технологическая карта урока Решение задач на прямую и обратную пропорциональность
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
технологическая карта урока в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов Красносельского
района Санкт-Петербурга «Информационно методический центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 237
Тема
Технологическая карта урока Решение задач
на прямую и обратную пропорциональную зависимости.
Слушатель курсов
Учитель математики
Владимирова Алла
Николаевна
Санкт – Петербург
2014
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Владимирова Алла Николаевна , 1 категория .
ГБОУ СОШ №237 г. Санкт-Петербург
Предмет :математика. Класс 6 Учебник (УМК): Виленкин.Н.Я,
Жохов В.И, Чесноков А.С, Щварцбург С.И Математика 6 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений .- М .Мнемозина 2013
Тема урока :Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость . Тип урока :Урок систематизации и обобщение знаний и умений .
Цели урока: Образовательная -- повторить,систематизировать и закрепить знания и умения по теме Прямая и обратная пропорциональность
Развивающая—продолжить работу по формированию навыков решения задач способствовать формированию навыков самостоятельной работы
Воспитательная — воспитание интереса к предмету умение сотрудничать воспитание чувства ответственности самостоятельности и правильной самооценки
Образовательная среда урока : Презентация, мультимедийный проектор, компьютер ,карточки
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса , для которого проектируется урок .
Регулятивными УУД:
Знают основные понятия ( отношения пропорции, члены пропорции ,свойства пропорции.
Формируют вопросы по теме
Преобразовывают практическую задачу в учебно- познавательную
Определяют какая зависимость (прямая ,обратная , нет зависимости )
Познавательными УУД : под руководством учителя и самостоятельно собирать и выделять информацию ,существенную для решения задач расширение кругозора при решении старинных и практических задач
Коммуникативные УУД :учитывать разные мнения стремиться к сотрудничеству уметь слушать собеседника адекватно оценивать себя и партнера
Личностные УУД:
Развитие логического мышления и культуры речи развитие внимания и аккуратности формировать честность и объективность развитие интереса к истории математики, математическому творчеству и математических способностей
Планируемые результаты обучения планируемый уровень достижения целей
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия отношения ,процента, прямой и обратной зависимости . 2уметь перевести текст задачи на язык математики | Понимать, адекватно употреблять в речи. |
Регулятивные | Самостоятельно ставят новые задачи . | Самостоятельное действие заданному алгоритму |
Познавательные | Закрепляют навыки и умения применение алгоритма при решении задач на прямую и обратную пропорциональность обобщают и углубляют значения по теме «Пропорция » | Самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | Умение работать в группах умение слушать и вступать в диалогах ,воспитывать чувство взаимопомощи ,уважительное отношение к чужому мнению ,развивать культуру учебного труда ,требовательное отношение к себе и своей работе . | Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | Формировать аккуратность в вычислениях в оформлении требовательное отношение к себе | |
Ход урока
Этапы урока | Задание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте ребята ! | Готовятся к уроку . | Регулятивные: организация своей учебной деятельности Познавательные: мотивация учения Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учениками |
2.подготовка к активному усвоению знаний . | Повторение основных понятий темы | Какую тему мы изучали несколько уроков ?(Пропорцию) Какие новые понятия появились при изучении этой темы ?(отношение , пропорция ,прямая и обратная зависимость Раздает путевые листы Задает вопросы За верные ответы дает жетоны | Отвечают на вопросы | Познавательные: Применение предметных знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий | Устный опрос | 1.Что такое отношение ? | Учащиеся отвечают на вопросы Рассказывают правило Получают жетоны | Познавательные: Повторение и систематизация знаний |
Нахождение неизвестных членов пропорции |
Самостоятельная работа | Учитель дает задания парам Слайды 2-3 Чтобы было не скучно ехать отвечаем на вопросы . Какая зависимость? Приложение №2 А теперь назовите пословицы,отражающие прямую и обратную зависимости | Открывают тетради, записывают число. Проверяют ответы. Выставляют свои баллы в лист самооценки (за каждое верное задание 1 бал) Отвечают на вопросы Говорят пословицы Получают жетоны | Познавательные: Применение предметных знаний и навыков Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры Регулятивные: Работа по алгоритму |
