Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». При создании урока по данной теме мною были рассмотрены естественные проблемные ситуации, знакомые с детства всем детям, которые встречаются при прочтении русской народной сказки «Гуси –лебеди». Вся сказка пронизана несколькими ситуациями, в которых появляется конкретная затруднительная ситуация, найдя решение которой, мы переходим на следующий этап, так же являющийся проблемной ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.doc59.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_5_klass.pdf2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №37»

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Составитель: учитель математики Шаронова Ольга Геннадьевна

Класс: 5

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: Комбинированный урок  (урок-рефлексия).

Вид педагогической деятельности: Проблемное изложение.

Педагогические средства: Проблемная ситуация, беседа, проблемные задачи.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке): Учебная, познавательная.

Форма организации совзаимодействия на уроке: Групповая.

Цель урока: формирование и закрепление знаний обучающихся о сложении и вычитании десятичных дробей. Использование действий сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторение понятий: «дробь», «единица измерения», «арифметические действия», «переместительный и сочетательный законы сложения»;

-овладеть умением читать и записывать десятичные дроби; использовать переместительный и сочетательный законы сложения при сложении десятичных дробей; осуществлять арифметические действия с десятичными дробями.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умений организации учебной деятельности, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

- развитие умений работать в группе.

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- развитие самостоятельности в приобретений практических умений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Учитель заранее записывает тему урока.

Идет приветствие  обучающихся.

Ребята готовятся к уроку.

Идет приветствие учителя.

2.

Актуализация знаний

Учителем отводится время на проверку домашнего задания:

№ 1125

1). 40,5 +5,8 = 46,3 (км./ч.)- скорость по течению реки.

2). 40,5 -5,8 = 34,7 (км./ч.) – скорость против течения реки.

Учитель задает вопросы:

- как найти скорость судна по течению реки?

- как найти скорость судна против течения реки?

Учителем предлагает обучающимся выполнить индивидуальные задания.(идет распределение заданий на карточках  для заинтересованных ученик – 4 человека).

Ребята, у которых выполнение домашнего задания не вызвало затруднений, предлагают свои решения.

С ребятами начинается диалоговая ситуация, в ходе которой, учитель вместе с детьми, находят ответы на поставленные вопросы.

Ребята, заинтересованные в выполнении индивидуальных заданий, могут проявить свое желание.

3.

Постановка учебной задачи

Учитель:

«Ребята, когда вы были маленькие, вы любили слушать сказки, которые читали или рассказывали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев и научившись читать самостоятельно, вы сами начали читать их  с удовольствием. Я думаю, что и сейчас, интерес не пропал у вас к чтению? Сегодня на уроке мы отправимся по страницам одной из любимых сказок, а какой именно, вы мне скажите в конце урока».

Ребята могут высказывать свои предпочтения о любимых книгах и сказках, и делать предположительные выводы о какой именно сказке будет идти речь.

4.

Построение проекта выхода из затруднений

Учитель: « Итак, жила-была девочка Маша, был у нее братец Иванушка….(далее по тексту…)

Около дома рос волшебный цветок. Маша обратилась за помощью к нему…….

Маша решала, решала, ничего у нее не получается. Ребята, давайте поможем Маше выполнить задание»

 В КАЖДОМ ЛЕПЕСТКЕ ЧИСЛО-УМЕНЬШАЕМОЕ, В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛО-ВЫЧИТАЕМОЕ. НАЙТИ СУММУ ВСЕХ ОТВЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ЗАКОНЫ СЛОЖЕНИЯ.

  1. 3,7-2,7=1
  2. 7,26-2,7=4,56
  3. 6-2,7=3,3
  4. 6,84-2,7=4,14

3,3+4,56+1+4,14=4,3+8,7=13 переместительный закон сложения.

Ответ находится под листком.

Ребята: «Волшебный цветок дал Маше карту. В ней подсказка о том, что твой брат находится в доме, а дом в точке с координатой 1,4. Чей это дом?»

Координата 0,2 Змей Горыныч

Координата 0,8 Леший

Координата 1,4 Баба – Яга

Координата 1,7 Кащей бессмертный.

