Цели урока | . 1) вывести правило деления дробей и сформировать способность к его выполнению; 2) научиться применять это правило при решении простейших примеров и задач.
|
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - правило деления обыкновенных дробей; - понятие взаимно обратного числа для построения алгоритма деления дробей уметь: - уметь использовать приобретённые умения при решении различного вида задач; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - формировать навыки объективной самооценки и взаимооценки; - работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог) |
Основные понятия | Обыкновенная дробь, взаимно обратные числа, числитель, знаменатель, правильная, неправильная, сократимая дробь. |
Межпредметные связи | История, музыка, изобразительное искусство |
Ресурсы | Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Часть2./ Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон.-М.: Издательство «Ювента», 2013. -Презентация к уроку. - Мультимедийный проектор, нетбуки. - Раздаточный материал. - Лист самооценки и взаимооценки. - Цветные карточки для рефлексии.
|
Этапы урока
| Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений
| Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок, сегодня мне бы хотелось сделать его ярким и увлекательным. А таким можете его сделать только вы. Постарайтесь на уроке, Интересное узнать. Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб в итоге получать Только лишь отметку«5»! И в начале урока сообщу вам формулу успеха: улыбка-настроение-вера в себя-результат. Ну, что, готовы? Улыбнулись. Поехали. Отгадайте загадку. Она бывает охотничья, барабанная, математическая. Ответ зашифрован в анаграмме БРЬОД На протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. А сейчас на уроках учимся выполнять различные действия с дробями. Я предлагаю каждой группе составить кластер: в центре-название дроби, а по сторонам- что умеем с ними делать. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Тема урока: «Деление дробей». .А какие цели поставим перед собой на данном уроке? | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой
Ответ: дробь Составляют кластеры-передают друг другу по цепочке-дополняют-обсуждают.
Вместе с учителем делают вывод, определяют тему урока и цели урока. . |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации) | Личностные: самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 1)Проверим дом. задание Вам было задано повторить правила работы с обыкновенными дробями. Каждой группе выдается листок с вопросом по тому или иному правилу. .1. Как сложить две дроби с разными знаменателями? 2. Как сравнить дроби? 3. Как сократить дроби? 4. Как умножить дроби? 2) Устный счет 1.Выбери лишнее, объясни почему? 1) 5/6; 8/3; 1/2; 2) 2/4; 1/3; 4/6 3) 5/9; 1/9; 9/5 4) 25/100;.1/4;.1/5 2. Найди ошибку в вычислениях
Молодцы! А теперь выполните следующее задание. При каких значениях переменной верно равенство: 1)а/5∙5/6=1; 2) 3/8∙8/в=1; 3)1/9∙с/1=1. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Найдите х: - 2/3х=1; 2) 4/5х=1;
3) 5/8х=1. – Как бы вы назвали такие числа? – В математике их называют обратными друг другу, или взаимно обратными. Давайте сформулируем определение таких чисел, проверим себя с учебником и постараемся записать это правило в буквенном виде. – Назовите взаимно обратные арифметические действия Реши уравнения: а) 5х=20; х=20:5; х=4 б) 5/8х=1/7; х=1/7:5/8. Ребята, а умеем мы это делать?
| Ребята готовятся, обсуждают, повторяют правила, отвечает от каждой группы 1 человек, выбранный учителем.
Находят лишнее число и поясняют ответ.
Находят ошибки и также поясняют ответ.
- при а=6
- при в=3
- при с=9
х= 3/2; 5/4; 8/5 Учащиеся делают выводы из своих наблюдений, стараются формулировать правило и записывают его в буквенном виде. Решают первое уравнение Не умеем |
Совместное «открытие» новых знаний
| Регулятивные: -целепологание, планирование своих действий Предметные:формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные : осознание необходимости новых знаний для ученика.
| Запишем в тетрадь. 5/8х=1/7. На какую дробь надо умножить левую часть, чтобы получился 1х? Чтобы равенство сохранилось, что мы должны сделать с правой частью уравнения? Получим: 5/8∙8/5х=1/7∙8/5 или х=1/7∙8/5 Т.е. 1/7: 5/8=1/7∙8/5? Обратите внимание на дроби 5/8 и 8/5. Какие они? Как называются числа при делении? Значит мы умножали 1/7 на дробь обратную делителю. Теперь вы можете сами сформулировать правило деления дробей. Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Запишите в тетрадь правило в буквенном виде.
| Записывают в тетрадях.
На 8/5
Тоже умножить на 8/5
Взаимно обратные Делимое, делитель, частное
Обсуждают в группах, пытаются формулировать правило. Делают в тетради запись правила в буквенном виде. |
Динамическая пауза | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» |
|
Включение в систему знаний и повторений |
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества. Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков.
| Ребята прежде чем продолжить работу, давайте послушаем небольшую историческую справку о дробях.( Презентация ученика № 1) И послушаем второе выступление, которое связано с практической направленностью применения дробей. (Презентация ученика № 2)
|
Выступление учащегося
Выступление учащегося
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Регулятивные: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы ; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении изученного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | А теперь закрепим нашу тему решением простейших заданий, постарайтесь объяснять свои решения вслух. Ребята, еще раз повторим правила. Работаем по карточкам. Вставьте в правила пропущенные слова. 1. Два числа, …которых равно…, называют …простыми. 2.Чтобы выполнить деление дробей, надо заменить: - деление на …; - делитель на … ему число; - выполнить умножение дробей. Образец:
Далее решаем 1.Обратным к числам 5/9; 5/2; 5/5; 5/6 являются числа…..Запиши их в порядке возрастания. 2.Вычислите 2/5:3/7= 3.Вычислите = 4. Вычислите 7/15:7/12= 5.Решите уравнение 6.Трубу 18 м разрезали на куски длиной по м. Сколько получилось кусков? 7. Выполни деление, если значения всех переменных- натуральные числа: (ав)/n: ((3а)/n). Ребята, какое слово получилось? Очень скоро женский праздник 8 марта, давайте все открытия урока посвятим нашим мамам, для них главное чтобы вы хорошо учились и не болели. Дарите мамам цветы! |
Произведение,1, взаимно.
умножение обратное
2/5;5/5;6/5; 9/5
14/15
4/3 4/5
х= 4/7
81 кусок
в/3 Мамочке |
Самостоятельное применение знаний |
Познавательные: выбор информации. Регулятивные: планирование действий для выполнения самостоятельного задания; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения | Выполнение интерактивного теста в двух вариантах.
|
Самоконтроль. Учащиеся проверяют выполнение теста с помощью компьютера
|
Итог урока. Рефлексия | Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные: личностное самоопределение.
Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей
| - Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? - Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя лист самооценки и взаимооценки. Критерии оценивания |
|
| Могу похвалить одноклассников за то, что |
|
| Мне показалось трудным … |
|
| Мне показалось важным |
|
| Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2». |
|
|
На этом наш урок окончен. Но прежде, чем вы уйдете нарисуйте свое настроение в виде одного из трех смайликов.
|
Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.
Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку.
|
Домашнее задание. | 1.Стр 73-75 правила № 360, 362, 436(а). 2. Составить практическую задачу на деление дробей. 3. Составить несколько практических задач и оформить в виде презентации. |
|
|