урок в 5 классе"Решение задач алгебраическим способом"
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
это урок повторения,обобщения и систематизации знаний. в 5 классе начинаетсяподготовка к математическому моделированию, а этот урок одно из звеньев цепочки, он позволяет повторить знания по теме и обогатить их на новом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 244 КБ |
презентация к уроку | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение « Гимназия №6» г. Перми
учитель математики первой категории Шитоева Алла Олеговна
Урок в 5 классе по теме : «Решение задач алгебраическим способом»
Цель: обобщение знаний о способах решения задач на примерах различных реальных ситуаций; пропедевтика математического моделирования.
Задачи:
- повторить этапы работы с задачей
- учиться выбирать модель и переменную в соответствии с условием задачи
- учиться составлять модель по тексту задачи и задачу по заданной модели
- выбирать рациональный способ решения и обосновывать свой выбор
- тренироваться в решении задач алгебраическим способом
Ход урока:
Деятельность учителя: | Деятельность учеников: | |
1.Организационный момент, | приветствие | Приветствуют учителя, занимают свои места, получают листы опроса, подписывают их |
2. Устный счет (подведение к теме урока) | Устная работа: расшифруй слово (выполните действия с обыкновенными дробями) ; . К= ; А=1; ; 2 ; П=1 З= ; Д= 1 ; Ч= . ОТВЕТ: задача | Выполняют действия устно, сопоставляют значения выражения с буквами, если слово разгадано, то поднимают руки. Ответ можно произнести только по просьбе учителя |
3. Объявление темы урока | Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотел бы научиться решать задачи. Джордж Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Мы умеем решать задачи разными способами, назовите основные. Опишите каждый из этих способов и назовите менее нами отработанный. А теперь сформулируйте тему урока: |
|
4. Повторение |
Конечно, важнее овладеть общими способами и приемами в решении задач и применять их Сегодня остановимся на алгебраическом способе. Многое нам уже известно, поэтому постараемся обобщить свои знания и применить их к решению задач
Обратимся к задаче. Задача. Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам ? Слайд №4 Как выбрать неизвестную величину? (ввести переменную?) Все ли уравнения правильно составлены и соответствуют условию задачи? Укажите, что выбрано за неизвестное в каждом из этих уравнений. На примере этой задачи мы еще раз повторили как выбирать неизвестное. Решать эту задачу мы пока не будем. Возьмите лист опроса и подпишите его |
Вывод 1: постарайся выбрать подходящую модель по условию задачи а) самая маленькая величина задачи б) самая большая величина задачи в)величина, с которой сравниваются все остальные г)величина из главного вопроса задачи Вывод 2: переменную выбирай в соответствии с главным вопросом задачи
|
| Первое задание – установите соответствие, можно обвести задачу карандашами и соединить каждую с подходящей алгебраической моделью в ваших листах опроса Слайд №6
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева? Когда подготовка закончена, можно ,наконец, составить уравнение Слайд №7 Вспомните, как решается эта задача. На ваших листах опроса есть 2 задачи, выберите одну из них и решите ее алгебраически. Решение оформляйте по правилам. | Работают с текстами задач и моделями:
ответ: А-2,4 Б-3, В- 1 Вывод 3: задачу можно решить с помощью нескольких моделей Составляют уравнения при различных условиях:
Вывод 4: появился план решения задачи алгебраическим способом:
Решают одну из задач (на выбор ученика) алгебраически по плану.
|
| Одним из наиболее сложных заданий является и задание «наоборот», когда известна модель, а нужно составить ситуацию, которая решалась бы с помощью этой модели. Слайд №8 Попробуйте выполнить задание Составь задачу: а)на движение б) на совместную работу по ее математической модели: (33+х) · 5=265. | Записывают текст одной задачи (на выбор ученика а) или б) ) и сдают листы опроса на проверку. |
| Нам осталось дать рекомендации тому, кто решает задачу алгебраически .Слайд №9 Если придерживаться этих рекомендаций и еще немного потренироваться, то успех вам обеспечен. Желаю успехов! И помните: « Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить». Дж. Пойя Ваше домашнее задание : составить и решить задачу подобную тем, что были решены на уроке. |
|
*Примечание: учитель проверяет листы опроса с целью выявить проблемы и трудности , с которыми встретились ученики .оценки выставляются только за самые лучшие работы. |
Список литературы:
- Ванцян А.Г. Математика5, 6. Эксперим. учебник для 5,6 кл. общеобразоват. школы.-Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000, 208 с
- Зубарева И.И. Мтаметика 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович:- М., Мнемозина, 2009. – 207с.
- Шевкин А.В. обучение решению текстовых задач в 5-6 классах : Методическое пособие для учителя._ М: « Русское слово», 2001. -208 с.
Приложения :
- Лист опроса учащихся
- Презентация к уроку
Приложение 1
Лист опроса _______________________ученика 5____класса
Дата________________ вариант Ι
- Соедините стрелкой реальную ситуацию с ее математической моделью:
- В одном пакете на 22 конфеты больше, чем в другом. Сколько конфет в каждом пакете, если в двух пакетах вместе 96 конфет?
