Конспект урока в модульной технологии (3Х30) для 5-класса, обучающихся по учебнику С.М.Никольского "Разложение натуральный чисел на простые множители"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Данный модульный – урок (3 Х 30) адресован для учителей математики, работающих в 5 классе по учебнику С.М.Никольского для объяснения темы « Разложение натурального числа на простые множители». Урок разработан с применением технологии критического мышления. В разработке раскрываются: цель, образовательные, развивающие, образовательные задачи урока , особенности методических подходов к изложению теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlozhenie_na_prostye_mnozhiteli.docx | 58.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разложение натурального числа на простые множители
Данный модульный – урок (3 Х 30) адресован для учителей математики, работающих в 5 классе по учебнику С.М.Никольского для объяснения темы « Разложение натурального числа на простые множители». Урок разработан с применением технологии критического мышления. В разработке раскрываются: цель, образовательные, развивающие, образовательные задачи урока , особенности методических подходов к изложению теоретического материала.
Разработка модульного урока математики в 5 классе
«Разложение натурального числа на простые множители»
Сучкова Ирина Сергеевна, учитель математики
МБОУ «Школа-гимназия №1», г.Керчи, Республики Крым
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представление о разложении чисел на простые множители, способность к практическому использованию соответствующего алгоритма. Формировать умения и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители.
Развивающие:
Развить умения обобщать, математическую речь учащихся, умение ставить вопросы и отвечать на них., память, навыки устного счета.
Воспитательные:
Воспитать любознательность, внимательность, усидчивость, трудолюбие, точность и четкость при ответах, культуру математического мышления, серьезное отношение к учебному труду.
Тип урока: комбинированный
ПЕРВЫЙ МИНИ-МОДУЛЬ
- Организационный момент. Целеполагание.
На данном мини-модуле наша задача – вспомнить и закрепить изученное на прошлом модуле.
- Устный счет.
Вычислить удобным способом:
- (49 . m . 3) :7;
- (55а . 6) :11;
- (100а . 63) : 9;
- (444 + 240) : 4;
- (65 + 115) : 5;
- (39 + 123) : 3.
- Проверка домашнего задания
Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски.
- Устная работа.
Расставить данные числа и соответственные буквы в клетки.
| Кратно10 | Кратно 9 | Кратно 3 | Кратно 3 и 5 | Кратно 2 | Кратно 9 | Кратно 2 и 9 |
Число |
|
|
|
|
|
|
|
Буква |
|
|
|
|
|
|
|
«ш» - 312, «ч» - 310 , «е» - 567, «в» - 585, «ы» - 555, «б» - 771.
Ответ:
| Кратно10 | Кратно 9 | Кратно 3 | Кратно 3 и 5 | Кратно 2 и 3 | Кратно 9 | Кратно 5 и 9 |
Число | 310 | 567 | 771 | 555 | 312 | 567 | 585 |
Буква | ч | е | б | ы | ш | е | в |
Историческая справка: Пафнутий Львович Чебышев – русский математик. Он занимался изучением свойств простых чисел. Он доказал, что между любым натуральным числом, большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного простого числа. Давайте проверим это на примере нескольких чисел. (Устно)
- Самостоятельная работа. Тестирование с взаимопроверкой
1. Какое из данных чисел делится на 2 ?
а )125, б) 156, в) 1321.
2. Среди чисел найдите те, которые делятся на 5
а) 12, б) 111, в) 125.
3. Найдите те числа, которые делятся и на 2 и на 5
а) 175, б) 390, в) 222.
4. Какое число кратно и 5 и 10?
а) 12463, б) 12460, в) 12461.
5. Какое из данных чисел делится на 10
а) 11250, б) 234, в) 4155.
- Ответы:
1. – б 2. – в 3. – б 4. - б
Подведение итогов 1 мини-модуля.
Фронтальная беседа:
- Дать определение делителя.
- Вспомним признаки делимости на 2, на 3, на 9, на 5.
