Конспект урока в технологии исследовательской деятельности "Задачи на дроби" 5 класс.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Разработка урока - исследования "Задачи на дроби" 5 класс (учебник Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока54.78 КБ
Файл презентация к уроку640.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  - исследование в 5 классе «Задачи на дроби»

Цель: «открыть» правила решения задач на дроби.

Задачи:

  • Провести исследование: сохраняется ли привычный смысл слов «умножить» и «разделить» при действиях с дробями.
  • Провести классификацию задач на дроби
  • Соотнести результаты исследования и классификацию
  • Сформулировать алгоритм.

Вид урока: исследование

Форма работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Ход урока:

этап

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

организационный

1

Взаимные приветствия, готовность к работе.

Сегодня на уроке мы будем работать группой, парой и индивидуально. Подготовьтесь к групповой работе: распределите обязанности, вспомните алгоритм (карточка на столе)

Проблемная ситуация №1

5+2

Не секрет, что цель изучения математики – научиться  решать практические задачи. Заметили наверно, что любая тема в школьном курсе математики наполнена текстовыми задачами. А какие типы задач вы умеете решать?

Предлагаю решить вам несколько задач различных типов. Напомните требования к оформлению. На работу 5 минут, следите за временем.

  1. Катя в понедельник делала уроки 2 часа, а во вторник на  часа меньше. Сколько времени Катя занималась во вторник?
  2. На танцы и английский Лиза тратит в неделю 4 часа, причем на танцы она тратит времени в 2 раза больше, чем на английский. Сколько часов в неделю Лиза тратит на английский?
  3. На утренней тренировке Никита пробежал 5 км, а на вечерней в 2 раза меньше. Сколько км Никита пробежал за день?
  4. Четверть суток человек тратит на сон, а  от остатка – на учебу или работу. Сколько часов тратится на работу?
  5. За воскресенье Ксюша прочитала  книги, что составило 120 страниц. Сколько страниц в книге?
  6. В классе 30 человек. В проектной деятельности участвуют   от общего количества учащихся 5д. Сколько человек участвуют в защите проектов?
  7. На олимпиаде по математике Илья набрал 60 баллов, что составило  от  общего количества баллов. Какой максимальный результат можно было показать?

Все ли задачи у вас получилось решить? Почему? У каждой группы такая проблема?

На больше-меньше, на части, на уравнивание, на составление уравнения, геометрические и др.

Краткая запись, пояснения, наименования, ответ.

Работают группой, решают, представляют решение. (Спросить 3 группы)

Не встречались такие

Исследование по заданному плану

2

Что же делать?

У вас на столе карточка. Заполните таблицу. Работайте парой.

Что дано: целое или часть

Что найти: целое или часть

Ключевое слово: от или составляет

Результат должен получиться больше или меньше

Надо умножить или разделить?

4

5

6

7

Заполняют карточку, работая в паре

Проблемная ситуация №2

1

Что заметили?

Как назвать задачи?

Что написали в последнем столбике?

Почему же разошлись мнения?

Как в русском языке понимается слово умножить? Разделить?

А сохранится ли значение слов, если компонентами действия станут дроби?

Как узнать?

Задачи 2 типов

Провести исследование

Планирование

2

У вас есть примеры.  

3; ; 6; 15; 5; ; ; ;

Разделите их на 2 столбика.

 А на четыре? По какому принципу классифицировали?

Что сделать, чтобы ответить на вопрос?

Сформулируем пошагово:

Записать заготовку на доске.

  1. Решить их,
  2. результат сравнить с тем, что было.

 Работают группой

Исследование по собственному плану

5

Проводят исследование, результаты записывают на листе, выносят на доску. Спросить 4 группы (по 1 столбику)

Презентация результатов

2

Презентуем по плану: (на слайде)

  • Действие
  • Компоненты (дробь правильная или неправильная)
  • Результат
  • Вывод (увеличилось или уменьшилось значение?)

Защищают результаты

вывод

2

Какая была проблема?

На какой вопрос мы пытались ответить?

Зачем нам это?

Сколько типов мы с вами выделили?

Попробуйте сформулировать алгоритмы  решения задач.

Я начала, а вы продолжите.

