Рабочая программа: Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи (ЭК)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Главная задача элементарной ( школьной) алгебры состоит в решении алгебраических задач. Советский педагог-математик И.И.Александров считал: «Искусство решать алгебраические задачи слагается, главным образом, из умения читать условие задачи, из находчивости в проведении вспомогательного преобразования и, наконец, равным образом, из знания и умения применять методы».
В предлагаемом курсе рассматриваются все типы задач элементарной алгебры, входящие в школьную программу на повышенном и высоком уровне сложности, методы решения алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, задач с параметрами. При этом основной акцент делается на логике решения задач - на методах равносильных преобразований, на привлечении графических, координатных и прочих наглядных приемов, последовательно разбираются ключевые приемы решения задач всех типов на классах рациональных и иррациональных алгебраических функций.
Предлагаемый курс позволяет упорядочить и систематизировать изученный на уроках математики материал, рассмотреть его под более общим ракурсом, с точки зрения высшей математики, что позволит повысить общую математическую культуру учащихся.
Основная задача курса - научиться самостоятельно решать алгебраические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_34_algebra_plyus_10_kl.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО _________/ Протокол №___ от « ___» _____________20 г | «Cогласовано» Заместитель директора поУВР МБОУ «СОШ№81» ________/ «____» ______________ 20 г | «Утверждаю» Директор МБОУ « СОШ№81» _______ / «___» _______ 20 г |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №81
имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи Класс 10 Уровень общего образования среднее общее образование Учитель Михайлова Любовь Михайловна Срок реализации программы, учебный год 2014-2015 Количество часов по учебному плану всего: 34 часа в год, в неделю 1 час Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерная программа основного общего образования по математике (базовый уровень) (Сборник нормативных документов, сост.Э.Днепров, М.: «Дрофа», 2008г) Учебник Земляков А.Н. Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.Элективный курс:учебное пособие. М.:Бином. Лаборатория знаний.2007г |
г.Ульяновск
2014год
Аннотация
Главная задача элементарной ( школьной) алгебры состоит в решении алгебраических задач. Советский педагог-математик И.И.Александров считал: «Искусство решать алгебраические задачи слагается, главным образом, из умения читать условие задачи, из находчивости в проведении вспомогательного преобразования и, наконец, равным образом, из знания и умения применять методы».
В предлагаемом курсе рассматриваются все типы задач элементарной алгебры, входящие в школьную программу на повышенном и высоком уровне сложности, методы решения алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, задач с параметрами. При этом основной акцент делается на логике решения задач - на методах равносильных преобразований, на привлечении графических, координатных и прочих наглядных приемов, последовательно разбираются ключевые приемы решения задач всех типов на классах рациональных и иррациональных алгебраических функций.
Предлагаемый курс позволяет упорядочить и систематизировать изученный на уроках математики материал, рассмотреть его под более общим ракурсом, с точки зрения высшей математики, что позволит повысить общую математическую культуру учащихся.
Основная задача курса - научиться самостоятельно решать алгебраические задачи.
Пояснительная записка
Содержание элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» разработано в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана, а также примерной программы по математике на базовом и профильном уровнях. (Сборник нормативных документов. Математика\сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд. стереотип.- М: Дрофа, 2008)
В основу программы элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» положена программа элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», который разработан кандидатом педагогических наук, ведущим специалистом лаборатории дифференциации образования ЦЭПД РАО А.Н. Земляковым.
Программа элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и включает два модуля программы А.Н Землякова «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»: «Рациональные алгебраические уравнения и неравенства» и «Иррациональные алгебраические задачи» (тема 3 и тема 5 с привлечением материала тем 1,2 по мере необходимости).
Тематика главы 3 содержит методы решения алгебраических уравнений и неравенств: метод разложения (вынесением линейного множителя и методом неопределенных коэффициентов), метод замены и др.
Тематика главы 5 посвящена схемам эквивалентных переходов в иррациональных задачах, позволяющих освобождаться от входящих в задачи радикалов (или модулей).
Преподавание ведется по учебному пособию Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Земляков А.Н.
Элективный курс: учебное пособие.М.: Бином. Лаборатория знаний.2007г.