.Закрепление знаний . Применение знаний к решению задач на прямую и обратную прпорциональность Совершенствование навыков решения задач | Работа в группах | Вот мы и приехали в город Пропорция .Будем путешествовать .Распределились на группы . Задачи на пропорцию (старинные задачи) Задача№2 Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней? Задает вопросы: 1 Какие величины рассматриваются в задаче? Учитель делает краткую запись на доске . 2.Какая зависимость между величинами ? 3.Как надо поставить «Стрелочки» ? 4. Какая получается пропорция? 5. Как найти х ? Задача№3 Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев , а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели от себя убавить, что бы корма хватило на 10 месяцев спрашивается ,сколько человек надо убавить? Слайды5-7 Задает вопросы:
Эти задачи из «Арифметики Магницкого А сейчас расскажет о нем Слайд№8 Рассказывает о нем | Объединяются в группы по 4 человека.(соседние парты) Учащиеся проверяют свое решение. Оценивают его Отвечают на вопросы Решают пропорцию Отвечают на вопросы Определяют вид зависимости Представитель одной из групп рассказывает о ЛФ Магницком (Задание было дано заранее) | Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью Познавательные: применение предметных знаний осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач обобщение понятий знакомство с историческим материалом Коммуникативные: Осуществлять индивидуальный и взаимный контроль Оказывать взаимопомощь Уметь слушать собеседника Уметь отстаивать свое мнение Правильно оценивать свою работу |
А сейчас мы познакомимся с новостройками города и решим следующие задачи :
Задача №2 Строители возводили 6 этажей дома за 8 месяцев. Сколько этажей в новом доме, если после возведения фундамента его строили два года? | Решают задачи самостоятельно с последующей проверкой | |||
Проверка умения самостоятельно применять знания | Выявление уровня усвоения знаний, а так же выявление недостатков | Ребята вы хорошо потрудились, пора подкрепиться. Идем в столовую №1(2б) Готовя варенье, на 2 кг слив кладут 3 кг сахара. Сколько надо сахара чтобы сварить 5 кг слив? №2(2б) Минимальный необходимый 12-летнему школьнику объем молочных продуктов должен составлять 12,5% от всего выпиваемого за день объема жидкости .Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать 6-классник,если всего в день в его рацион входит 2 литра жидкости ?ч №3 (3б)В 100г черной смородины содержится 0,25 г витамина С Определите содержание витамина С в 0,5 кг черной смородины Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг черной смородины, если одна доза – составляет 0,05 г ? №4(3б) Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить 6 кг свежей капусты, чтобы получилось 5 кг квашеной. Слайды№ 13-15 Вы можете выбрать задачи по своему желанию. Каждая задача оценивается количеством баллов, они написаны в скобках
| Садятся на свои места Выбирают задачи Решают задачи самостоятельно, сдают работы учителю | Познавательные: Расширение кругозора при решении практических задач Применение полученных знаний и навыков Регулятивные: Планировать пути достижения цели Самостоятельно контролировать свое время Оценивать свои возможности |
Домашние задание | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дидактические материалы | Записывают домашнее задание в дневник | ||
Рефлексия | Подвести итоги урока,провести рефлексию и самооценку | Итак мы сегодня повторили свойства пропорции и решали задачи на прямую и обратную пропорциональность Дома вы еще потренируетесь и хорошо выполните контрольную работу В завершении выразите свое впечатление об уроке с помощью рисунка Слайд№16-17 Спасибо за работу До свидания | Учащиеся оставляют рисунок соответствующий своему впечатлению об уроке. Сдают свои оценочные листы |
Приложение 1 зАДАЧИ из «Арифметики» л. ф . Магницкого
№1 Косцы. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
Решение:
Обозначим неизвестное количество косцов буквой х. Запишем:
6 косцов 8 часов Составим пропорцию: Х/6=8/3
Х косцов 3 часа 3х=48
Х=16
Ответ: 16 косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
№2 Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней?
Ответ: 120 ЧЕЛОВЕК
№3 Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев , а приказано им на службе быть 10 месяцев;
и захотели от себя убавить, что бы корма хватило на 10 месяцев спрашивается ,сколько человек надо убавить?
ответ:
№4 Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня , а другая – из 30 человек –в 45 дней .
Какая артель работает лучше ?
Приложение № 2
1 Для строительства спортивного комплекса «Гладиатор» 6 тракторов расчистили место для стройки за 400мин.
