"Пропорция. Решение задач с помощью пропорции."
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок математики в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike.doc | 46 КБ |
matematika_6_klass.pptx | 759.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 17 января 2012 года
Тема: Пропорция. Решение задач с помощью пропорции.
Тип урока: урок-путешествие.
Цели урока:
1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Пропорция”; усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
2. Развивающие: формирование умения осуществлять самоконтроль;
формирование умения рационально планировать работу; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения е учёбе.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивление;
- создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований.
Ход урока.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания с аппетитом» с большим желанием, ведь они всем пригодятся в дальнейшем.
Сегодня необычный урок – урок-путешествие. И он посвящен профессиям, с которыми мы будем знакомиться, посещая некоторые места нашего городка. Но поскольку наш урок – урок математики, путешествуя, выясним, как вы усвоили тему: «Пропорция». Ведь данная тема служит основой для решения многих задач практического характера. С задачами, решение которых сводится к составлению пропорции, встречаются люди разных профессий. Итак, в путь!
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
33 ЦНИИИ
ШКОЛА Кафе «Лакомка»
Супермаркет Графский парк
1.Станция «33 ЦНИИИ»
Учитель: Внимание. На нашем пути научно-исследовательский институт. Заглянем в один из отделов института. Здесь идет конференция по истории математики.
1.1 Историческая справка (сообщение делает ученик). Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумать способ, как обходиться в науке без того, чтобы выражать длины, площади и объемы числами. Так было создано учение об отношениях величин, о равенстве таких отношений. Равенство двух отношений стало потом называться латинским словом "пропорция". С пропорциями имели дело строители уже в Древнем мире.
Правильное соотношение размеров возводимых ими дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту, которая и сегодня восхищает нас.
Учитель: А в другом отделе идет практическое занятие. Давайте примем в нем участие.
1.2.Устная работа:
- Какие из данных равенств являются пропорциями? Почему?
а) 2,5 : 0,5 = 4 + 1,
2 1
б) 30 : 5 = 7 : 21.
-Допишите недостающие члены пропорции:
а) 120 : ... = 180 : 9,
б) 12 : 3 = ... : ...
Сколько решений имеет пропорция?
Проверьте составленную пропорцию двумя способами. Назовите крайние и средние члены пропорции.
- Проверьте, правильно ли найден неизвестный член пропорции:
45 : 5 = 5 : у
45 * у = 5 * 5
45 * 5
у = 5
у = 45
-Из чисел 6, 3, 8, 4 составьте пропорцию. Как из данной пропорции получить верную пропорцию?
Учитель: Так как следующие станции связаны с решением задач практического характера, давайте ответим на следующие вопросы:
- Какие величины называются прямо пропорциональными?
- Какие величины называются обратно пропорциональными?
- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
2.Станция "Кафе Лакомка"
Один ученик решает у доски с объяснением.
Задача: При выпечке пирожных из килограмма белой муки пекарь получит 1,4 кг пирожных. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг пирожных?
Ответ: 15 килограммов.
Учитель: Итак, где мы сейчас побывали? О какой профессии узнали из этой задачи?
3. Станция "Графский парк".
Один ученик решает около доски с объяснением.
Задача: Пять рабочих по озеленению парка могут закончить работу за 9 дней. Инженер попросил ускорить работу и для этого добавил еще 10 рабочих. За какое время они закончат работу, считая, что все будут работать с одинаковой производительностью?
Ответ: 3 дня.
Вопрос классу: Какое свойство использовали при решении задачи? Сформулируйте его.
Учитель: Где мы с вами побывали? С какими профессиями мы познакомились?
4. Станция "Супермаркет"
Один ученик решает у доски с объяснением.
Задача: Для перевозки груза в супермаркет автомашине грузоподъемностью 7,5 т пришлось сделать 12 рейсов. Сколько рейсов придется сделать автомашине грузоподъемностью 9 т для перевозки этого же груза?
Ответ: 10 рейсов
Работа с плакатом.
7,5т - 12р х т - 12р
9 т - хр 9т - 10р
Вопросы к классу:
1. Что вы видите на доске?
(Краткая запись задачи и краткая запись обратной задачи).
2. По краткой записи обратной задачи сформулируйте условие.
(Условие: Для перевозки груза в супермаркет автомашине пришлось сделать 12 рейсов. Какова грузоподъемность этой машины, если автомашине грузоподъемностью 9 т для перевозки этого же груза пришлось сделать 10 рейсов?