Данное учебное пособие является победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Министерством образования РФ и НФПК.
Содержание обучения:
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства-12ч.
1.Рациональные алгебраические уравнения
2. Рациональные алгебраические неравенства
3. Тематический зачет
Иррациональные алгебраические задачи-16ч.
1.Уравнения с радикалами
2.Неравенства с радикалами
3. Тематический зачет
Уравнения и неравенства с модулями-5
1.Уравнения с модулями
2. Неравенства с модулями
3. Комбинированные задачи с модулями
4.Решение задач
Итоговый тест-1
Всего-34ч.
Требования к математической подготовке учащихся
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства
1.Рациональные алгебраические уравнения .
Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений.
Учащиеся должны знать: определение равносильных уравнений, какие преобразования уравнений являются равносильными, общие методы решения уравнений, какие уравнения являются симметрическими и кососимметрическими.
Учащиеся должны уметь: выполнять равносильные преобразования при решении уравнений, решать уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители, заменой уравнения h(f(x))=h(g(x) )уравнением f(x)=g(x), решать симметрические и кососимметрические уравнения.
2. Рациональные алгебраические неравенства
Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств.
Учащиеся должны знать: определение равносильных неравенств, какие преобразования неравенств являются равносильными, методы решения неравенств.
Учащиеся должны уметь: выполнять равносильные преобразования при решении неравенств, решать неравенства методом интервалов, методом замены, сведением к системе неравенств, методом областей.
Иррациональные алгебраические задачи
1.Уравнения с радикалами
Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений с радикалами
Учащиеся должны знать: какие уравнения называются иррациональными, основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной, метод эквивалентных преобразований, метод сведения уравнений к системам, метод использования монотонности и однородности.
Учащиеся должны уметь: решать иррациональные уравнения с помощью различных методов, а также с помощью неэквивалентных преобразований с последующей проверкой.
2.Неравенства с радикалами
Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств с радикалами
Учащиеся должны знать: какие неравенства называются иррациональными, основной метод решения иррациональных неравенств , стандартные схемы эквивалентных преобразований неравенств с квадратными радикалами, другие методы решения иррациональных неравенств.
Учащиеся должны уметь: выполнять эквивалентные преобразования при решении иррациональных неравенств, решать неравенства методом интервалов, методом замены и сведением к системе неравенств, использовать монотонность, иметь представление о решении смешанных систем.
3.Уравнения и неравенства с модулями
Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений и неравенств с модулями
Учащиеся должны знать: определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений и неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями»
Учащиеся должны уметь: решать уравнения и неравенства основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом.
Тематическое планирование
№ урока | Содержание | Кол-во ча сов | Требования стандарта | Фор ма проведения заня тий | Организа ция самост. деят. | Нагляд ность | Образо ват. продукт | Фор мы конт ро ля | Литера тура | Примечание | |||||||
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | ||||||||||||||||
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | |||||||||||||||||
Рациональ ные алгебраичес кие уравнения | 4 | Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений. | |||||||||||||||
1 2 | Методы решения рациональных алгебраических уравнений | 2 | определение равносильных уравнений, какие преобразования уравнений являются равносильными, общие методы решения уравнений,. | выполнять равносильные преобразования при решении уравнений, решать уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители, заменой уравнения h(f(x))=h(g(x) )уравнением f(x)=g(x), | Семи нар прак тикум | Собеседова ние Исследова ние ситуаций Практ.р-та Р-та в парах | Учеб ник | Блок-схема методов | с/к вз/к | [1] [3] [4] | |||||||
3 4 | Симметричес кие уравнения Кососимметрические уравнения | 1 1 | какие уравнения являются симметрически ми и кососимметрическими | решать симметрические и кососимметрические уравнения. | Лек ция Практикум | Практ.р-та | Дидакт.мат | Конспект лекции | с/к вн/к | [1] [3] | |||||||
3.2. Рациональ ные алгебраичес кие неравенства | 8 | Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств. | |||||||||||||||
