Программа предметно – ориентированного элективного курса «Избранные вопросы математики»
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Рузанова Ирина Михайловна

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной  сдачи  конкурсных экзаменов.

Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.

Материал курса разделён на главы: 

  1. Модуль.
  2. Многочлены.
  3. Планиметрия.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.

Предлагаемые на элективном курсе  задачи различны по уровню сложности:  от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к  предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.  

Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_izbrannye_voprosy_matem_10kl.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании МО школы

Естественно-математ. Цикла

 Председатель ШМО________

протокол №_____

от «____»_____________20__ года

     Утверждаю

Директор МОУ Школы  №35

                          г.о. Самара

___________Н.С. Мушкат

от «___»________20___ года

Программа

предметно – ориентированного

 элективного курса

Избранные вопросы математики

Программа разработана

                             учителем математики

                             МОУ Школы№ 35

                                     Рузановой И.М.

Самара, 2011г.

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной  сдачи  конкурсных экзаменов.

Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.

Материал курса разделён на главы:  

  1. Модуль.
  2. Многочлены.
  3. Планиметрия.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.

Предлагаемые на элективном курсе  задачи различны по уровню сложности:  от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к  предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.  

Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.

       Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.

В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.  

Данный курс предусматривает формирование  устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
  2. познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
  3. сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
  4. воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.

Задачи курса:

  1. рассмотреть основные приемы решения  уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  2. дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
  3. расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
  4. привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
  5. помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.                        

Критерии оценивания учащихся:

  1. 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
  2. 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
  3. 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Контроль уровня обученности

  1. Уровень достижений учащихся определяется в результате:
  1. наблюдения активности на практикумах;
  2. беседы с учащимися;
  3. анализа творческих, исследовательских работ;
  1. самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

             Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

Раздел I. Модуль (7ч)

Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Графики функций, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Графический метод решения уравнений с модулем.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение неравенств, содержащих модуль.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Модуль»

1

-

-

Раздел II.  Многочлены(7ч)

Понятие многочлена. Равенство многочленов.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Разложение на множители.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метод неопределённых коэффициентов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия.

2

0,2

1,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Схема Горнера.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Многочлены»

1

0,2

0,8

Раздел III  Планиметрия (18ч)

Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метрические соотношения в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Свойства касательных, хорд и секущих.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

Окружность, описанная около  треугольника.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Планиметрия»

1

-

1

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Создание проекта. Основные этапы.

1

1

-

Выбор темы проекта.

Работа над проектом. Сбор и отбор материала.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

Работа над проектом. Оформление проекта.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

Работа над проектом. Защита проекта.

1

0,5

0,5

Анализ продукта  проекта.

Защита проекта.

1

-

1

Анализ продукта  проекта

Всего 34 часа.

Литература  

  1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2010
  2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2010
  3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 2006
  4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 2006

Дополнительная литература

  1. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В.  Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
  2. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
  3. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.  Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Избранные вопросы математики", 10 класс. Программа.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить материал сложных  тем школьной математики: "Модуль. Многочлены. Планиметрия". Курс предназначен для учащихся 10 класса с ...

Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики"

Элективный курс «Избранные вопросы математики» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведе...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...

Рабочая учебная программа по элективному курсу: Избранные вопросы математики 6-б класс

Программа  рассчитана  на  34 часа и составлена с  учетом  специфических  целей  и в целом,  расширить  полученные знания на уроках, развить ведущие  ...

Предметный курс "Избранные вопросы математики" 8 класс

ПредметПредметный курс «Избранные вопросы математики»Класс8бНормативная  база Рабочая программа по предметному курсу составлена на основе:Федерального государственного образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" 8Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" 8Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)...

Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс

Разработка программы по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс ( в рамках сетевого взаимодействия)...