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"
Предметно-ориентированный курс «Повторение. Подготовка к ЕГЭ». Практикум по решению задач – подготовка к выпускным экзаменам....
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В ЕГЭ по математике.
Разработка и подбор заданий для формирования знаний, умений и навыков весьма важная задача. Для достижения этой цели используются два типа задач – чисто математические и практико-ориентированные. Дейс...