Урок математики по теме "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок математики по теме "Среднее арифметическое" составлен по учебнику Н.Я.Виленкина "Математика 5",содержит элементы системно-деятельностного подхода, соответствует ФГОС.К уроку составлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok5_klass.rar | 913.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Среднее арифметическое»
Учебник:
Авт. Виленкин Н.Я. и др.
5 класс
учитель математики
МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района
Ларина Лариса Николаевна
Дата проведения: 17.04.2015.
Цели урока:
Предметные: научить учащихся находить среднее арифметическое нескольких чисел, сформировать представление о среднем значении величины, в частности скорости.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: учащийся научится находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднее значение величины, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Личностные: учащийся проявляет устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дает адекватную оценку результатов своей учебной деятельности, понимает причины успеха в деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – записывают выводы в виде правил «если… то…».
Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран.
Предварительная подготовка.
Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
- класс поделен на 3 группы по рядам;
- измерить и записать рост каждого обучающегося в группе.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Каждый ученик получает лист «Моё настроение», на котором отмечает смайлик, соответствующий его настроению.
-Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока (слайд 2)
Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
-Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -4-5 минут
1.Устное решение задач.
Задача 1.
У Иванова Ивана по математике в журнале стоят оценки
4 5 3 4 5 4 3 3 4 (слайд 3)
-Как вы думаете, какую оценку в четверти получит Иван? И почему?
Задача 2.
К доске приглашаются три ученика.
Вопросы:
Кто самый высокий?
Кто самый низкий?
Кто средний по росту?
-Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?
Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?
В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий.
2. Устный счёт.
Тема сегодняшнего урока состоит из двух слов. Вы её сможете прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов (таблицы на партах)
Слайд 4:
6,7-2,3 Е
64,24 : 8 А
7,3 ·3 И
68,2 : 2 О
45,4 + 0,6 С
12 · 0,1 Р
43,1 · 10 Д
81,5 : 0,1 Н
60 – 2,5 Ф
4,13 + 3,87 М
6,45 – 6,4 Т
0,1 · 0,1 К
8:10 Ч
46 | 1,2 | 4,4 | 431 | 815 | 4,4 | 4,4 |
8,03 | 1,2 | 21,9 | 57,5 | 8 | 4.4 | 0,05 | 21,9 | 0,8 | 4,4 | 46 | 0,01 | 34,1 | 4,4 |
III. Постановка учебной задачи - 5-6 минут
-Ребята, назовите тему урока. («Среднее арифметическое»)
-Запишем число и тему урока (слайд 5)
- Рассмотрим задачу:
У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну?(слайд 6)
Решение обсуждается с учащимися.
14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33 : 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.
-Рассмотрим еще задачу:
Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?(слайд 7)
Совместно с учащимися получается:
2 + 4 + 6 = 12 (пирожков)
12 : 3 = 4 (пирожка)
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2; 4 и 6.
-Рассмотрим еще задачу:
В школе два пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.) (слайд 8)
-Похожи ли решения этих задач? Почему мы сумму делили на 3, 3, 2? Ведь этих данных в задаче нет? Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.
1.Найти сумму всех слагаемых.
2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.
Вопрос в решенных задачах мог быть сформулирован по-другому. Прочитайте вопрос для последней задачи в скобках. Измените вопросы в первых двух задачах.
-Ребята, что же называется средним арифметическим чисел? ( Ответы учащихся)
-Найдите в учебнике определение среднего арифметического (Работа с учебником).
-Итак, мы узнали, что такое среднее арифметическое и как его найти.
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
-Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? (Ответы ребят)
Среднее арифметическое = (Сумма чисел): (количество слагаемых) (Учащиеся записывают в тетрадях)
-Как можно по-другому записать действие деления в математике? Что запишем в числитель дроби? Что в знаменатель? Как сейчас можно прочитать это правило? (Ср. ар. – это дробь, в числителе у которой сумма нескольких чисел, а в знаменателе - количество слагаемых.) (слайд 9)
Из истории.
- Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического (слайд 10)
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 7-8 минут
-Из какой сказки вы прослушали отрывок?
