Методическое пособие "Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Вданном материале представлена II глава из методического пособия «Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства».
Потребности школьной подготовки к итоговым экзаменам вызвали необходимость создания данного пособия. В нём содержится достаточно большой объём различных заданий. Пособие можно использовать для проведения консультаций с учащимися разного уровня подготовки, для проведения контрольных и проверочных работ, для проведения коллоквиумов и зачётов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logarifmicheskie_uravneniya.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВА II ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ.
(из методического пособия «Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства»).
Методы решения уравнений.
1. Простейшее логарифмическое уравнение.
Простейшее логарифмическое уравнение — это уравнение вида ,
где а > 0, . Это уравнение имеет единственное решение
Пример 1. Решить уравнение
Пример 2. Решить уравнение
Пример 3. Решить уравнение
Решение:
Допустимые значения х определяются условиями:
Решаем уравнение
,
С учетом системы ОДЗ получаем один корень:
Ответ: 1
Задания для самостоятельного решения:
1. = - 1;
2. = 4;
3. 2
4.
5. -
6.
7. ;
8. = 2;
9.
10.
2. Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим.
При решении уравнений вида
где а > 0, используется метод потенцирования.
Пример 1. Решить уравнение
Решение: Данное уравнение равносильно уравнению ;
получаем х=1, х=4.
Ответ: 1;4.
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
Ответ: 4.
Пример 3. Решить уравнение
Решение: Запишем равносильную систему:
Уравнение системы сводится к квадратному уравнению
корнями которого являются числа 1 и 4, из которых только 4
удовлетворяет неравенству системы.
Ответ: 4.
Иногда при решении уравнений используют свойства логарифмов.
Пример 4. Решить уравнение
Решение: Найдем область определения уравнения:
=. Так как равны логарифмы, равны их основания, то равны и выражения, стоящие под знаком логарифма.
Получаем = ; Оба корня удовлетворяют условию
Ответ: 5; .
Задания для самостоятельного решения:
1.
2.
3.
4. ;
5.
6.
7. =2;
8.
9.
10.
3. Метод замены переменной.
Если уравнение можно привести к виду , то, полагая
t = , получим уравнение .
Пример 1. Решить уравнение
Решение: Преобразуем уравнение, считая х > 0:
уравнение примет вид
, корни которого t = 1, t = -7. Значит данное уравнение равносильно совокупности уравнений
= -7, следовательно х = 2, х = . Оба корня удовлетворяют условию
Ответ: 2; .
Пример2. Решить уравнение log2(2x) - log2(4x) = 3
Решение: Преобразуем уравнение, считая х > 0:
(log22 + log2x) - (log24 + log2x) = 3(21og28 - 21og2x)2.
Пусть t = log2x. Тогда получим уравнение (1+t)(2+t)=3(6-2t)2, корнями которого являются. Таким образом, приходим к совокупности
и в результате получаем: х =4; .
Ответ: 4; .
Задания для самостоятельного решения:
1. 2 +1=0;
2. + – 7 =0;
3.
4. = 2
5. + 2 +
6. + 2
7. lglgх + lg(lg- 2) =0;
8. 2lglgх = lg(7 – 2lgх) – lg5;
9.
10. 3
4. Метод логарифмирования.
Этот метод основан на следующем утверждении: если функции f(x) и h(х) принимают положительные значения на ОДЗ и а>0, а 1, то уравнение f(х) = h(x) равносильно уравнению на ОДЗ.
Пример1. Решить уравнение =0,01.
Решение: Область определения уравнения х>0. В этой области выражения, содержащиеся в обеих частях уравнения, принимают только положительные значения, а тогда логарифмы этих выражений существуют. Взяв логарифмы от обеих частей уравнения по основанию 10, получим уравнение
= lg 0,01 или (1-lg х) lg х= -2.
Пусть u = lg х, получим уравнение и2 - и -2 = 0, откуда
. Таким образом, задача свелась к решению следующей совокупности уравнений:
.
Получаем .
Проверка: Оба найденных значения х принадлежат области определения уравнения, таким образом,
Ответ: 0,1; 100.
Пример2. Решить уравнение
Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 2 ( можно 5 или 10). Получим ,
= ,
,
группируем
Ответ: 1; .
Задания для самостоятельного решения:
1.
2.
3. = 10;
4.
5.
6.
7.
8. = 500;
9. ;
10. =1.
5. Метод разложения на множители.
Пример1. Решить уравнение
Решение: ОДЗ уравнения определяется системой неравенств
Пусть.
Получим уравнение , которое решим как квадратное относительно а и преобразуется к виду .
Таким образом, данное уравнение равносильно совокупности
В результате получаем х = 6, х = -1, х = -4 . В область определения уравнения входит только х = 6.
Ответ: 6.
Задания для самостоятельного решения:
1. 3х+ 6х;
2.
3. + 1 = ;
4.
5.
6. х + 1 = 4х + 2
7. 3 +
8. 3
9. 3 - = 5;
10. – х
6. Использование монотонности логарифмической функции.
Пример1. Решить уравнение
Решение: Область определения уравнения х, кроме того х Запишем уравнение в виде
Заметим, что функция, стоящая в правой части уравнения – возрастает, а функция, стоящая в левой части уравнения – убывает. Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня, который находим подбором, х = 4.
Ответ: 4.
Пример2. Решить уравнение
Решение: Запишем уравнение в виде
Так как , то при всех х дробь,
С другой стороны, разность 2 - (π– 2x)2 ≤ 2. Рассматривая только те значения х, при которых 0 < 2 - (π - 2х)2 ≤ 2, используя монотонность функции log2t, приходим к неравенствам
из которых следует, что равенство левой и правой частей уравнения выполняется только в том случае, когда
Так как число удовлетворяет первому уравнению системы, то оно является решением данного уравнения.
Ответ: .
Задания для самостоятельного решения:
1. lgх + = 0;
2. = 2;
3. = х – 3;
4.
5.
6. 1 – lnх = ;
7. =
8. 2=
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)
Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
методическая разработка «Геометрический метод решения уравнений, неравенств, систем»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Цели урока: Внесение геометрического метода в алгебраические уравнения, неравенства, системы для их рационального решения.Задачи: - формировать у уч...
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем....
Методическая разработка урока: "Геометрический метод решения уравнений, неравенств, систем"
Внесение геометрического метода в алгебраические уравнения, неравенства, системы для их рационального решения...
Повторение: "Квадратные уравнения. Неравенства. системы неравенств".
Задания для повторения алгебры 8 класса....
Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...