- Теплоход шел по течению реки 5 часов, а такое же расстояние против течения реки за 6 часов. Найдите
собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
- Одна сторона треугольника в 3 раза больше другой, и на 13 см меньше третьей. Найдите стороны треугольника, если его периметр 43
- х+ 3x+ 3x -13 = 43
- а+ а+ 22 =96
- 5·(х+3)=6·(х-3)
- а+(а- 22)=96
- х+3х+х-13=43
- Составьте различные уравнения для решения задачи
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева?
- Если Х апельсинов на первом дереве…__________________
- Если Х апельсинов на втором дереве…__________________
- Если Х апельсинов на третьем дереве…_________________
- Решите одну задачу (на ваш выбор) алгебраически
- В магазине продаются 50 двухколесных и трехколесных велосипедов. У всех велосипедов 118 колес. Сколько в магазине двухколесных и трехколесных велосипедов
- Маша и Даша собирали вишню. Маша собрала в 4 раза больше, чем Даша. Но когда отдала 3 кг вишни Даше, то ягод у девочек стало поровну. Сколько кг вишни собрала каждая девочка?
ІV. Составь задачу: а) на движение или б) на совместную работу по ее математической модели: (33+х)·5=265.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обобщение знаний о способах решения задач Задачи: повторить этапы работы с задачей учиться выбирать модель и переменную выбирать рациональный способ решения тренироваться в решении задач алгебраическим способом
От чего зависит выбор модели? а) от условия задачи б) от желания учителя в) от главного вопроса задачи г) от знаний ученика Схема Таблица Чертеж Уравнение Х + 2х+2х-7=43 скорость время путь По течению Х+3 5 5·( х +3) Против течения Х-3 6 6 · (х-3) х 2х 2х-7 Р= 43 см А В С D x 32 186
Как выбрать неизвестную величину? а) самая маленькая величина задачи б) самая большая величина задачи в)величина, с которой сравниваются все остальные г) спросить у соседа д)величина из главного вопроса задачи (х-5) + х + 3х =55 х + (х+5) +3х = 55 х + (х +5) +3(х + 5) =55 Пусть х лет маме Пусть х лет Юле Пусть х лет Свете
Одну задачу можно решить с помощью: а) разных способов, б)справочников и интернета в) разных моделей Ι . Соедините стрелкой реальную ситуацию с ее математической моделью: На листе опроса 3 ситуации и 5 алгебраических моделей (уравнений). Каждой ситуации подберите свою модель.
Внимательно читай текст задачи Если составил три уравнения, ты- молодец. Мама, папа и Алиса собирали на берегу ракушки. Папа собрал на 7 ракушек больше… Если Х ракушек собрала мама ______________________ … …
План решения задачи Совет: начни уравнение с большего количества ног.. Найди главный вопрос задачи Выбери подходящую модель Выбери переменную Составь уравнение по модели Реши уравнение Запиши ответ
Различные задачи могут быть решены: а) только с помощью различных моделей б) иногда с помощью одинаковых моделей в) с помощью подсказки г) затрудняюсь ответить На движение по алгебраической модели (пешеход, пароход, веломобиль…) На совместную работу по алгебраической модели ( мастер, ученик, швея, машинистка…)
Выбор модели зависит от условия задачи и ее главного вопроса За неизвестное лучше выбирать самую маленькую величину или величину главного вопроса Полезно руководствоваться планом решения задачи Часто к одной задаче можно составить разные модели Разные задачи иногда можно решить с помощью одной модели
Напишите отзыв на этот урок Помните: Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 8 класс, Решение задач по теме количество теплоты и энергия топлива.
Урок на котором дети сами составляют и решают задачи. После просмотра мультфильма "Девочка со спичками", учащиеся обсуждают каким образом можно обогреть жилище. сколько и какое топливо, лучш...
Открытый урок 7 класс Решение задач
Открытый урок в 7 классе тема: "Решение задач", посвященный конструкторам Великой отечественной войны, в рамках 70-летия победы....
Конспект урока 5 класс "Решение задач на движение"
С учетом современных подходов к математическому образованию возрастает социальная значимость математики, как средства повышения интеллектуального уровня человека; происходит переориентация с увеличени...
Презентация к уроку 10 класса "Решение задач на законы сохранения импульса и энергии"
пример задач и решений...
Электронный образовательный ресурс на тему: "Решение задач алгебраическим способом"
Обучающая презентация на тему Решение задач алгебраическим способом...
Открытый урок 9 класс " Решение задач с применением свойств прямоугольного треугольника"
Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку....
Конспект урока 8 класс "Решение задач. Теорема Пифагора. Площадь."
Конспект урока на повторение и обобщение тем: Площадь, Теорема Пифагора. Обобщающий урок перед контрольной работой....