За какое время 8 тракторов расчистили бы место для этой стройки ?
2 Строители возводили 6 этажей дома за 8 месяцев. Сколько этажей в новом доме, если после возведения фундамента его строили два года?
Приложение №3
1 (2балла)Готовя варенье, на 2 кг слив кладут 3 кг сахара. Сколько надо сахара чтобы сварить 5 кг слив?
2 (2б)Минимальный необходимый 12-летнему школьнику объем молочных продуктов должен составлять 12,5% от всего выпиваемого за день объема жидкости .Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать 6-классник,если всего в день в его рацион входит 2 литра жидкости ?
3 (3б)В 100 г красной смородины содержится 0,25 г витамина С . Сколько витамина С в 0,5 кг черной смородины ?
Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1 кг черной смородины ,если одна доза -0,05 г ?
4 (3б)Капуста при засолке теряет 20% своего веса . Достаточно ли купить 6 кг свежей капусты, чтобы получилось 5 кг квашенной ?
Список литературы
1.А.В.Шевкин Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах М Илекса 2011
2Н.Я Виленкин.В.И.Жохов.А.С.Чесноков С.И.Шварцбург Математика 6 класс М Мнемозина2013
3. В.В.Выговская Сборник практических задач по математике 6 класс МВако 2012
4 Е.В.Смыкалова Математике сборник задач 6 класс СПб СМИО Пресс 2013
5 А.С.ЧесноковК,И,Нешков Дидактические материалы 6 класс М Академкнига 2014
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решите уравнения 2:5=Х:20 8:14=Х:35 Х:10=18:6 6:Х=3:7 = =
Проверь себя х=8 х=30 х=1,6 Х=20 х=14 х=1,25
Слово пропорция происходит от латинского слова proportion , означающее вообще соразмерность, выравненность частей (определенное соотношение частей между собой). Историческая справка
Косцы. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса. Решение Обозначим неизвестное количество косцов буквой х. Запишем: 6 косцов 8 часов Х косцов 3 часа Составим пропорцию: Х /6=8/3 3 х=48 Х=16 Следовательно, 16 косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
из «Арифметики» . . Магницкого Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней?
Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить ?
Парфенон. Древнегреческий храм
Для строительства спортивного комплекса «Гладиатор» 6 тракторов расчистили место для стройки за 400мин. За какое время 8 тракторов расчистили бы место для стройки ?
Строители возводили 6 этажей дома за 8 месяцев Сколько этажей в новом доме, если после возведения фундамента его строили 2 года?
Проверь себя 6 тракторов----- 400мин 8 тракторов ---х мин Обратная зависимость 6:8 = х : 400 8х = 6* 400 Х = 300 Ответ: 300 мин 6 этажей ---8 месяцев Х этажей – 24месяца Прямая зависимость 6:х = 8: 24 8 х=6*24 Х = 18 Ответ: 18 этажей
Готовя варенье, на 2 кг слив кладут 3 кг сахара. Сколько надо кг сахара, чтобы сварить 5 кг слив? 2 : 3 САХАР 2 кг САХАР 3кг
В 100г черной смородины содержится 0,25 г витамина С Определите содержание витамина С в 0,5 кг черной смородины Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг черной смородины, если одна доза – составляет 0,05 г ?
Капуста при засолке теряет 20% своего веса Достаточно ли купить 6 кг свежей капусты, чтобы получилось 5 кг квашеной
орпор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике для 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»
Урок по математикедля 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»...
презентация "Решение задач на прямую и обратную пропорциональность"
слайды, содержащие задания на прямую и обратную пропорциональность...
Урок по теме: «Жить или курить? Или решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимости», 6 класс
Цели урока: Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?». Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленног...
Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №1)
Предлагаю Вам технологическую карту и презентацию урока по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» для учащихся 5 класса.Это первый урок из предложенного проектного модуля....
Карточки по теме: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости»
Цель: проверить умение учащихся решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости....
Технологическая карта урока алгебры в 8 классе "Функция обратная пропорциональность"
Урок открытия новых знаний....
Презентация для интерактивной доски Aktiv по теме Решение задач на прямую и обратную пропорциональность
Презентация для интерактивной доски содержит слайды для объяснения новой темы с возможностью выполнять практические задания....