Учитель: Где мы с вами побывали? С какими профессиями познакомились?
5. Станция "ШКОЛА".
Самостоятельная работа.
1 вариант:
1. Найдите неизвестный член пропорции 2,8 : 3,2 = 2,1 : х.
Ответ: х = 2,4.
2. Решите задачу:
На 20 км пути автомашина расходует 3,2 л горючего. Сколько горючего автомашина израсходует на 50 км пути?
Ответ: 8л.
2 вариант:
1. Найдите неизвестный член пропорции у : 2,1 = 4,5 : 3,5.
Ответ: у = 2,7.
2. Решите задачу:
Участок клубники 24 человека пропололи за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?
Ответ: 4 дня.
Взаимопроверка самостоятельной работы.
6. Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, наше путешествие закончилось. Осталось подвести итоги. И здесь мне хочется рассказать вам притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу ». А третий улыбнулся, его лицо засветило радостью и удовольствием. «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
(Поднимают руки).
— Кто работал добросовестно?
(Поднимают руки).
— Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают руки).
7. Домашнее задание: Придумайте две новые станции, две задачи и решите их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема : Пропорция. Решение задач с помощью пропорции Цели урока: 1.Образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения по теме: «Пропорция»; усиление практической направленности обучения; применение знаний в несколько измененной ситуации. 2.Развивающие: формирование умения осуществлять самоконтроль; формирование умения рационально планировать работу; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления. 3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учебе.
Мотивация урока: Стимулировать интерес к изучению математики
Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом Анатоль Франс
Станция «33 ЦНИИИ» Устная работа: 1. Какие из данных равенств являются пропорциями? Почему? а) 2,5 : 0,5 = 4 + 1 б) 30 : 5 =2/7 : 1/21 2. Допишите недостающие члены пропорции: а) 120: … =180 : 9 б) 12 : 3 = … : …
3. Проверьте, правильно ли найден неизвестный член пропорции: 45:5=5: Y 45 · y=5 · 5 Y= Y=45 4 . Из чисел 6,3, 8,4 составьте пропорцию. Как из данной пропорции получить верную пропорцию ?
Станция «Кафе Лакомка» Задача: При выпечке пирожных из килограмма белой муки пекарь получит 1,4 кг пирожных. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг пирожных?
Станция «Графский парк» Задача: Пять рабочих по озеленению парка могут закончить работу за 9 дней. Инженер попросил ускорить работу и для этого добавил еще 10 рабочих. За какое время они закончат работу, считая, что все будут работать с одинаковой производительностью?
Станция «Супермаркет» Задача : Для перевозки груза в супермаркет автомашине грузоподъёмностью 7,5т пришлось сделать 12 рейсов. Сколько рейсов придется сделать автомашине грузоподъемностью 9т для перевозки этого же груза?
Станция «Школа» Самостоятельная работа: 1 вариант. 1.Найдите неизвестный член пропорции: 2,8 : 3,2 = 2,1 : х 2.Решите задачу: На 20 км пути автомашина расходует 3,2 л горючего. Сколько горючего автомашина израсходует на 50 км пути? 2 вариант . 1.Найдите неизвестный член пропорции: у : 2,1 = 4,5 : 3,5 2.Решите задачу: Участок клубники 24 человека пропололи за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?
И тоги урока Шел мудрец, а на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому вопрос: «Что ты делал целый день?». Первый ответил, что целый день возил проклятые камни. Второй ответил, что добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветило радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»
Домашнее задание Придумайте две новые станции, две задачи и решите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...
Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»
Открытый урок в 6 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»...
контрольная работа по теме:"Решение задач с помощью пропорций"
2 варианта задач на прямую и обратную пропорциональности...
Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе
Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....
Решение задач с помощью пропорций
Данный урок является третьим из пяти уроков по теме «Решение задач с помощью пропорций» по программе «Математика 6» И.И.Зубарева, А.Г Мордкович. Актуальность изучения данной темы заключается в ин...
Пропорция.Решение задач с помощью пропорций.
проверка умений и навыков учащихся по теме «Пропорция», формирование навыков решения задач с помощью пропорции. развитие интереса к математике, воспитание любви к Родине, формирование основ выб...
Пропорции.Решение задач с помощью пропорций.
урок - путешествие...