Программа элективного курса "Решение задач с параметрами"
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Программа элективного курса предназначена для профильных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс для старших классов | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом, а также с кратким ответом, встречаются задачи с параметрами.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Цель курса
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, к вступительным экзаменам в вузы.
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
В результате изучения курса учащийся должен:
- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
- проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Структура курса планирования учебного материала
Темы:
- Первоначальные сведения. 2ч
- Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
- Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч
- Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч
- Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч
- * Тригонометрия и параметры. 2ч
Иррациональные уравнения. 2ч (9 класс) - Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры.
Рациональные уравнения. 2ч (9 класс) - * Производная и ее применения. 4ч
Графические приемы решения. 2ч - Нестандартные задачи с параметрами. 6ч
- количество решений уравнений;
- уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями
- Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч
* - для курса 11 класса
Краткое содержание курса
I. Первоначальные сведения.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами вида
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
V*. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр.
Рациональные уравнения 2ч (9 класс)
Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений и неравенств, содержащих параметры.
Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами, рациональные уравнения
VI*. Тригонометрия и параметр.
Иррациональные уравнения 2 ч (9 класс)
Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр.
Тригонометрические неравенства, содержащие параметр.
Область значений тригонометрических функций.
Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.
Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры.
VII. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.
VIII*. Производная и ее применение.
Касательная к функции.
Критические точки.
Монотонность.
Наибольшие и наименьшие значения функции.
Построение графиков функций.
Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления.
IX. Нестандартные задачи.
Х. Текстовые задачи с использованием параметра.
Планирование
(34 часа)
№ урока | Тема |
1 | Основные понятия уравнений с параметрами |
2 | Основные понятия неравенств с параметрами |
3-4 | Уравнения с параметрами (первой степени) |
5-6 | Неравенства с параметрами (первой степени) |
7-11 | Уравнения с параметрами (второй степени) |
12-14 | Неравенства с параметрами (второй степени) |
15-16 | Рациональные уравнения с параметрами |
17-18 | Графические приемы при решении |
19-20 | Свойства квадратичной функции |
21-23 | Текстовые задачи с использованием параметра |
24-25 | Иррациональные уравнения с параметрами |
26-28 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем |
29-30 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями |
31-32 | Нестандартные задачи |
33 | Итоговая контрольная работа по курсу |
34 | Защита индивидуальных проектов |
Заключение
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и при обучении в вузах. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Элективный курс "Задачи с параметрами" 10-11 класс
Прграмма курса ориентирована на приобретение определенного опыта при решении задач с параметрами. Курс расчитан на 35 часов....
Элективный курс "Задачи с параметром" 11 класс
Сегодня нет необходимости доказывать актуальность темы «Задачи с параметрами» в рамках обучения математике в школе. Вместе с тем приходится констатировать факт отсутствия у большинства выпускников общ...
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)
Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...
Урок алгебры в 11 классе (занятие элективного курса) «Задачи с параметрами. Расположение корней квадратного трёхчлена».
При изучении темы «Решение задач с параметрами» часто практикуют решение задач на выяснение расположения корней квадратного трёхчлена. Представляю урок алгебры в 11 классе (углублённый курс) по ...
Программа элективного курса "Задачи с параметрами" (10-11 класс)
Элективный курс для учащихся профильных 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами и расчитан на 34 учебных часа....