Ответ: дом Бабы-Яги.

Учитель: «Побежала Маша к дому Баба-Яги, а дом заперт на замок. Ключом к двери является ответ задачи. Поможем Маше открыть дверь?»

Задача: Баба-Яга выпрыгнула из ступы с метлой. В первую секунду она пролетела 9,8 м., а во вторую на 4,6 м. меньше. Какое расстояние она пролетела за 2 секунды?

9,8-4,6=5,2 (м).

9,8+5,2=15 (м).

Ответ: в скважине замка.

Учитель: «Открыла Маша дом, увидела своего братца, обрадовалась. Схватила его за руку и побежали они домой. Вскоре, возвратилась Баба-Яга со своими помощниками. Увидела, что Иванушки нет, разозлилась и отправила помощников гусей-лебедей  в погоню. Маша с Ваней бегут, торопятся. На пути у них росла яблоня. Дети побежали к ней и просят: «Яблонька, помоги!».

А яблоня говорит: «Выполните моё задание, тогда спрячу вас! Сорвите мои яблоки и не просто оборвите, а по принципу «математического домино!»

Давайте и мы, ребята собирать яблоки, чтобы помочь Маше и Ване!»

Ответы подписать около яблок.

Учитель: « Укрыла их яблонька, гуси-лебеди пролетели и их не заметили. Побежали Маша и Ваня дальше. Гуси-лебеди заметили их и начали догонять. На пути молочная река с кисельными берегами.

«Реченька, укрой нас »-просят Маша и Ваня.

А реченька отвечает: «Выполните моё задание, тогда спрячу вас!»

Задание записано с ошибкой

 (не случайно)

1. 5,9,4+х

2.у+/-9,8

3.р+101,1

Учитель: « Укрыла речка ребят, пролетели гуси-лебеди дальше. Поблагодарили Маша и Ваня спасительницу и побежали они дальше, ближе к своему дому. Опять заметили их гуси-лебеди. А на пути стоит печка. Обратилась к ней Маша за помощью:

 «Печка, милая, укрой нас!»

А печка отвечает: « Помогу, только выполните моё задание!»

Задание: Решить уравнение по вариантам:

1 в.

х- 4,3=5,8  (10,1)

3,5+х=4,1   (0,6)      

У+2,54=7,2  (4,66)

4,1-а=1,367  (2,732)

12,8+(х-3,7)=13,7  (4,6)

2в.

Х-5,2=4,9  (10,1)

2,9+х=3,5   (0,6)

У+3,54 =8,2 (4,66)

7,3-а=4,568  (2,732)

12,1-(х+5,8)=1,7  (4,6)

Ответ закодирован :

И-0,6  Г- 4,6  Р – 4,66

П – 10,1  О – 2,732

М – 0,3   К – 9,8

Учитель: «Помогла печка Маше и Ване. А гуси-лебеди вернулись домой без добычи к Бабе-Яге. Счастливые прибежали дети домой. Вскоре вернулись их родители. Привезли им подарков всяких, сладостей. Тут и сказке конец, а кто с нами выполнял все задания, тот молодец!

Итак, ребята, по страницам какой сказки мы сегодня путешествовали?

Ребята, предлагают свои варианты ответов.

Ребята исследуют координатную прямую, определяют положение координаты 1,4. Высказывают свои ответы.

Ребята сопереживают Маше и стремятся помочь ей.

Ребята начинают делать вычисления и  искать ответ.

Выбирают ответственного ученика, чтобы он смог написать ответ.

Можно попросить двух ребят помочь Маше и Ване у доски.

Ребята начинают спорить о видимых ошибках.

Можно предоставить одному ученику проявить свои знания у доски.

Ребятам представляется возможность самостоятельно по вариантам выполнить это задание и расшифровать полученный ответ.

Ребята хором отвечают: «ГУСИ-ЛЕБЕДИ!»

5.

6.

7.

8.

Обобщение затруднений во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия деятельности.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет:  математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...

урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Здесь представлен открытый урок по математике  с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...