5 | Неравенства с переменной и числовые неравенства. Простейшие рациональные неравенства | 1 | определение равносильных неравенств, какие преобразования неравенств являются равносильными, | выполнять равносильные преобразования при решении неравенств | Семи нар | Собеседо вание Практ.р-та | Учеб ник таблица | Конспект Сообще ния | с/к вн/к | [1] [3] | |||||||
6 | Методы решения рациональных алгебраических неравенств | 1 | методы решения неравенств. | выполнять равносильные преобразования при решении неравенств | Семи нар | Собеседо вание Исследова ние ситуаций Р-та в парах | Учеб ник таблица | Таблица методов | с/к вз/к | [1] [3] | |||||||
7 | Сведение к системам неравенств | 1 | методы решения неравенств. | решать неравенства сведением к системе неравенств | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [5] [6] | |||||||
8 | Метод интервалов | 1 | методы решения неравенств. | решать неравенства методом интервалов, | практикум | Диф.задания Практ.р-та | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Алгоритм | с/к вн/к | [1] [5] [6] | |||||||
9 | Метод замены | 1 | методы решения неравенств. | решать неравенства методом замены, | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [5] [6] | |||||||
10 | Неравенства с двумя переменными | методы решения неравенств. | решать неравенства с двумя переменными | семинар | Собеседова ние Практ.р-та | Учебник таблица | тезисы | с/к вн/к | [1] | ||||||||
11 | Метод областей | 1 | методы решения неравенств. | решать неравенства методом областей. | практикум | Практ.р-та с Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [4] [5] [6] | |||||||
12 | Зачетное занятие | 1 | методы решения неравенств. | решать неравенства различными методами | Контрольная работа | Карточки с заданиями | |||||||||||
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи | |||||||||||||||||
5.1. Уравнения с радикалами | 8 | Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений с радикалами | |||||||||||||||
13 | Иррациональ ные алгебраические выражения | 1 | какие уравнения называются иррациональны ми, основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной. | решать иррациональные уравнения с помощью различных методов, а также с помощью неэквивалентных преобразований с последующей проверкой. | семинар | Собеседова ние Исследова ние ситуаций Р-та в парах | Учеб ник таблица | Конспект Сообще ния | с/к вз/к | [1] [3] | |||||||
14 | Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной | 1 | основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной | решать уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода замены переменной | Практи кум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [5] [6] | |||||||
15 16 | Неэквивалент ные преобразова ния с проверкой. Метод эквивалентных преобразова ний. | 1 1 | основной метод решения иррациональных уравнений, метод эквивалентных преобразований, | решать иррациональные уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода эквивалентных преобразований | семинар практикум | Дидакт.мат Собеседова ние Практ.р-та | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [4] [5] [6] | |||||||
17 18 | Сведение уравнений к системам. Освобождение от кубических радикалов | 1 1 | основной метод решения иррациональных уравнений, метод сведения уравнений к системам | решать иррациональные уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода сведения уравнений к системам | семинар практикум | Собеседова ние Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [4] [6] | |||||||
19 20 | Использование однородности. Использование монотонности. | 1 1 | метод использования монотонности и однородности. | решать иррациональные уравнения с помощью метода использования монотонности и однородности | семинар практикум | Собеседова ние Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [4] [6] | |||||||
5.2. Неравенства с радикалами | 8 | Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств с радикалами | |||||||||||||||
21 | Эквивалентн ые преобразова ния неравенств | 1 | какие неравенства называются иррациональны ми, основной метод решения иррациональных неравенств , стандартные схемы эквивалентных преобразований неравенств с квадратными радикалами, | выполнять эквивалентные преобразования при решении иррациональных неравенств с квадратными радикалами, | семинар | Собеседова ние Практ.р-та | Учебник таблица | тезисы | с/к вн/к | [1] [2] [3] | |||||||
22 | Дробно-иррациональные неравенства | 1 | основной метод решения иррациональных неравенств , | решать неравенства основным методом | семинар | Собеседова ние Практ.р-та | Учебник таблица | Конспект сообщения | с/к вн/к | [1] | |||||||
23 | Метод интервалов при решении иррациональных неравенств | 1 | основной метод решения иррациональных неравенств, метод интервалов, | решать неравенства методом интервалов, основным методом решения иррациональных неравенств, | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Алгоритм | с/к вн/к | [1] [4] [6] | |||||||