  • Прочитать задачу
  • Сделать краткую запись
  • Определить тип по ключевому слову…
  • Чтобы найти  дробь от числа, надо…
  • Чтобы найти число по дроби, надо …

Умножать или делить

Сохраняется ли смысл

Чтобы решать задачи на дроби

2: дробь от чиста, число по дроби

Работая в группе, формулируют и записывают алгоритм, представляют результат, дополняют, корректируют, записывают в тетради.

Результат исследования

2

Что же мы с вами сегодня открыли?

Какая была проблема?

Какую цель мы ставили?

Какие задачи решали для достижения цели?

Достигли мы цели?

А какие методы исследования мы применили?

Применение на практике

5

У вас есть текстовые задачи. Поработайте с текстом, подчеркните ключевые слова, поставьте на полях знак: умножать или делить будете?

Проверим: я говорю номер задачи. Если умножить – руки вверх, если разделить – в сторону. Проверяем.

Работают индивидуально

Рефлексия, самооценка

2

Заполните карточку самооценки:

Я умею классифицировать дроби

Я умею находить ключевое слово, по нему классифицировать задачу

Я понял(а) в какой задаче какое действие надо делать

Я смогу решить такую задачу дома

Я смогу решить такую задачу завтра

Мне понравилось быть исследователем

Sos!!!

Работают индивидуально

Итог, д\з

1

Придумайте 2 задачи на дроби на тему «Режим дня».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на дроби Урок-исследование в 5 классе

Слайд 2

Алгоритм работы в группе Командир Спикер Секретарь Хранитель времени

Слайд 3

5 минут, следите за временем

Слайд 4

Главное. Цель: «открыть» правила решения задач на дроби. Задачи: Провести классификацию задач на дроби Соотнести результаты исследования и классификацию Сформулировать алгоритм. План исследования.

Слайд 5

Работаем в паре, 5 минут № Что дано: целое или часть? Что найти: целое или часть? Ключевое слово: «от» или «составляет»? Результат должен получиться больше или меньше? Надо умножить или разделить?

Слайд 6

А сохранится ли значение слов «умножить» и «разделить», если компонентами действия станут дроби?

Слайд 7

Разделите примеры на 2 столбика, на 4 столбика

Слайд 8

Презентуем результат исследования Действие Компоненты (дробь правильная или неправильная) Результат Вывод (увеличилось или уменьшилось значение?)

Слайд 9

Вывод Какая была проблема? На какой вопрос мы пытались ответить? Зачем нам это? Сколько типов мы с вами выделили?

Слайд 10

Алгоритм Прочитать задачу Сделать краткую запись Определить тип по ключевому слову… Чтобы найти дробь от числа, надо… Чтобы найти число по дроби, надо …

Слайд 11

Рефлексия Что же мы с вами сегодня открыли? Какая была проблема? Какую цель мы ставили? Какие задачи решали для достижения цели? Достигли мы цели? А какие методы исследования мы применили?

Слайд 12

Применение на практике, работаем индивидуально. У вас есть текстовые задачи. Поработайте с текстом, подчеркните ключевые слова, поставьте на полях знак: умножать или делить будете?

Слайд 13

Самооценка Я умею классифицировать дроби Я умею находить ключевое слово, по нему классифицировать задачу Я понял(а) в какой задаче какое действие надо делать Я смогу решить такую задачу дома Я смогу решить такую задачу завтра Мне понравилось быть исследователем Sos !!!

Слайд 14

Домашнее задание. Придумайте 2 задачи на дроби на тему «Режим дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии (обслуживающий труд) в 6 классе «Вшивание молнии в юбку»

Цель: научить учащихся правильно вшивать молнию в юбку.Задачи: ознакомить учащихся с правилами вшивания молний в юбку, сформировать навыки вшивания молнии в юбку, воспитывать аккуратность в рабо...

План - конспект урока по технологии "Художественное моделирование юбок" 6 класс

Урок знакомит обучающихся  с приемами художественного моделирования юбок разного фасона....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

Тема:  введение.       Цель:  ознакомить с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; провести экскурсию по кабинету «Технология ...

Конспект урока ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКОВ  ПО  ТЕХНОЛОГИИ  ОБРАБОТКИ  ТКАНИ  В  5  КЛАССЕ УРОК 1       Тема: введение. ...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...