Проектная деятельность на уроках математики (из опыта работы)
статья по алгебре на тему
Статьясодержит краткое описание некоторых проектов моих учеников, А так же и совместно разработанные с учениками критерии оценивания проектов в виде бланка оценивания. Материал может быть полезен молодым специалистам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках математики (из опыта работы)
Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы.
Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.
Для чего нужен метод проектов?
Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач - проектов.
Проект - форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Типология проектов
Проекты могут быть различными по своей типологии.
Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими.
По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
По количеству участников – личностные, парные, групповые.
Этапы проектировочной деятельности:
- подготовка,
- планирование,
- принятие решения,
- выполнение,
- защита проекта,
- оценка результатов,
Из опыта работы
Необходимость инновационных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь.
При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять информационно-коммуникационные технологии для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить вместе.
Как правило, продуктом (результатом) ученического проекта становится презентация, выполненная в программе Microsoft Publisher.
Роль учителя
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Оценивание проекта
Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.
Для наглядности и умения оценить чужой труд совместно с детьми придуманы критерии оценивания. Для удобства вычислений максимальный балл – 10.
Оцениваются содержание, оформление, устное выступление, вовлеченность в проект (исполняемая роль: автор проекта, помощник автора или наблюдатель). Ученикам выдается бланк оценивания (Приложение 1), в котором они выставляют баллы.
Ценность проекта
Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Примеры краткосрочных проектов приведены в приложении 2.
Вероятно, школа настоящего и будущего немыслима без школы проектов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Приложение 1
Бланк оценивания
№ | Критерии | Максимальное количество баллов | Количество баллов для оцениваемого проекта |
Содержание | |||
Соответствие теме и цели проекта | 10 | ||
Знание материала | 10 | ||
Структура изложенного материала | 10 | ||
Интересность материала | 10 | ||
Присутствие исследовательских материалов (опросов, анкет, лабораторных опытов) | 10 | ||
Содержание служит иллюстративным материалом для устного выступления | 10 | ||
Результативность проекта (для чего нужен данный проект?) | 10 | ||
Оформление | |||
Привлекательный вид презентации | 10 | ||
Творческий подход (необычное оформление, рациональное использование анимации, неординарный способ подачи материала, использование графиков, диаграмм, фотографий) | 10 | ||
Текст составлен без ошибок | 10 | ||
Список используемой литературы составлен в соответствии с существующими правилами | 10 | ||
Соблюдение авторских прав | 10 | ||
Защита проекта (устное выступление) | |||
Умение держаться перед аудиторией | 10 | ||
Грамотная речь | 10 | ||
Роль выступающего (автор, помощник, наблюдатель) | 10 | ||
ИТОГО | 150 |
Приложение 2
Примеры краткосрочных проектов
(в рамках изучения программного материала)
7 класс
Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».
Проблема: чему равна сумма углов произвольного треугольника?
Работа в парах. На каждой парте у учащихся произвольный треугольник.
После обсуждения в паре предлагаются различные способы:
а) измерение углов треугольника с помощью транспортира,
б) достроить треугольник до прямоугольника.
Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства. Вопросами: «А если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов?» учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, в которых сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180 - геометрия Римана. Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости, и здесь выполняется геометрия Евклида, где сумма углов в треугольнике равна 180градусам. Как это доказать? Организуется работа в группах по доказательству данной теоремы.
Результат решения проблемы - три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.
9 класс
Мини-проект в форме домашнего задания по теме «Квадратичная функция». Проект направлен на изучение связи с реальным миром.
Учащиеся показали, что парабола встречается в жизни: траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.
6 класс
Тема: «Координатная плоскость»
Проблему можно обозначить следующими вопросами:
- Почему главные герои книги «Дети капитана Гранта» долго не могли найти своего отца?
- Как определить положение ладьи на шахматной доске?
- Что можно определить по этому билету в кино (цирк)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Из опыта работы "Развитие коммуникативных компетенций учащихся при обучении немецкому языку через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе"
Материал из обобщения опыта работы...
Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).
Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....
Проектная деятельность на уроках музыки (презентация опыта работы)
Презентация к выступлению на I районном открытом педагогическом Фестивале-2016 «Воспитание и обучение – традиции, инновации, результативность»...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)
Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....