Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику "Алгебра и начала математического анализа": Учебник для 11 кл. профильный уровень / А. Г, Мордкович, П. В. Семенов, М.: Мнемозина, 2010.
Цель урока: обобщение и систематизация способов решения иррациональных уравнений, формирование у воспитанников способностей к самостоятельному построению новых способов решения более сложных типов иррациональных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_3_irratsionalnye_uravneniya.rar | 510.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Иррациональные уравнения»
11 класс.
Преподаватель математики
Серова Людмила Николаевна
Методическая информация | |
Тип урока | Урок «открытие » нового знания |
Цели урока | Цель урока: обобщение и систематизация способов решения иррациональных уравнений, формирование у воспитанников способностей к самостоятельному построению новых способов решения более сложных типов иррациональных уравнений. Слайд № 2. |
Задачи урока | образовательные:
развивающие: • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи; • развитие познавательного интереса к предмету; • формирование эмоционально-положительного настроя у нахимовцев путем применения активных форм ведения урока; • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений. воспитательные: • развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения Методы организации работы: - словесные методы (беседа, чтение), - наглядные (интерактивная доска), - проблемно-поисковый, -метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод). Формы организации работы: - групповая, - коллективная (фронтальная), - индивидуальная. |
Время реализации урока | Второй урок по теме «Иррациональные уравнения» |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. нахимовцы в ходе урока | Знания, умения, навыки: Нахимовцы должны знать и уметь применять свойства арифметического корня, решать квадратные уравнения, иметь понятие сопряжённых выражений - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать; - осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу. Перечень универсальных учебных действий: - личностные (Л), - коммуникативные (К), - познавательные (общеучебные и логические) (П), - регулятивные (Р). |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска. |
Дидактическое обеспечение урока | - компьютерная заготовка - шаблоны для интерактивной доски, - карточки с заданиями, - карточки оценки работы на уроке, - карточки с практическими заданиями по новой теме. |
Список учебной и дополнительной литературы | Алгебра и начала математического анализа: Учебник для 11 кл. профильный уровень / А. Г, Мордкович, П. В. Семенов, М.: Мнемозина, 2010. |
Ход и содержание урока деятельность учителя и учеников | |
1. Самоопределение к деятельности (1 мин). Цели для преподавателя: - создание условий для возникновения у нахимовцев внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для воспитанников: -включение в учебную деятельность. | Еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. |
2. Актуализация теоретических знаний (9 мин). Цели для преподавателя: - актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; - актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; - мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для нахимовцев: - фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Преподаватель: Начнём с повторения (вопросы появляются на доске): 1. Какие из уравнений являются иррациональными? Слайд № 3. А. = -5; В.х +4 С. = 3; D. = x + 4; Е. + 2 – х = 0. 2.Обсудите в парах. Является ли число корнем уравнения? Слайд № 4.
3.Докажите, что уравнение не имеет корней. Слайд № 5. 1. +3 = 0; 2. + = 0; 3. + = - 32.
Слайд № 6. 1. = - 4; А. – 6;6. 2. = - 3; В. 1. 3. = 2; С. Решений нет. 4. = 1; D. -30. 5. = 2; E. 4. Преподаватель: сегодня именно эти знания станут для нас теми кирпичиками, из которых мы сможем создать более сложные уравнения. Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельную работу по вариантам. Приложение 2. Решите уравнения: 1 вариант 2 вариант = - 3; = 2; б = 3; б) = 2; в) = 6 – х; в) = 7 – х; г) г) – 30 + = 0. Преподаватель: выполните самопроверку: Слайд № 7. 1 вариант: - 30; 26; 3; 84 2 вариант: 6; -6. 15,4; - 12; 2.630. (выполняется самопроверка). |
3.Постановка учебной задачи (2 мин). Цели для преподавателя: - создание условий для постановки учебной задачи. Для нахимовцев: - выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Преподаватель: Какое задание вызвало у вас наибольшие затруднения? (предполагаемый ответ нахимовцев – г) Преподаватель: запишем тему урока на доске и в тетрадях. Слайд № 8. Методы решения иррациональных уравнений.