- Какие числа называются простыми?
- Какие числа - составными?
- Что за число 1?
- Какие числа называются четными, какие- нечетными?
- Сформулировать свойства делимости.
- Назовите все четные числа первых двух десятков.
- Является ли число 15 кратным числу 3?
ВТОРОЙ МИНИ-МОДУЛЬ
- Организационный момент. Целеполагание.
На данном мини-модуле наша задача – сформировать представление о разложении чисел на простые множители, способность к практическому использованию соответствующего алгоритма.
- Объяснение нового материала.
Решим очень интересную задачу. Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несет каждое седьмое яичко золотое, а каждое третье – серебряное. Может ли такое быть? Ответ: Нет, так как 21 яичко должно быть и золотое, и серебряное, что невозможно. 21=3*7
Сегодняшняя тема урока поможет нам лучше понимать и решать подобные задачи.
1. Подготовительная работа.
– Разложите на множители число 60 всеми возможными способами:
а) на 2 множителя; 60 = 2 • 30 = 3 • 20 = 4 • 15 = 5 • 12 = 6 • 10.
б) на 3 множителя; 60 = 2 • 5 • 6 = 2 • 3 • 10 = 2 • 2 • 15 = 3 • 4 • 5.
в) на 4 множителя; 60 = 2 • 2 • 3 • 5.
2. Работа над новой темой.
Эту тему учитель может разобрать вместе с учащимися ..
а) – Разложите число 110 на 2 множителя, отличных от единицы. (110 = 11 •
10 = 55 • 2 = 22 • 5 – учащиеся могут предложить несколько вариантов ответов, учитель выбирает только один, на его примере дает объяснение нового материала).
110 = 11 • 10
– На какие два множителя можно разложить числа 11 и 10? (110 = 11 • 5 • 2)
– Что можете сказать об этих множителях? (Являются простыми числами.)
– Таким образом, число 110 разложено на простые множители.
– Всякое составное число можно разложить на простые множители.
– Разложите самостоятельно число 120 на простые множителя любым
способом.
(Записать на доске несколько вариантов ответов 120 = 3 • 2 • 5 • 2 • 2;
120 = 2 • 3 • 2 • 5 • 2.)
– Вы все раскладывали число 120 разными способами, но получили один и
тот же результат. (120 = 2 * 2 * 2 * 3* 5.)
– Какой вывод можно сделать? (При любом способе получается одно и то
же разложение, если не учитывать порядка записи множителей.)
– Обычно записывают множители в порядке их возрастания, и произведение
одинаковых множителей представляют в виде степени: 120 = 2•2•2•3 • 5 = 23 •3 • 5.
Учитель показывает и рассказывает методику раскладывания на простые множители
- Можно ли представить число 126 в виде каких-нибудь множителей? (Можно, 126 делится на 2, оно чётное.)
- Сколько получится в частном? (63).
- А можно ли разделить это число на какое-нибудь простое число? (Можно, сумма цифр 9, значит, делится на 3.)
- Сколько в частном? (21).
- А это число, на сколько делится? (на 3)
- Ответ? (7), а 7-простое число.
Значит, разложение надо проделать постепенно.
Можно еще рассмотреть пример
Физкультминутка:
Если высказывание верное учащиеся встают, если не верное – поднимают руки вверх, не вставая и закрывают глаза.
- Делить на ноль нельзя;
- 32 = 6;
- Множитель – это результат умножения;
- Квадрат – это прямоугольник;
- Математика – царица наук;
- 13 – четное число;
- У окружности нет конца;
- 4 – делитель числа 27;
- Развернутый угол равен 1800;
- 25 – кратное 5;
- ; 120 : 7;
- 196 – четное число;
- Луч – это окружность;
- 24 – делитель числа 6;
- 5-а – самый дружный класс в школе.
Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельно разложение на простые множители числа: 20; 188; 254. Через 5 минут проверяют работу по готовому образцу, сопоставляя решение с полученным алгоритмом. Исправляют допущенные ошибки. Если задание решено, верно, учащиеся ставят себе ( +). В завершение проговариваются причины ошибок и фиксируется, что новый способ освоен.
