Приемы активизации учебной деятельности школьников
статья по алгебре на тему

Разнообразные  виды   самостоя­тельной работы для активизации учебной деятельно­сти    школьников, воспитания у них    активности, самостоятельности  мышления, умения применять знания   в   процессе   обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_aktivizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_shkolnikov.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы активизации учебной деятельности школьников

В своей работе я стараюсь изжить   устаревший взгляд   на  самостоятельную   работу как   на   работу, связанную исключительно с закреплением,  повторением изученного и с контролем за усвоением.  

Стараюсь   использовать  разнообразные  виды   самостоятельной работы для активизации учебной деятельности    школьников, воспитания у них    активности, самостоятельности  мышления, умения применять знания   в   процессе   обучения. Остановлюсь на тех приемах,  которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в  обучении. Это дидактическая игра, работа с книгой, лекция, семинар, обучающая самостоятельная работа,   контролирующая самостоятельная работа,      тестирование, творческая работа.

Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны присутствовать органически на всех уроках в V - VI классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые    занимают    ведущую   роль в моей практике.

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложненным элементом.

2. Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.

3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

5. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

6. Работа по заданному алгоритму. Данная работа приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

7. Проведение семинара требует предварительной подготовки. Опишу, как я провожу семинар по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем неравенств".

Класс разбивается на 8 групп, причем в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них учитель проводит специальную консультацию. Каждой группе дается задание по одному из видов уравнений (текст учебника, примеры из учебника и подбор одного уравнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем из предложенных уравнений составляется самостоятельная работа, которую выполняет весь класс.

8.   Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки по теме "Прогрессии" и итоговые уроки по завершению материала средней школы, например, по теме "Уравнения".

Опыт показывает, что часть учащихся даже к моменту окончания школы не владеет самыми элементарными навыками работы с книгой: не умеет пользоваться оглавлением, предметным указателем, аннотацией. Большие трудности испытывают они в составлении плана, тезисов, конспекта статьи. Зачастую при подготовке домашних заданий ученики просматривают только те краткие записи, которые сделаны под диктовку учителя на уроке или переписаны с доски. Приведу некоторые виды обучения работе с книгой.

Учить детей работать с учебником необходимо начиная с V класса, т. е. с первого момента, когда дети переступили порог вашего кабинета. Рассматриваем учебник - как расположен учебный материал, заглавия.     Учим пользоваться оглавлением. Для работы  с  книгой   вводится  символика:  !  обратить внимание,  I  важно,   II  очень  важно,   !!  запомнить навсегда.

Мы часто считаем, что если школьник умеет правильно и бегло вычитывать слова текста, то этим в основном и разрешается проблема чтения. Но это внешняя сторона, только первичный элемент чтения. Учащиеся часто направляют всю энергию на то, чтобы бегло и четко читать, и совсем не следят за всеми деталями содержания статьи, не могут без посторонней помощи усвоить прочитанное.

Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить в нем новое от известного, ввести прочитанное в систему собственного мышления и свободно применять почерпнутые данные в практике  - основной недостаток наших учащихся. И научить их читать не так-то просто и быстро.

Обучение по выделению главного в прочитанном проводится в два этапа. Первый этап состоит в том, что учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем им предлагается план ответа по данному тексту. Так, по теме "Последовательность" в IX классе был дай такой план:

1.  Примеры последовательности;

2.  Определение последовательности;

3.  Область определения последовательности;

4.  Бесконечная последовательность;

5.  Обозначение членов последовательности;

6.  Обозначение последовательности;

7.  Возрастающая последовательность;

8.  Убывающая последовательность;

9.  Постоянная последовательность.

План дается для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном. Ибо выделение главного — это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

В старших классах план дается тогда, когда учащиеся дома пишут конспект, как это было с темой "Последовательности''. В младших классах ученики по плану составляют устный рассказ или отвечают на вопросы плана.

План дастся и тогда, когда ребята должны писать сочинения, темы которых могут быть самые различные: "Параллелограмм", "Четырехугольник", "Площади", "Прогрессии". "Что я знаю о синусе острого утла и его практическом применении" и др.

Перейдем к следующему этапу работы с книгой. После изучения статьи учебника учащиеся должны записать в тетради основные вопросы к тексту. Оказалось, что эта работа является невероятно трудной для школьников. Когда учащимся предлагают эту работу впервые, они с усилием могут поставить 3-4 (некоторые лишь 2) вопроса к тексту. Если с классом работать систематически, то к концу VII класса 80-90% учащихся с этой работой справляются. Спрашивая своих товарищей, ребята начинают понимать, что они знают, а что им необходимо изучить, чтобы не отстать от товарищей.

С этой же целью я провожу взаимопроверки и взаимовопросы. Иногда учащиеся оценивают знания друг друга и самого себя. Если оценки совпадают, то они выставляются в журнал.

Для работы с книгой дома еще в V классе учащимся предлагается карточка-Памятка. Привожу ее содержание.

1. Открой учебник и по оглавлению найди нужный пункт;

2. При первом чтении выделяй главные мысли;

3. Не пропускай ни одного незнакомого слова;

4. При повторном чтении составь план прочитанного;

5. По составленному плану попробуй составить рассказ о прочитанном;

6. Запиши в тетрадь тему, главные мысли и иллюстрирующие их примеры.

Если необходимо составить конспект, написать сочинение, сделать практическую работу, дается план. Ребята охотно пишут и читают доклады по истории математики, о математиках, из раздела "Занимательная математика».

Работа над сообщениями, докладами учит обобщению  изученного, отбору наиболее существенного материала. Вообще, "взгляд назад" посте изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном. Такая организация самостоятельной работы с литературой позволяет не только ученикам готовиться к лекциям, но и учителю проводить уроки-лекции, на которых учащиеся изучают новый материал и осваивают приемы составления конспекта. В это виде самостоятельной работы сливаются обучающий и контролирующий процессы.

Оправдал себя в моей практике и метод комментирования. На первом этапе ученик с месте комментирует решение. Я записываю его комментарии на доске, а учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом включаются все виды памяти — зрительная, слуховая и моторная. Кроме того, увеличивайся доля разговорной речи на уроке, т. е. комментирование позволяет обучая контролировать.

Одним из видов проверочной самостоятельной работы является сквозная контрольная работа. Готовится несколько комплексов задач различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дастся карточка с простой задачей. Решив ее, учащиеся берет следующую, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Учитель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таких уроках присутствует два соревнования "кто быстрее и лучше", что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных. Этот вид самостоятельной работы требует хорошей методической и теоретической подготовки учителя и класса.

В последние годы я практикую применение тестов по отдельным темам, чаше всего я это делаю при заключительном повторении в конце года. Тесты позволяют учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или при текущей проверке знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы активизации учебной деятельности при работе со слабыми учащимися

p { margin-bottom: 0.21cm; } Приемы активизации учебной деятельности при работе со слабыми учащимися....

Приемы активизации познавательной деятельности школьников

Что ценнее всего для человека? “Здоровье” – не задумываясь, скажет каждый человек, а мне хочется добавить: “Умение мыслить”....

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность.Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность. Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»

Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. ...