Проектная деятельность на уроках математики (из опыта работы)
статья по алгебре на тему

Ишмуратова Эльмира Фердантовна

Статьясодержит краткое описание некоторых проектов моих учеников, А так же  и совместно разработанные с учениками критерии оценивания проектов в виде бланка оценивания. Материал может быть полезен молодым специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математики (из опыта работы)

Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.

Для чего нужен метод проектов?

Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач - проектов.

Проект - форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Типология проектов

Проекты могут быть различными по своей типологии.

Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими.

По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

По количеству участников – личностные, парные, групповые.

Этапы проектировочной деятельности:

  • подготовка,
  • планирование,
  • принятие решения,
  • выполнение,
  • защита проекта,
  • оценка результатов,

Из опыта работы

Необходимость инновационных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь.

При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять информационно-коммуникационные технологии для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить вместе.

Как правило, продуктом (результатом) ученического проекта становится презентация, выполненная в программе Microsoft Publisher.

Роль учителя

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Оценивание проекта

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.

Для наглядности и умения оценить чужой труд совместно с детьми придуманы критерии оценивания. Для удобства вычислений максимальный балл – 10.

Оцениваются содержание, оформление, устное выступление, вовлеченность в проект (исполняемая роль: автор проекта, помощник автора или наблюдатель). Ученикам выдается бланк оценивания (Приложение 1), в котором они выставляют баллы.

Ценность проекта

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Примеры краткосрочных проектов приведены в приложении 2.

Вероятно, школа настоящего и будущего немыслима  без школы проектов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Приложение 1

Бланк оценивания

Критерии

Максимальное количество баллов

Количество баллов для оцениваемого проекта

Содержание

Соответствие теме и цели проекта

10

Знание материала

10

Структура изложенного материала

10

Интересность материала

10

Присутствие исследовательских материалов (опросов, анкет, лабораторных опытов)

10

Содержание служит иллюстративным материалом для устного выступления

10

Результативность проекта (для чего нужен данный проект?)

10

Оформление

Привлекательный вид презентации

10

Творческий подход (необычное оформление, рациональное использование анимации, неординарный способ подачи материала, использование графиков, диаграмм, фотографий)

10

Текст составлен без ошибок

10

Список используемой литературы составлен в соответствии с существующими правилами

10

Соблюдение авторских прав

10

Защита проекта (устное выступление)

Умение держаться перед аудиторией

10

Грамотная речь

10

Роль выступающего (автор, помощник, наблюдатель)

10

ИТОГО

150

Приложение 2

Примеры краткосрочных проектов 

(в рамках изучения программного материала)

7 класс

Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».

Проблема: чему равна сумма углов произвольного треугольника?

Работа в парах. На каждой парте у учащихся произвольный треугольник.

После обсуждения в паре предлагаются различные способы:

а) измерение углов треугольника с помощью транспортира,

б) достроить треугольник до прямоугольника.

Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства. Вопросами: «А если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов?» учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, в которых сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180 - геометрия Римана. Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости, и здесь выполняется геометрия Евклида, где сумма углов в треугольнике равна 180градусам. Как это доказать? Организуется работа в группах по доказательству данной теоремы.

Результат решения проблемы - три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.

9 класс

Мини-проект в форме домашнего задания по теме «Квадратичная функция». Проект направлен на изучение связи с реальным миром.

Учащиеся показали, что парабола встречается в жизни: траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.

6 класс

Тема: «Координатная плоскость»

Проблему можно обозначить следующими вопросами:

  • Почему главные герои книги «Дети капитана Гранта» долго не могли найти своего отца?
  • Как определить положение ладьи на шахматной доске?
  • Что можно определить по этому билету в кино (цирк)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии. Из опыта работы учителя.

Центр развития образования. Совместное заседание муниципальных методических объединений  педагогов образовательных организаций Костомукшского городского округа. Тема выступления...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).

Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....

Проектная деятельность на уроках музыки (презентация опыта работы)

Презентация к выступлению на I районном открытом педагогическом Фестивале-2016 «Воспитание и обучение – традиции, инновации, результативность»...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)

Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....