Подведение итогов 2 мини-модуля.
Озвучить алгоритм разложения числа на простые множители.
ВТОРОЙ МИНИ-МОДУЛЬ
Организационный момент. Целеполагание.
На данном мини-модуле наша задача – сформировать умения и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители. Закрепить изученный алгоритм для разложения на простые множители.
- Игра: “КТО БЫСТРЕЕ СЯДЕТ В САМОЛЕТ”.
Правила игры: класс делится на три команды - 3 космических экипажа (желтый, синий, зеленый). Задания на доске каждого экипажа записаны мелом соответствующего цвета. Члены экипажа по очереди выходят к доске, выполняют задания, а ответ записывают на трап самолета, изображенный на интерактивной доске (каждый по очереди). Побеждает тот экипаж, который первым достигнет верхней ступеньки трапа.
Задания для команд:
Разложить на простые множители
1 | 210 |
2 | 56 |
3 | 270 |
4 | 972 |
5 | 140 |
6 | 500 |
7 | 675 |
8 | 616 |
9 | 120 |
1 | 462 |
2 | 80 |
3 | 810 |
4 | 216 |
5 | 294 |
6 | 784 |
7 | 1125 |
8 | 308 |
9 | 300 |
1 | 330 |
2 | 96 |
3 | 198 |
4 | 144 |
5 | 350 |
6 | 225 |
7 | 216 |
8 | 693 |
9 | 360 |
- Решение упражнений с самопроверкой:
№ 652(в-з); 656(г-д); 658(ж-м).
- Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся отвечают на вопросы теста.
1. Какое число является простым числом?
а) 13 б) 24 в) 1
2. Какое число не является простым?
а) 5 б) 17 в) 1
3. Какое число является составным?
а) 21 б) 23 в) 1
4. Какое число не является составным?
а) 25 б) 18 в) 1
5. При умножении простых чисел всегда получается
а) простое число б) составное число в) 1.
6. Разложение числа 18 на простые множители
а) 2∙2∙3 б) 2∙3∙3 в) 2∙2∙3∙1
Далее учащимся предлагается ответить на любые из поставленных вопросов.
- Что нового узнали на уроке? (таблица простых чисел, решето Эратосфена)
- Что научились делать? (раскладывать составные числа на простые множители).
- Что повторили? (признаки делимости)
- Чью работу вы можете сегодня отметить?
- Как оцениваете свою работу?
- Выставление оценок.
5. Домашнее задание
П. 3.4. № 647(З;К;Л;М); № 651(Ж-К); № 657(Л;Г;М)
Дополнительное задание:
Барон Мюнхгаузен утверждал, что он нашел такое натуральное число, произведение всех цифр, которого равно 6552. Докажите, что барон соврал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология 6 класс Конспекты уроков в модульной технологии
Разработанные в модульной технологии уроки позволят дифференцировать работу учеников в классе и дома....
Конспект урока по предмету «Технология. Обслуживающий труд». 7 класс «Изготовление украшений для волос в технике «канзаши»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока по теме «Изготовление украшений для...
Конспект урока и презентация технология Рукоделие. Вышивка 8 класс
Конспект урока технология Рукоделие. Вышивка 9 класс...
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс...
Обобщающий урок для 6 класса по теме "Разложение натуральных чисел на простые множители и нахождение НОД"
Урок проводится в виде математической игры "Авторалли"...
Урок математики 6 класс "Разложение чисел на простые множители".
урок математики в 6 классе "Разложение чисел на простые множители" вторй урок по теме, по учебникам И.И.Зубарева и А.Г.Мордкович....
Конспект урока открытия нового знания по теме: "Разложение чисел на простые множители"
Конспект урока открытия нового знания по теме: "Разложение чисел на простые множители", 5 класс, учебник Бунимович Е.А....