Методическое пособие "Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

                Вданном материале представлена   II глава из методического пособия «Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства».

                Потребности школьной подготовки к итоговым экзаменам вызвали необходимость создания данного пособия. В нём содержится достаточно большой объём различных заданий.  Пособие можно использовать для проведения консультаций с  учащимися разного уровня подготовки, для проведения контрольных и проверочных работ, для проведения коллоквиумов и зачётов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logarifmicheskie_uravneniya.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА II    ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ.

(из методического пособия «Логарифмы. Преобразования, уравнения, неравенства»).

Методы решения уравнений.

1. Простейшее логарифмическое уравнение.

         Простейшее логарифмическое уравнение — это уравнение вида     ,  

где  а > 0, . Это уравнение имеет единственное решение         

Пример 1.  Решить уравнение  

Пример 2.  Решить уравнение  

 Пример 3.  Решить уравнение  

Решение:

Допустимые значения х определяются условиями:

                  

Решаем уравнение

  ,            

С учетом системы ОДЗ получаем один корень:  

 Ответ: 1

Задания для самостоятельного решения:

1.   = - 1;

2.   = 4;

3.   2

4.  

5.   -

6.  

7.  ;

8.   = 2;

9.  

10.

2. Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим.

При решении уравнений вида  

где а > 0, используется метод потенцирования.

Пример 1. Решить уравнение

Решение: Данное уравнение равносильно уравнению  ;

получаем х=1, х=4.

Ответ:  1;4.

Пример 2. Решить уравнение  

Решение:

Ответ:  4.

Пример 3. Решить уравнение        

Решение: Запишем равносильную систему:

Уравнение системы сводится к квадратному уравнению

   корнями которого являются числа 1 и 4,  из которых только 4

удовлетворяет неравенству системы.

Ответ:  4.

        Иногда при решении уравнений используют свойства логарифмов. 

Пример 4.  Решить уравнение

Решение: Найдем область определения уравнения:

          

 =. Так как равны логарифмы, равны их основания, то равны и выражения, стоящие под знаком логарифма.

 Получаем   = ;     Оба корня удовлетворяют условию      

Ответ: 5; .

Задания для самостоятельного решения:

 1.  

2.  

3.    

4.   ;

5.  

6.  

7.   =2;

8.  

9.  

10.          

3. Метод замены переменной.

         Если уравнение можно привести к виду  , то, полагая

t = ,  получим уравнение . 

Пример 1.  Решить уравнение

Решение: Преобразуем уравнение, считая х > 0:

 уравнение примет вид

, корни которого t = 1, t = -7. Значит данное уравнение равносильно совокупности уравнений

  = -7, следовательно  х = 2, х =  . Оба корня удовлетворяют условию      

Ответ: 2;  .

Пример2. Решить уравнение log2(2x) - log2(4x) = 3

Решение: Преобразуем уравнение, считая х > 0:

(log22 + log2x) - (log24 + log2x) = 3(21og28 - 21og2x)2.

Пусть t = log2x. Тогда получим уравнение (1+t)(2+t)=3(6-2t)2, корнями которого являются. Таким образом, приходим к совокупности

и в результате получаем: х =4; . 

Ответ: 4; .

Задания для самостоятельного решения:

 1.  2 +1=0;  

2.    +  – 7 =0;

3.  

4.   = 2

5.    + 2  +

6.    + 2

7.   lglgх + lg(lg- 2) =0;

8.   2lglgх = lg(7 – 2lgх) – lg5;

9.    

10.  3

4. Метод логарифмирования.

Этот метод основан на следующем утверждении: если функции f(x) и h(х) принимают положительные значения на ОДЗ и а>0, а  1, то уравнение f(х) = h(x) равносильно уравнению на  ОДЗ.

Пример1. Решить уравнение         =0,01.

Решение: Область определения уравнения х>0. В этой области выражения, содержащиеся в обеих частях уравнения, принимают только положительные значения, а тогда логарифмы этих выражений существуют. Взяв логарифмы от обеих частей уравнения по основанию 10, получим уравнение

= lg 0,01  или     (1-lg х) lg х= -2.

Пусть u = lg х, получим  уравнение   и2 - и -2 = 0,   откуда

. Таким образом, задача свелась к решению следующей совокупности уравнений:

.

Получаем      . 

Проверка: Оба найденных значения х принадлежат области определения уравнения, таким образом,  

Ответ: 0,1; 100.

Пример2. Решить уравнение

Решение:  Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 2 ( можно 5 или 10).  Получим  ,

  = ,  

  ,

группируем

Ответ: 1; . 

Задания для самостоятельного решения:

1.  

2.  

3.   = 10;

4.  

5.  

6.  

7.  

8.    = 500;

9.   ;

10.   =1.

5. Метод разложения на множители.

Пример1. Решить уравнение

        

Решение: ОДЗ уравнения определяется системой неравенств

 

Пусть.

Получим уравнение , которое решим как квадратное относительно а и преобразуется к виду .

Таким образом, данное уравнение равносильно совокупности

В результате получаем  х = 6,  х = -1,  х = -4 . В область определения уравнения входит только х = 6.

Ответ: 6. 

Задания для самостоятельного решения:

1.   3х+ 6х;

2.  

3.      + 1 = ;

4.  

5.  

6.   х  + 1 = 4х + 2

7.   3 +

8.   3

9.   3 -  = 5;

10.    – х

 6. Использование монотонности логарифмической функции.

Пример1. Решить уравнение  

Решение: Область определения уравнения х, кроме того  х   Запишем уравнение в виде

Заметим, что функция, стоящая в правой части уравнения – возрастает, а функция, стоящая в левой части уравнения – убывает.  Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня, который находим подбором, х = 4.

Ответ: 4.

Пример2. Решить уравнение

Решение: Запишем уравнение в виде

Так как   , то при всех х дробь,

С другой стороны, разность   2 - (π– 2x)2 ≤ 2.  Рассматривая только те значения х, при которых 0 < 2 - (π - 2х)2 ≤ 2, используя монотонность функции  log2t,  приходим к неравенствам

из которых следует, что равенство левой и правой частей уравнения выполняется только в том случае, когда

Так как число    удовлетворяет первому уравнению системы, то оно является решением данного уравнения.

Ответ:  .

 Задания для самостоятельного решения:

1.   lgх +  = 0;

2.    = 2;

3.    = х – 3;

4.  

5.  

6.   1 – lnх = ;

7.    =

8.  2=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».

Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для  учащихся общеобразовательных учреждений /  Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков  , И. Е. Феоктист...

методическая разработка «Геометрический метод решения уравнений, неравенств, систем»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Цели урока: Внесение геометрического метода в алгебраические уравнения, неравенства, системы для их рационального решения.Задачи: - формировать у уч...

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем....

Методическая разработка урока: "Геометрический метод решения уравнений, неравенств, систем"

Внесение геометрического метода в алгебраические уравнения, неравенства, системы для их рационального решения...

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...