Рациональные числа
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Урок с формируемыми УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-_ratsionalnye_chisla.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО педагога: Якимова В.А.
Класс: 6
Тип урока: изучение и первичное закреплений новых знаний и способов деятельности
Тема: «Рациональные числа»
Цели:
Деятельностная: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятиями рациональных чисел и периодических дробей;
- показать, что любое целое и дробное число является рациональным.
Задачи:
Развивающие:
- расширение кругозора учащихся; - развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; - повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету; - развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету; - развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе; - показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Учебно-методическое обеспечение (в том числе ИКТ):
у учителя: учебник «Математика» 6 класс /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/
у каждого учащегося: учебник «Математика, 6 класс» /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/, тетрадь.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (мотивация) | Учитель приветствует класс и проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя. Настраиваются на работу; проверяют, все ли приготовили; садятся. | Регулятивные (Р): Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
2.Актуализация опорных знаний | Организует беседу, выявляющую представления детей о числах. 1.Просит вспомнить правило деления числа на обыкновенную дробь и задает устную работу №1185 (б) на стр.205. 2. - Какие числа называются натуральными? Противоположными? Целыми? Дробными? 3. «Смотрины»: Числа -2/7; 3,3; 0; 31; 1/5; 10; -17; 4,8; -1,08; 49 разбейте на группы. По каким признакам можно это сделать? 3. Вопрос, а можно ли их объединить в одну группу, в одно какое-нибудь множество? 4. Просит назвать цели урока. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правило деления числа на обыкновенную дробь и выполняют вычисления. Контролируют правильность ответов обучающихся. Вспоминают определения натурального числа, противоположных чисел, целых и дробных чисел. Выделяют и называют группы: натуральные – 31; 10; 49; противоположные – их нет; целые – 10; 31; 0; -17; 49; дробные – 3,3; -2/7; 1/5; 4,8; -1,08. Выдвигают предположения о теме и целях урока. | Познавательные (П): Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выделять существенную информацию из текста ребуса. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Коммуникативные (К): Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. (Р): Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
3.Восприятие и осмысление нового материала Физкультминутка 4.Из истории возникновения рациональных чисел 5.Формирование умений и навыков учащихся 6.Подведение итогов учебного занятия 7. Домашнее задание 8. Рефлексия | Читает сказку «О государствах, расположившихся на Числовой прямой». - Среди пустыни чистого листа бумаги тянулась узкая необитаемая страна – Числовая Прямая. Неведомо, где она начиналась и неведомо, где заканчивалась. Первыми эту страну открыли и заселили натуральные числа: 1, 2, 3… Их было бесконечно много, но и страна была хоть и небольшой в ширину, зато бесконечной в длину, так что поместились все: от единицы до бесконечности – и образовали первое государство – Систему Натуральных Чисел. Потом слева от территории первого государства поселилось число 0, левее его -1, еще левее -2 и т.д. до бесконечности. Эти числа образовали вместе с натуральными числами новое расширенное государство – Систему Целых Чисел. На свободных местах Числовой Прямой к ним подселились дроби 1/2; 1/3; …;-1/2; -1/3;… Дроби вместе с первопоселенцами образовали очередное расширенное государство - Систему Рациональных Чисел. 1. Организует обсуждение темы. Задает вопросы: - Какие числа, по-вашему, называются рациональными? - Являются ли целые числа рациональными? - Можно ли целое число записать в виде дроби? Обоснуйте. №1178 на стр.204. Предлагает прочитать определение рационального числа в учебнике на стр. 202. 2. Делит класс на группы по рядам и предлагает выполнить №1179 на стр. 204. - Какой вывод вы можете сделать?
