Конспект урока по алгебре: "Способы разложения многочлена на множители"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Швецова Людмила Евгеньевна

Материал на тему: "Способы разложения многочлена на множители"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок алгебры 7 класс

Тема:  Способы разложения многочлена на множители

Цель:  Обобщить и повторить способы разложения многочлена на множители

Задачи:        

  1. Проверить и откорректировать знания учащихся по данной теме.
  2. Вызвать интерес, активность и самостоятельность учащихся.
  3. Укрепить дружеские отношения между детьми
  4. Научить работать в команде

Оборудование: учебники, дидактические карточки, плакаты, слайды.

Ход урока:

Урок - математическое ралли.

Класс-это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия экипаж сможет, если он достаточно хорошо знает способы разложения многочлена.

1 этап   ралли – Проверка местности.

 Здесь  вспоминаем способы разложения многочлена на множители

Пока класс вспоминает способы разложения, по карточкам выполняют задания

 3 человека.

Карточка №1

Разложите на множители:

а)   3х2 – 75 а2

б)   а2 – 8аb + 16b2

в)   х3 + 2х2 +  х

Карточка №2

Разложите на множители:

а)   ах2 – 4 а

б)   -6а2 + 12аb - 6b2

в)   ах2 -  2аху + ау2

Карточка №3

Разложите на множители:

а)   5х2 – 45

б)   ах2 – 4ах + 4а

в)   -2х2 -  8х - 8

Вопросы для проверки:

  1. Что значит разложить многочлен на множители?
  2. Какие способы разложения многочлена вы знаете?
  3. Какие формулы сокращенного умножения вы знаете?
  4. Каков алгоритм разложения многочлена на множители?

 2 этап   ралли – Составление карты гонки

 На каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Учащиеся должны его разложить, чтобы получилась «цепочка» формул. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, значит, допущена ошибка.

Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованную фразу: « Знания – сила»

( с – 9 )2

З
 

с2 - 18с + 81

( 9 + с )2

Н

81 +18с + с2

81 – с2

А

( 9 - с )( 9 + с )

( - с + 9а )2

Н

81 а2 - 18ас + с2

( - с - 9а )2

И

с2 + 18ас + 81а2

( - с2 + 9а )2

Я

81 а2 - 18ас2 + с4

( - с2 + 3а )(  с2 + 3а )

-

9 а2  -  с4

с3 + 729а3

С

( с + 9а )( с2 - 9ас + 81а2)

729с3 -  а3

И

(9с - а )( 81с2 + 9ас + а2)

(-9а + с )( с2 + 9ас + 81а2)

Л

с3 - 729а3

А

???   Как Вы понимаете смысл полученной фразы?

Для тех, кто быстро разложил домино, на доске вывешены 4 карточки с заданием:

Замените знак * одночленом так, чтобы получившийся трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена (последнее задание попробуйте выполнить разными способами

16х2 +   *   +  у2                                                       25  –  10а    +  *

49р2 –  14р +  *                                                        *   –  36аb  +  *

Физкультминутка.

1) Упражнения для шеи

2) Упражнения для кистей рук

3) Упражнения для  глаз


3 этап   ралли -  Гонка по пересеченной местности

Выполняется задания из учебника  Алимов Ш.А., Алгебра 7 класс

                              № 414(2),  415(2, 4),  417(1, 6)

№ 414  2) Доказать, что при любых значениях х, у верно равенство:

             ( х – 2у )( х + 2у )( х2 + 4у2 ) =  х4 -16у4

№ 415       Разложите на множители на многочлен:

         2)  mn – kn m2 + 2mk k2

             4)  c2 – 2c + 1 – d2 -2de – e2

№ 417      Решите уравнения:

        1)  ( 3х – 1 )2 – (3х – 2 )2 = 0

        2)  (3х + 2)( 3х - 2) – (3х – 4 )2 = 28

4 этап   ралли. Поскольку в ралли случаются внезапные остановки, у нас тоже небольшая авария – необходимо устранить неисправность нашего автомобиля.

На доске приведены решения примеров, но в них допущены ошибки. Учащиеся должны их найти и объяснить, почему они допущены.

1) m6 - n12 = (m3 - n6)( m3 - n6)

2) ( 4а5 + b )( 16a10 – 4a5b +  b2 ) = 64a15 -  b3

3) ( 7c + 3d4 )2 = 7c2 + 21cd4 + 9d8

4) 16 a8b3 - 24a5b7 + 8a2b = 8a2b ( 2a4b2 - 3a3b6 )

5) ( 5x2 – 0,02y3)( 5x2 + 0,02y3) = 25 x2 – 0,004y6

6) 64 m9 - 8 n12 = ( 4 m3 – 2 n4 )( 16 m6 - 8 m3 n4 + 4 n8 )

7) ( 3p – 2q )3 = 27p3 – 54p2q – 18pq2 + 8q3

                                               

Физкультминутка.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.


5 этап   ралли.      Сделаем привал: отдохнем на поляне и нарвем цветы. Но цветы

необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это задание на составление и разложение многочлена по формулам сокращенного умножения, используя выражения, находящиеся в центре цветка.

                

 

6 этап   ралли  - Финиш

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому члену экипажа необходимо выполнить самостоятельно из дидактических материалов на стр. 90      № 1 (в) , № 3 (а)

№ 1     Разложите на множители:

        в) 18с – 2р2с

№ 3     Разложите на множители:

        а) ( с + 5)с2 – ( с + 5 )2с + ( с + 5 )

Через некоторое время один ученик зачитывает свое решение и ответ. Класс проверяет и ставит себе оценку. За все выполненные задания – «5» , за 1 задание – «4».

Подведение итогов урока и выставление оценок за работу в классе.

Домашнее задание:        № 414 (1) , 415 (1, 3) , 416

Список использованной литературы

  1. Занимательная математика. 5-11 классы. (как сделать уроки нескучными)

      / автор-составитель Гаврилова Т.Д.,  Волгоград: Учитель, 2004

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,: ВАКО, 2004

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. М., 2002

  1. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.,2002

  1. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей. //Педсовет, 2006, №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры по теме "Разложение многочлена на множители"

Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения мно­гочлена на множители и их комбинации....

конспект урока "Разложение многочлена на множители способом группировки"

Урок по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки". Учебный комплект Алимова Ш.А. Тип урока: изучение нового, проблемный. Формы организации учебной деятельгости: группова...

План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."

Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул  сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...

“Применение различных способов разложения многочлена на множители”. План-конспект урока для 7 класса

План-конспект урока для 7 класса создан с целью систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение при...

Технологическая карта урока алгебры по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки»

Технологическая карта по теме « Разложение многочлена на множители способом группировки» для учащихся 7 классаЦели урока:  Организация деятельности учащихся по формированию навыков разложения мно...

Урок для 7 класса "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"

Данный урок является заключительным при изучении темы "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"  и построен в игровой форме....

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»

Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...