1. Братья сеяли три поля по 200 га каждое. На первом поле собрали 7220ц пшеницы, на втором – 7560ц, а на третьем – 7090ц пшеницы. Определите урожайность на каждом поле и найдите среднюю урожайность.(слайд 11)
Вопросы:
Как найти урожайность одного поля?
Как найти среднюю урожайность трёх полей?
Один из учащихся выполняет у доски:
7220 : 200 = 36,1(ц.) – урожайность на первом поле.
7560 : 200 = 37,8(ц.) – урожайность на втором поле.
7090 : 200 = 35,45(ц.) – урожайность на третьем поле.
(36,1 + 37,8 + 35,45) : 3 = 36,45(ц.) – средняя урожайность трёх полей.
- Задание на сообразительность:
- -Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое: .(слайд 12)
- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Трамвая и поезда. (Электричка.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Туфельки и сапога. (Ботинок.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Девушки и рыбы. (Русалка)
- Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
V. Первичное закрепление – 6-7 минут
1. Задача № 1502 (из учебника) (слайд 13)
Участница соревнований по фигурному катанию на коньках получила оценки
5,3; 4,8; 5,4; 5,0; 5,3; 5,4; 5,3; 5,2; 5,1.
Найдите среднюю оценку этой участницы.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Решение с комментированием:
(5,3 + 4,8 + 5,4 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 5,2
2.Задача № 1504 (из учебника)
Поезд шёл 4 ч со скоростью 70 км/ч и 3ч со скоростью 84 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.
Как найти среднюю скорость?
Решение у доски по действиям или выражением:
(70 · 4 + 84 · 3) : 7 = 76(км/ч)
Средняя скорость =(Весь пройденный путь): (всё время движения) (слайд 14)
Физкультминутка (слайд 15)
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
3.Работа в парах.
Решить задачу № 1503 (из учебника)
(слайды 16;17)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.
Тест по теме: «Среднее арифметическое чисел» (слайд 18)
Ответ на вопрос обведите кружком
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
а) 1,9 б) 3,8 в) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
а) 3 б) 6 в) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.
а) 3 б) 4 в) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
а) 12 б) 5 в) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
а) 23,78 б) 19,24 в) 12,43
Ответы: (слайд 19)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | а | а | в | б |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.
1.Задача.( карточки на партах)
1)Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координату точки С.
2)Найдите среднее арифметическое чисел 12,36 и 22,57.
Сравните полученные результаты.
2. Практическая работа в группах.
Предварительная подготовка.
Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
- класс поделен на 3 группы по рядам;
- измерить и записать рост каждого обучающегося в группе.
Вопрос:
Что мы можем определить, используя данные предварительного задания?
Ответ:
Мы можем определить средний рост в группе.
Что для этого нужно сделать?
Выполняйте задание. (Деление выполните до тысячных, результат округлите до сотых).
Заслушивание учащегося из каждой группы.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты (слайд 20)
Что нового вы узнали на уроке?
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Я узнал и могу научить товарища…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
Каково ваше настроение в конце урока?
А я ещё раз хочу обраться к эпиграфу нашего урока (слайд 21):
Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле.
Домашнее задание (слайд 22)
Учитель комментирует домашнее задание:
1. № 1524 (а/б), №1526
2. Вычислить средний возраст вашей семьи.
3. Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение по желанию).
Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".
Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с понятием арифметическая прогрессия, изучить свойства арифметической прогрессии, способы ее задания.З...
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми" , урок математики в 8 классе по теме "Арифметический корень из степени" (2013 г.)
Разработка открытого урока математики в 8 классе по теме "Арифметический корень из степени"...
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс ...
Открытый урок математики на тему "Арифметический квадратный корень"
Частично использована технология критического мышления...
Методическая разработка урока математики "Решение составных арифметических задач на нахождение массы"
Данная методическая разработка урока предназначена для 5 класса....
Урок математики в 9 классе по теме"Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года"Формирование математической грамотности через решение практико-ориентированных задач....
Технологическая карта к уроку математики 9 класс "Арифметические действия с десятичными дробями"
Конспект по математике 9 класс в коррекционной школе VIII вида ФГОС...