Концепция математического образования: проблемы и меры популяризации.
статья по алгебре на тему
Публикация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_razvitiya_matematicheskogo_obrazovaniya_v_rf.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
проблемы и меры популяризации
Российская математика является прямой наследницей советской школы, которая была одна из сильнейшей в мире. В последние десятилетия наблюдается снижение уровня математического образования. Чтобы математика вновь заняла одну из ведущих позиций математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г.№ 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Цели разработки концепции:
- повышение качества общего и профессионального образования, уровня массовой математической культуры населения, эффективности в использовании математических методов и инструментов в широком спектре профессиональной деятельности;
- выход на мировой уровень в области создания средств ИКТ, рост доли высших достижений в области математики и информатики.
Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить для успешного развития математического образования.
В разделе III Концепции сказано, что у участников образовательных отношений должна сформироваться установка «нет неспособных к математике детей». Это один из ключевых тезисов документа. Что это означает? Допустим школьник систематически получает двойки по математике. Вроде бы он старается, по другим предметам успевает, но математика не даётся. Приходит его мама в школу, и классный руководитель ей говорит: «Не переживайте, ну нет у него способностей к математике, я сама биолог, но с математикой у меня тоже всегда были проблемы. Бывают же люди, неспособные к математике!» Мама возражает: «Как же так? Ему же ЕГЭ сдавать». Классный руководитель отвечает: «Ничего страшного, поможем». Если мы говорим, что есть дети, неспособные к математике, но при этом выдаём им аттестат, то заранее соглашаемся на фальсификацию. И этот подход авторы Концепции считают неприемлемым.
В математике – в отличие от некоторых других дисциплин – нельзя пропускать существенные элементы курса, чтобы успешно учиться дальше. Не должно быть пробелов. Если ученик не понял, как, например, происходит «внесение минуса в скобку», он будет и дальше делать ошибки в вычислениях, пытаться угадывать, списывать. Математика для него становится всё более сложной, возникает ложное представление, что математическая истина зависит от внешних обстоятельств – от настроения учителя, от везения или даже правописания.
Тезис «нет неспособных к математике детей» заставляет учителя работать в первую очередь более индивидуализированно (в том числе и по индивидуальному плану) и более организованно, более дисциплинированно.
Российская математика больше, чем какая-либо другая, построена не на знании какого-то материала, а на решении задач и доказательстве теорем. Диалог между учителем и учеником – это не повторение близко к тексту, как иногда бывает в других предметах, а именно решение задач. И эта традиция сейчас сохраняется в школе – в отличие от вузов, где часто преобладает система воспроизведения готового знания, ориентированная на то, чтобы человек запомнил некоторые разделы математики: профессор даёт материал на лекциях, студент его выучивает перед экзаменом, а потом сразу забывает.
Существует ещё одна проблема – математика и современные технические средства, компьютеры, даже калькуляторы. Большинство математиков-теоретиков мало используют компьютеры в своей работе, если не считать специального редактора для написания математических статей с формулами, средств телекоммуникации и т.п. Это объективный факт, связанный со спецификой современной математики как интеллектуальной деятельности.
Многие из этих теоретиков, влиятельных членов интеллектуального сообщества, исходя из своего опыта, считают, что в школе это детям тоже не нужно. К ним присоединяется и значительное число авторитетных учителей, для которых применение компьютера, как им кажется, представляет собой радикальное изменение привычной деятельности и даже вообще отказ от изучения серьёзной математики.
В определённом смысле это соответствует идеологии Концепции: освоение каких-то видов математической деятельности должно идти в среде, аналогичной той, в которой идёт соответствующая профессиональная или повседневная деятельность. Однако позиция отказа от компьютера в школе не учитывает то, что вне деятельности математика-теоретика в основных видах математической деятельности как раз используются цифровые математические инструменты. Естественно, каждый, кому требуются сколько-нибудь сложные вычисления, обращается к калькулятору, любая бухгалтерская, экономическая, финансовая, статистическая деятельность идёт с применением компьютера. То же можно сказать и о работе инженера, архитектора, физика-экспериментатора и теоретика.
Но дело в том, что мы в школе почти не обращаемся к приложениям математики в курсе математики. Если мы и проводим цифровые измерения, отображаем результаты на экране, ведём их математическую обработку, то это происходит в курсе физики. Когда мы проходим элементы математической статистики, то дело не доходит до анализа сколько-нибудь серьёзных массивов данных.
Кроме этого, сегодня мы недоиспользуем компьютер в школе как важнейший инструмент наглядности и средство эксперимента с математическими объектами. Скажем, доказательству геометрической теоремы может предшествовать построение конфигурации, о которой в теореме идёт речь, причём в разных вариантах, что позволяет «почувствовать» взаимосвязь геометрических объектов. Это прекрасно делается в разных средах геометрического эксперимента – «динамических геометриях».
В данном случае нужно дать школьникам возможность использовать компьютер для решения тех или иных задач. Для тех, кому математика даётся тяжело, компьютер и калькулятор станут подспорьем в повседневной жизни. Разрешая использовать компьютер, мы увеличиваем число тех, кто освоил математику: пусть лучше они с компьютером решают школьные задачи на устойчивую тройку или даже четвёрку, чем без компьютера – на двойку. Всё-таки нужно учитывать, что, перед тем как обратиться за помощью к компьютеру, ученик должен сам, рассуждая логически, построить математическую модель реальной ситуации, что тоже является результатами изучения математики в школе.
Меры популяризации и развитие математического образования в Российской Федерации видятся в следующем. Сейчас разрабатывается План действий по реализации Концепции, вписывающийся в государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы и опирающийся на инициативу регионов.
Будут проведены изменения в высшем образовании, в том числе в педагогическом, в системе повышения квалификации и переподготовки учительских кадров.
Математике будет уделяться больше внимания в школах – для этого необходима и соответствующая подготовка учителей, и новая предметная, наглядная, информационная среда. Есть регионы, где не хватает учителей математики, особенно в отдалённых районах, и тогда нужно использовать в частности дистанционные технологии. А некоторые регионы, где вакансий нет, уже сегодня пытаются менять содержание и повышать качество математического образования, менять учительское сознание и внедрять новые технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обсуждаем проект Концепции математического образования в РФ
Презентация к выступлению по теме "Проблемы преподавания информатики и Концепция математического образования в РФ"....
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования.
Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования....
Презентация по теме "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"
В презентации раскрыты проблемы преподавания информатики. несостыковка учебного материала информатики и математики...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...
Презентация по теме: "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"
Информатика в теоретической её части выросла из математики и активно использует математический аппарат....
Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»
Мир меняется. Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...