МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Проблемами современного этапа математической подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам в форме ЕГЭ являются и сложность самой математики как науки, и психофизиологические основы формирования готовности старшеклассников к выпускным экзаменам по предмету, и интеграция содержания и методов преподавания алгебраического и геометрического материала с целью подготовки учащихся к ЕГЭ, и противоречие между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний, учебной деятельности при подготовке к экзаменам, а также осуществление соответствующей подготовки учителей математики к работе с учащимися в условиях обязательного ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ege_word_2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К  ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ.

                                                   Котенкова Наталья Алексеевна, учитель

математики первой квалификационной категории

Проблемами современного этапа математической подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам в форме ЕГЭ являются и сложность самой математики как науки, и  психофизиологические основы формирования готовности старшеклассников к выпускным экзаменам по предмету, и интеграция содержания и методов преподавания алгебраического и геометрического материала с целью подготовки учащихся к ЕГЭ, и противоречие между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний, учебной деятельности при подготовке к экзаменам, а также осуществление соответствующей подготовки учителей математики к работе с учащимися в условиях обязательного ЕГЭ.

Важным аспектом работы  учителя по подготовке к ЕГЭ является формирование позитивного отношения к тестовому итоговому контролю, как к одной из форм оценки результатов обучения. Оценка эта дается не только ученику, но и учителю, школе, региону. Тесты в форме ЕГЭ являются наиболее сложными, поскольку представляют собой комбинацию тестов, ориентированных на критерий и норму. К сожалению, работать в полной мере с тестами и критериями школьники могут только в последней четверти одиннадцатого класса.

 Главное, на что я обратила внимание при работе в качестве эксперта ЕГЭ, это незнание выпускниками критериев оценивания решений. Каждому учителю, занимающемуся подготовкой к ЕГЭ, необходимо  перед экзаменом четко изучить критерии и ознакомить с ними учащихся.

Почти каждый пришедший на апелляцию считал, что только за рисунок в С2 можно получить 1 балл, только за ОДЗ в С3 можно получить 1 балл, только за ответ в С6 можно получить балл. (вставка)

В отличие от других предметов критерии по математике менялись ежегодно, но ведь нетрудно проследить при каких видах заданий какие критерии предъявляются, тем более в течение года на сайте МИОО предлагались различные варианты тренировочных тестов с опубликованными критериями.

В современной массовой школе возможно реализовать любые идеи. Все зависит от учителя. Желает ли сам учитель самосовершенствоваться, экспериментировать, изучать и принимать новые формы работы с классом. Приведу примеры из своей педагогической практики. В течении всего учебного года я провожу с учащимися 11классов  тренировочные работы ЕГЭ и составляю диагностику по качеству усвоения заданий  в виде диаграммы. Эту диагностику, используя  ИКТ, показываю детям в сравнении. Провожу подробный анализ.     По результатам этой диагностики определяю набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. Например, выясняется: учащиеся не выполнили В4,В12,В13. Выясняю причину - она простая: дети отвыкли читать большие тексты. Встает вопрос: «Что делать?». Я даю в начале урока в течение нескольких дней каждому  по одной единственной текстовой задаче из В, на оценку.
     
Итоги любой письменной работы или экзамена всегда должны быть проанализированы. Кажется, потеряли на экзамене две «4» и две «3». Но каждый педагог за цифрами в строчках таблицы, конечно, видит детей. Я поименно изучаю детей, которые показали результат выше или ниже годовой оценки, которая им была выставлена. В чем причина, что одни дети смогли «выжать» на экзамене из себя все, чтобы улучшить результат! А другие решили не особенно стараться, ведь четверка за год уже гарантирует им четверку в аттестате. А может они не смогли собраться или вообще испытали стресс перед экзаменом. Что им помешало? Отвечая на вопросы, я привлекаю к общению и родителей. Это очень важно понять, т.к. впереди у детей более важный рубеж – ЕГЭ.  

При подготовке к итоговой аттестации особенно важно построить индивидуальные планы для каждого ребенка. С одними детьми мы уже штурмуем задания из второй части, т.к. первую часть они решают хорошо и стабильно. С другими детьми мы будем до самой финишной черты решать задания из первой части.

   По словам Ященко, условно можно поделить выпускников на «сильных» и «слабых», и для каждой группы требуется совершенно разная стратегия подготовки.

Для тех, кому не особенно хорошо давалась в школе математика, самый неправильный подход — в последний месяц перед экзаменом бессистемно решать «тренировочные» варианты. «Нужно заниматься более целевым образом и совершенствовать то, что хоть как-то получается. Лучше поднять процент выполнения понятной задачи с 70 до 90, чем какой-то другой с нуля до 20», — советует он. Сильным выпускникам подойдет совершенно противоположная стратегия: нужно, наоборот, ликвидировать существующие пробелы.

Мои рекомендации учителям:

1. Организацию подготовки к сдаче ЕГЭ по математике следует начать с выявления целевых групп учащихся (первая группа – учащиеся, которые ставят перед собой цель преодолеть порог минимального балла ЕГЭ, вторая – получить сертификат и поступить в вуз).

2. К экзамену можно готовить по пособиям, рекомендованным ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

3. Использовать для информирования учащихся об уровне сложности задач при подготовке к итоговой аттестации открытый банк заданий первой части ЕГЭ (сайт www.fipi.ru, www.mioo.ru).

4. Использовать для подготовки учащихся к выполнению заданий С5 и С6 сайт www.problems.ru.

5. При проведении тренировочных тестов рекомендовать учащимся задания Части1 выполнять письменно, используя для этого черновик. Решение должно быть записано аккуратно и с достаточной степенью подробности, для того, чтобы ученик не допускал досадных ошибок технического характера.

6. В процессе обучения вырабатывать у учащихся привычки самоконтроля и самопроверки.

7. Дать учащимся некоторые советы по использованию тренировочных тестов в процессе самостоятельной подготовки к экзамену:

   -выполняя тест, нужно сверять свои ответы с ответами, приведёнными в сборнике;

   -если в каком-то задании ответ неверен и ошибку найти не удаётся или же путь решения     вообще неясен, то следует обратиться за консультацией к учителю;

  -зафиксировать время, затраченное на работу, а также количество верных ответов (примерное выполнение заданий части 1 учащимися, изучавшим математику на базовом уровне составляет 170 минут, Части 2 – 70 минут; примерное  выполнение заданий Части 1 учащимися, изучавшим математику на профильном уровне составляет 65 минут, Части 2 – 175 минут).

8. При подготовке к экзамену проверить учащихся в ситуации, максимально приближённой к реальной ситуации экзамена.

9. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о её дифференцированном характере. Подбирая задания для тренировки (например, в ходе итогового повторения), их следует соотносить с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса в целом.

10. Многие задачи, предлагаемые на экзамене допускают разные способы решения. Ученик вправе решать задачу любым из них. Соображения типа «можно решить рационально, более красиво» и пр. при оценивании не играют роли. Однако в ходе подготовки целесообразно показать учащимся такие решения, знакомить их с некоторыми общими приёмами решения тех или иных видов задач, что будет служить пополнению их «математического багажа» и в конечном итоге их математическому развитию.

11. Ставить в ходе обучения перед учащимися такие  проблемы, решение которых выходило бы за рамки стандартных алгоритмов и учить школьников справляться с ними.

12. Уделять должное внимание геометрической подготовке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике

Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Помощь учителю в обучении, направленном на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий, эффективной подготовке к сдаче ЕГЭ по ма...

«Методика подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике"

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и  взаимосвязанных направлений работ...