Рабочая программа по алгебре, 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме

Рабочая программа составлена к учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.

Преподавание ведется 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре.

1.  Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

-  работа выполнена полностью;

-  в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

-  в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания

учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

-  работа  выполнена  полностью,  но  обоснования  шагов  решения  недостаточны  (если  умение  обосновывать  рассуждения  не  являлось

специальным объектом проверки);

-  допущены  одна  ошибка  или  есть  два  –  три  недочѐта  в  выкладках,  рисунках,  чертежах  или  графиках  (если  эти  виды  работ  не  являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

-   допущено  более  одной  ошибки  или  более  двух  –  трех  недочетов  в  выкладках,  чертежах  или  графиках,  но  обучающийся  обладает

обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

-  допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель  может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком

математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся

дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.  Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-  изложил  материал  грамотным  языком,  точно  используя  математическую  терминологию  и  символику,  в  определенной  логической

последовательности;

-  правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

-  продемонстрировал  знание  теории  ранее  изученных  сопутствующих  тем,   сформированность   и  устойчивость  используемых  при  ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-  возможны  одна  –  две   неточности  при  освещение  второстепенных  вопросов  или  в  выкладках,  которые  ученик  легко  исправил  после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

-  допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

-  допущены  ошибка  или  более  двух  недочетов   при  освещении  второстепенных  вопросов  или  в  выкладках,   легко  исправленные  после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-  неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но  показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

-  имелись  затруднения  или  допущены  ошибки  в  определении  математической  терминологии,  чертежах,  выкладках,  исправленные  после нескольких наводящих вопросов учителя;

-  ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

-  при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-  не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены  ошибки  в  определении  понятий,  при  использовании  математической  терминологии,  в  рисунках,  чертежах  или  графиках,  в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Содержание обучения

1.  Рациональные дроби (23 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.  Квадратные корни (20 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция , ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о  том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом  курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график.

При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией  , где x ≥ 0.

3.  Квадратные уравнения (20 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2+ bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4. Неравенства (19 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие, как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.  Степень с целым показателем. (12 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примерные представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот.

Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.

6.  Повторение (6 ч)

        


Контроль уровня обучения

Для оценки учебных достижений обучающихся используется: 

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль (промежуточная аттестация) виде контрольной работы и/или теста.

Текущий контроль осуществляется в устных и письменных формах, включает в себя проведение поурочного опроса, проверочных, контрольных, учебно-исследовательских и иных видов работ    с   выставлением   обучающимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ.

Промежуточная аттестация включает в себя выведение годовых отметок успеваемости учащихся путем обобщения четвертных отметок успеваемости, выставленных учащимся в течение соответствующего учебного года.

Проведение итогового контроля   проводится в письменной форме. Формами проведения письменной аттестации являются: контрольная работа, тестирование.

Темы контрольных работ:

  • Сумма и разность алгебраических дробей
  • Умножение и деление алгебраических дробей
  • Квадратные корни и их свойства
  • Применение свойств квадратного корня
  • Квадратные уравнения
  • Дробные рациональные уравнения
  • Числовые неравенства и их свойства
  • Неравенства с одной переменной
  • Степень с целым показателем
  • Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Литература

  1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Ю. Дюмина, А.А. Махонина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.
  3. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. – М. : Илекса, 2001.
  5. Жохов В. И., Карташева Г. Д. Уроки алгебры в 8 классе: Пособие для учителей к учебнику «Алгебра, 8» Ю. Н. Макарычева и др. – М., 2000.
  6. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс / Сост. Л. Ю. Бабушкина. – М.: ВАКО, 2010.

Интернет-ресурсы

1.  http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

2.  http://www.center.fio.ru/som  -  методические рекомендации учителю-предметнику

(представлены все школьные предметы)

3.  http://www.edu.ru  -  Центральный образовательный портал, содержит нормативные

документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер

информационной поддержки Единого государственного экзамена.

4.  http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства «Просвещение»

Лабораторно-практическое оборудование

Линейка, транспортир, циркуль, угольники


Календарно-тематическое планирование уроков алгебры в 8 классах

 

№ урока

Содержание учебного материала

Углубление в гимназическом классе

Дата

8а класс

Дата

8б класс

Рациональные дроби

Рациональные выражения.

Рациональные дроби.

Входная контрольная работа

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

ГИА №7

Сокращение дробей.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение дробей с разными знаменателями.

Вычитание дробей с разными знаменателями.

Сложение и вычитание дробей.

Контрольная работа №1. Сумма и разность алгебраических дробей

Умножение дробей.

Возведение дроби в степень.

Умножение дробей.

Деление дробей.

Деление дробей.

Преобразование рациональных выражений.

Преобразование рациональных выражений.

Преобразование рациональных выражений.

Функция  и ее график.

Функция  и ее график.

ГИА №5

Контрольная работа №2. Умножение и деление алгебраических дробей

Квадратные корни

Рациональные числа.

Иррациональные числа.

Действия над иррациональными числами.

Квадратные корни.

Арифметический квадратный корень.

Уравнение

Уравнение

Уравнение

Функция и ее график.

ГИА №5

Функция и ее график.

Квадратный корень из произведения и дроби.

ГИА №3

Квадратный корень из степени.

Квадратный корень из степени.

Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

Контрольная работа №3.  Квадратные корни и их свойства

Вынесение множителя из-под знака корня.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

ГИА №3

Контрольная работа №4. Применение свойств квадратного корня

Квадратные уравнения

Определение квадратного уравнения.

Неполные квадратные уравнения.

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

Решение квадратных уравнений по формуле D.

Решение квадратных уравнений по формуле D1.

Решение квадратных уравнений.

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Теорема Виета.

ГИА №4

Теорема Виета.

Решение квадратных уравнений.

Контрольная работа №5.  Квадратные уравнения

Решение дробных рациональных уравнений.

Решение дробных рациональных уравнений.

Решение дробных рациональных уравнений.

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Графический способ решения уравнений.

Графический способ решения уравнений.

Контрольная работа №6. Дробные рациональные уравнения

 Неравенства 

Числовые неравенства.

Свойства числовых неравенств.

Свойства числовых неравенств.

Свойства числовых неравенств.

Сложение числовых неравенств.

Умножение числовых неравенств.

Числовые промежутки.

ГИА №8

Числовые промежутки.

Контрольная работа №7.Числовые неравенства и их свойства

Решение неравенств с одной переменной.

Решение неравенств с одной переменной.

Решение неравенств с одной переменной.

Решение неравенств с одной переменной.

Решение систем неравенств с одной переменной.

Решение систем неравенств с одной переменной.

Решение систем неравенств с одной переменной.

Решение систем неравенств с одной переменной.

Решение систем неравенств с одной переменной.

Контрольная работа №8. Неравенства с одной переменной

Степень с целым показателем

Определение степени с целым отрицательным показателем.

Степень с целым отрицательным показателем.

Свойства степени с целым показателем.

Свойства степени с целым показателем.

Стандартный вид числа.

Выполнение действий над числами в стандартном виде.

Запись приближенных значений.

Действия над приближенными значениями.

Действия над приближенными значениями.

Вычисления с приближенными данными на калькуляторе.

Решение упражнений.

Контрольная работа №9. Степень с целым показателем

Повторение

Повторение темы «Преобразование рациональных выражений».

Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

Повторение темы «Решение дробных рациональных уравнений».

Повторение темы «Решение  систем неравенств с одной переменной».

Итоговая контрольная работа

Резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...