24 | Метод замены при решении иррациональных неравенств | 1 | основной метод решения иррациональных неравенств , метод замены и сведение к системе неравенств | решать неравенства, методом замены и сведением к системе неравенств | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [5] [6] | |||||||
25 | Использование монотонности | 1 | основной метод решения иррациональных неравенств , использование монотонности | решать неравенства с использовании ем монотонности, | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [6] | |||||||
26, 27 | Смешанные системы с двумя переменными | 2 | основной метод решения иррациональных неравенств | иметь представление о решении смешанных систем. | семинар практикум | Собеседование Исследование ситуаций Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [6] | |||||||
28 | Зачетное занятие | 1 | методы решения иррациональных уравнений и неравенств. | решать иррациональные уравнения и неравенства различными методами | Контрольная работа | Карточки с заданиями | |||||||||||
5.3. Уравнения и неравенства с модулями | 5 | Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений и неравенств с модулями | |||||||||||||||
29 | Уравнения с модулями | 1 | определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями | решать уравнения основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом. | семинар | Собеседова ние Практ.р-та | Учеб ник таблица | Таблица методов | с/к вн/к | [1] [3] [6] | |||||||
30 | Неравенства с модулями | 1 | определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями | решать уравнения основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом. | семинар | Собеседова ние Практ.р-та | Учеб ник таблица | Схема решения | с/к вн/к | [1] [3] [6] | |||||||
31 | Комбинированные задачи с модулями | 1 | определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений и неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями | решать уравнения и неравенства основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом. | семинар | Собеседование Практ.р-та | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | Схема решения | с/к вн/к | [1] [3] [6] | |||||||
32-33 | Решение задач | 2 | практикум | Практ.р-та Диф.задания | Дидакт.мат Тесты ЕГЭ | с/к вн/к | [1[1] [3] [6]] | ||||||||||
34 | Итоговый тест | 1 | Методы решения алгебраических задач | Применять методы решения алгебраических задач в конкретной ситуации | Контрольное тестирование | Варианты тестов | |||||||||||
Всего | 34 |
Используемая литература.
1.Земляков А.Н. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.
Элективный курс: учебное пособие.
М.: Бином. Лаборатория знаний.2007г.
2.А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа.10 класс. В 2 ч. Учебник и задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень).М.:Мнемозина,2009-2013.
3.Земляков А.Н. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.
Элективный курс:методическое пособие..
М.: Бином. Лаборатория знаний.2007г.
4.Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа.
Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
М.:Просвещение.2004г.
5.Сборники контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ
2010-2013гг.
Принятые обозначения
1.Самоконтроль - с\к
2.Внешний контроль - вн\к
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №81
__________ (Л.В.Оброкова) __________ (В.Т.Митина)
Элективный курс по математике
«Алгебра плюс: рациональные и
иррациональные алгебраические
задачи»
10 класс
2013-2014 уч. год
Учитель математики
Михайлова Л.М.
Рассмотрено и одобрено
на заседании МО
учителей математики
Пр. №1 от 28.08.13
Рук. МО (Л.М.Михайлова)
2013-2014 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа алгебра 7, Макарычев, 4 недельных часа
Планирование составлено по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией СА Теляковского. 4 часа в неделю - всего 136 часов....
Рабочая программа. Алгебра. 9 класс. Макарычев
Базовый уровень, 4 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 7 КЛАСС
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...
Рабочая программа алгебра и начала анализа 10-11 класс, КТП по алгебре для 10 класса к учебнику А.Г. Мордковича
Рабочая программа составлена согласно БУП-2004 и разработана на основе примерной программы по математике, авторской программы Е.А. Семенко согласно методическим рекомендациям Министерства образования ...
Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи
Данная программа элективного курса для 10 класса предназначена для совершенствования знаний по алгебре...
Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи
Данная рабочая программа разработана для 11 класса и содержит материал для подготовке к ЕГЭ...
Элективный курс "Рациональные и иррациональные алгебраические задачи"
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучения учащихся 11 класса средней школы. Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы: А.Н. Земляков. Алгебр...