Оценивает (выставляет отметки) по результатам. Предлагает всему классу послушать доклад двух учащихся. - Мы умеем представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, а также знаем, как представить обыкновенную дробь в виде десятичной. 1.Выполним письменно на доске и в тетрадях из №1181 на стр. 204 первые четыре числа: 5/9; 7/12; 5 13/25; 4 7/12 нужно выразить десятичной дробью. 2.Организует устную работу по пункту 37 учебника. - Прочитайте и скажите, какие дроби называются периодическими. 3.Задает вопросы: -Можно ли сразу определить, в какую десятичную дробь преобразуется исходная обыкновенная дробь: конечную или периодическую? - А в какую дробь преобразуется 7/35 ? - Почему эта дробь, содержащая в знаменателе в качестве множителя, кроме 5, еще и 7, преобразуется, однако, в конечную десятичную дробь? - Так какой вывод можно сделать? - Прочитайте материал к п. 37 под литерой «Г» на стр. 204. 4.Организует устную фронтальную работу по учебнику №1181 на стр. 204. Задает вопросы: - С какими числами мы сегодня познакомились? - Какие числа называют рациональными? - Какими числами являются сумма, разность, произведение рациональных чисел? Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика. Объясняет сущность домашнего задания: задание подобное заданиям классной работы и на повторение. Пункт 37, №1196 (а, б) стр. 206; №1199, №1200 (а) стр.207. Вместо решения этих заданий желающие могут сочинить свою сказку. Организует работу по рефлексии. - Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок? Спасибо за урок, до свидания! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя: - Все числа, лежащие на числовой прямой. - Да, являются. - Все числа, с которыми мы знакомы, являются рациональными. Читают определение рационального числа. Групповое обсуждение и выведение правила: сумма, разность, произведение и частное рациональных чисел тоже является рациональным числом. В ходе заслушивания выступления группы остальные школьники контролируют правильность и понятность ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления. Слушают выступление двух учащихся с заранее подготовленным докладом. 1 ученик: В жизни, как и в сказке, люди «открывали» рациональные числа постепенно. Вначале при счете предметов возникли натуральные числа. На первых порах их было немного. Сначала возникли натуральные числа 1 и 2. Слова «солист», «Солнце», «солидарность» происходят от латинского «солюс» (один). Во многих племенах очень долго не было других числительных. Вместо «3» они говорили «один-два», вместо «4» - «два-два». И так до шести. А затем шло «много». 2 ученик: О том, как возникли дроби, мы уже говорили. С ними люди столкнулись при разделе добычи, при измерении величин. Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик Симон Стевин. Слушают учителя. Выполняют задание и сразу же сталкиваются с тем, что 5/9 нельзя представить в виде десятичной дроби. Однако замечают, что в выражении 5/9 ᴝ 0,5555… цифра пять на конце десятичной дроби повторяется бесконечное число раз. Читают пункт 37 учебника и дают определение периодических дробей. Продолжают выполнять №1181: - Дробь 5/9 называется бесконечной периодической дробью и записывается 5/9 ᴝ 0,5. Отвечают на вопросы учителя: - Если знаменатель дроби состоит только из множителей 2 и 5, то дробь преобразуется в конечную десятичную дробь. - Потому что она сократима на число 7. При формулировке условий преобразования обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь нужно обязательно оговаривать несократимость преобразуемой дроби. Читают рубрику «Говори правильно». Отвечают устно фронтально. Отвечают на поставленные вопросы. Взаимоконтроль. Задают вопросы. Взаимодействие с учителем во время анализа. Отвечают на вопросы учителя. | (П): Доказывать, аргументировать свою точку зрения. (К): Понимать на слух ответы обучающихся. Объясняют алгоритм приведения любого числа к виду a/n – рационального числа. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). (Р): Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Р): Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (П): Уметь осуществлять анализ выполненных заданий. (К): Уметь осуществлять анализ выполненных заданий. (Р): Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. (П): Структурирование знаний. (К): Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. (Р): Оценка результатов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»
В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...
8 класс Алгебра Рациональные числа. Иррациональные числа. Урок 2
Рациональные числа. Иррациональные числа. Урок 2...
"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс
АЛГЕБРА и начала анализа 10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин и др2 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...
"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс,урок 1
АЛГЕБРА и начала анализа 10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин и др1 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...
Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)
Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)...
Презентация по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.
Презентация предлагается учителям математики , для учащихся 6 класс по учебнику Виленкина, как урок обобщение....
Конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.
Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....