Метод введения новой переменной или подстановки очень часто используется при решении иррациональных уравнений и неравенств. Он позволяет упростить решение, разбив его на простейшие самостоятельные этапы. |
4. «Открытие» учащимися нового знания. (12 мин). Цели для воспитанников: - выбор способа решения учебной задачи; - выдвижение и обоснование гипотезы. Для преподавателя: - создание условий для фиксирования в речи нахимовцев и знаково нового способа действий, помогает найти правильный путь решения. | Преподаватель: предлагаю сейчас разбиться на группы. Возьмите карточку № 1. Приложение 3. Задание. Решите уравнения:
(идёт работа в группах, далее каждая группа представляет классу свои выводы, проходит общее обсуждение и делается вывод). Преподаватель дает рекомендации по ходу обсуждения. Преподаватель: Переходим к обсуждению решений. У доски два нахимовца предлагают свои решения. Класс принимает участие по необходимости задают вопросы. Слайды № 9, 10. 1. Введём новую переменную. Пусть = а, а, тогда . Получим уравнение а + 6 - = 0. Корни: -2 и 3. По условию подходит а = 3. = 3. х -3 = 81; х = 84. Ответ: 84. 2. Пусть = t , тогда = + 1. t 2 =0; = 2, = -1это посторонний корень, так как = 2. Решая, простейшее иррациональное уравнение получаем корни. = -3; =. Ответ: -3; . Преподаватель обобщает: итак, вы рассмотрели метод решения иррациональных уравнений, который обогатил ваш арсенал, используемый для решения иррациональных уравнений. В каждом методе есть свои тонкости, о которых надо помнить. На последующих уроках будут рассмотрены другие методы решения иррациональных уравнений. Нахимовцы, записывают отдельные комментарии преподавателя в тетради. Задают вопросы. Воспитанники, пожеланию, комментируют запись в опорный конспект, по очереди проговаривая алгоритм решения. |
5. Первичное закрепление (5 мин). Цели для преподавателя: -создание условий для первичного закрепления. Для нахимовцев: -усвоение нового способа действий. | Преподаватель: выполнить задание с комментарием: (Каждая группа выполняет одно уравнение).Приложение 4. Карточка № 2. 1 = 30 - . Ответ: 630. (один нахимовец в каждой группе озвучивает решение с обязательным проговариванием вслух правила; 2. = 8. Ответ: 0; 1. (следующий нахимовец в каждой группе озвучивает решение с обязательным проговариванием вслух правила. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10мин). Цели для преподавателя: -создание условий для интериоризации(переход извне внутрь) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для нахимовцев: -индивидуальная рефлексия достижения цели. | Преподаватель: а теперь попробуем выполнить по 2 уравнения самостоятельно, записанные на боковой доске. Кто выполнит задание, поднимает руку и получает лист самопроверки. Приложение 5. Вариант№1. 1. 2 = 33 - 3х. 2. х - - 6=0. Вариант№2. 1.2 +6 – 3х -2 = 3. 2. 2+ 5 =18. (Нахимовцы выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки) |
7. Включение в систему знаний и повторение (5 мин). Цели для преподавателя: -создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для нахимовцев: -включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Преподаватель: Конечно, недостаточно просто научиться решать иррациональные уравнения. Необходимо знать, где их можно ещё применить. Рассмотренные сегодня примеры взяты из экзаменационных заданий ЕГЭ различных лет. А сейчас вам предлагается разобрать задание, в котором полученные сегодня знания пригодятся для практического применения. Разбейтесь снова на группы. Решаем задачу, написанную на боковой доске, через 3 - 4 мин вы должны представить результат классу. Решить задачу: При движении ракеты её видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону , где м – длина покоящейся ракеты, км/с – скорость света, а – скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы её наблюдаемая длина стала не более 4 м? Ответ выразите в км/с Решение Найдём, при какой скорости длина ракеты станет равной 4м. Задача сводится к решению уравнения . Длина покоящейся ракеты = 5м. Скорость света с = 3 км/c. 5 =4; =; 1 -= ; = ; =; V = 180000км/c. Преподаватель: оцените свою работу в группе по 5-ой шкале, выставьте оценку в оценочный лист. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (1мин). Цели для преподавателя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для воспитанников: -самооценка результатов деятельности; -осознание метода построения, границ применения нового знания. | Преподаватель: вернёмся к цели нашего урока (на доске - цель урока): Слайд № 2. - достигли ли мы своей цели? - каков результат нашей деятельности на уроке? - какие способы решения иррациональных уравнений рассмотрели? - где используется данные уравнения? |
Задание для самоподготовки | Задание. 30.21а. 30.20а30.30а. По желанию30.17а. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Урок 8 класс Решение квадратных уравнений
Цель урока: Учащиеся должны знать формулу квадратного уравнения, знать формулу корней квадратного уравнения,...
Урок в классе. Решение линейных уравнений.
урок обобщение по теме Линейные уравнения. Форма урока - путешествие по достопримечательным местам села....
Конспект урока. 7 класс Тема: Решение уравнений содержащих умножение и деление.
Цель: отработать навык решения уравнений содержащих умножение и деление. Закрепить знание компонентов. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях....
Открытый урок 11 класс "Решение логарифмических уравнений. Нестандартные приемы решения"
Решение логарифмических уравнений....