Аналитические методы решения линейных уравнений с параметрами.
консультация по алгебре (11 класс) на тему
В работа рассмотрены различные подходы к решению линейных уравнений с параметрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитические методы решения линейных уравнений с параметрами.
В работе рассмотрены различные подходы к решению линейных уравнений с параметрами. Данная тема необходима учащимся для первичного ознакомления с методами решения уравнений с параметрами, которая является опорным пунктом подготовки к ЕГЭ (решение заданий части «С5»).
Содержание
- Понятие уравнений с параметрами.
- Различные виды и методы решений линейных уравнений с параметрами.
- Задания для самостоятельной работы.
Рассмотрим уравнения, в которых некоторые коэффициенты заданы не конкретными числами, а обозначены буквами. Такие уравнения называются уравнениями с параметрами, а буквы – параметрами. Предполагается, что эти параметры могут принимать любые числовые значения.
Решить уравнение с параметрами – значит, найти множество всех корней данного уравнения в зависимости от допустимого значения параметра. (Т.е. указать, при каких значениях параметра существуют решения, и каковы они, затем исследовать его относительно параметра)
Алгоритм решения уравнений с параметрами примерно таков:
- Разбить область изменения параметра на промежутки, где при изменении параметра в каждом из них полученные уравнения решаются одним и тем же методом.(Границами промежутков служат те значения параметра, в которых, или при переходе через которые, происходит качественное изменение уравнения. Такие значения параметра называют «особыми» или контрольными).
- Отдельно на каждом промежутке находятся корни уравнения, выраженные через значения параметра.
- Ответ уравнения состоит из списков изменения параметра с указанием всех корней для каждого промежутка (или конкретных значений параметра).
Основные методы решения уравнений с параметрами.
- Решение простейших линейных уравнений с параметрами.
Исследуем линейное уравнение вида: ax =b (1)
- а
0, b
R, то уравнение (1) имеет единственный корень х=
.
- а=0, b=0, уравнение (1) имеет корнем любое действительное число, т.е. х
R.
- а
0,
0, уравнение (1) не имеет корней.
Пример №1: ax = 5; при a=0 имеем 0х=5, чего не может быть,
тогда х , при а
0 х=
.
Пример №2: 0х=а; при а=0 получим 0х=0 х
R, при а
0 х
.
Пример №3: Iхl=а, при а=0 х=0; при а>0 х=а, при а
х
.
Пример №4: ах-5=х+1
Решение
Приведем уравнение к виду: х(а-1)=6;
если а=1, то 0х=6, нет решений;
если а1, то х=
.
Ответ: при а1 х =
; при а=1 нет решений.
- Более сложные линейные уравнения с параметром, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничением на ОДЗ.
Алгоритм решения таких уравнений:
- Найти ОДЗ.
- Решить уравнение относительно х.
- Определить контрольные значения параметра (к.з.п.)
- Проверить, нет ли таких значений параметра, при которых значение х было бы равно числу, не входящему в ОДЗ.
Пример №1 =3
Решение
- ОДЗ: х
2
- К.з.п. а=0.
- Решим уравнение относительно х:
- При а=0 уравнение имеет вид
=3. Уравнение корней не имеет.
- При а
0 уравнение имеет вид а=3(х-2), отсюда х=
- Проверим, нет ли таких значений параметра а, при которых х=2, т.е. решим уравнение:
=2, а=0 ( т.е. приа=0 нет решений)
Ответ: при а0 х=
; при а=0 нет решений.
Пример №2 =(х-1) +
Решение
1.ОДЗ: хR, а
0.
2. Решим уравнение относительно х. Умножим обе части уравнения на а0: 2(а-1)х=(х-1)а +5;
2ах -2х – ах = 5 – а;
(а-2)х = 5 – а.
- К.з.п. а = 2, т.к. коэффициент при х обращается в 0 при а=2
- Если а=2, то 0х=3, нет решений;
- Если а
2, то х =
.
Ответ: при а=2 нет решений; при а2 и при а
0 х =
; при а=0 уравнение не имеет смысла.
Примечание. Если при каком-нибудь значении параметра а=а0 данное уравнение не имеет смысла, то нет и решений при а=а0. Обратное утверждение не верно. Бывает, что при контрольном значении параметра уравнение имеет корни, но они не входят в ОДЗ.
3.Уравнения, сводящиеся к линейным
Пример №1 Решить уравнение: m = +
Решение
- ОДЗ: т
0, х
1.
- Решим уравнение относительно х. Умножим обе части уравнения на т(х-1)
0, получим т2(х-1) = х – 1 + т – 1;
Х( т2 – 1) = т2+ т – 2;
Х(т-1)(т+1) = (т-1)(т+2).
- К.з.п. т=
1
- Если т=1, то 0х=0, следовательно, х-любое действительное число, где х
1.
- Если т=-1, то 0х=-2, нет решений.
- Если т
1 и т
то х=
.
- Если т = 0, то нет решений.
- Проверим, нет ли значений параметра а, при которых найденное значение х равно 1:
= 1, т+2=т+1, 0т=1, нет решений.
Ответ: при т=0 и т=-1 нет решений; при т=1 х(-∞;1)
(1;+∞); при т
1 и
т х=
.
Пример №2 Решить уравнение: =
.
Решение
- ОДЗ: 𝑏
0, х
1.
2)Решим уравнение относительно х: (a+b)х = a – b.
3) К.з.п.: a+b = 0, a = -b.
- Если a = -b, то нет решений.
- Если a
-b, то х =
.
- Найдем значения параметров а и b, при которых полученное значение х=1:
1 = , 2b = 0, b = 0. Следовательно, при b = 0 нет решений.
Ответ: при a-b и b
0 х =
; при a = -b и b=0 нет решений.
Пример №3 (МГУ, 2002) При каких значениях параметра b уравнение
9х+ b2 – (2 - )b - 2
= b4х – b2(b +
) не имеет корней?
Решение
- ОДЗ: х
.
- Решим уравнение относительно х:
(b4 – 9)х = b3 + (1+ ) b2 – (2 -
)b -2
,
Линейное уравнение не имеет корней тогда и только тогда, когда
Первое уравнение системы имеет два корня: b1= , b2= -
.
- Подставим во второе уравнение системы b1=
, получим: 2
+6
;
b2= - , получим 0=0. Т.е. второму условию удовлетворяет b1=
.
Ответ: при b= уравнение корней не имеет.
Решить самостоятельно уравнения
1) (а+5)(а-3)х=а2- 25 ( при аи а
х=
; при а=3
; при а=-5 х∊R)
2) а2х = а(х+2) – 2 ( при аи а
х=
; при а=0 ∅; при а=1 х∊R)
3) =
-
( при а=-3, а=-2, а=1/2 ∅; при а
и а
х=
)
4)1+ =
-
( при а
и а
х=
; при а=-3, а=0, а=1∅ )
5) Для каких значений а решение уравнения 10х-15а = 13- 5ах = 2а больше 2? (МГУ, 1982)
( х∊ ( -∞; -2) ( 1; +∞)
Используемая литература:
- Г.А. Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М. Просвещение.1972.
- А.Г. Корянов. Задачи с параметрами. Брянск.2010.
- М.А. Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Углубленное изучение математики. М. Просвещение. 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-343937-1386543106.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Методы решения задач с параметром".
Предлагаемый курс «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес...
Координатно-параметрический метод решения задач с параметрами
Решение задач с параметрами систематизирует знание основных разделов школьной математики, повышает уровень математического и логического мышления, формирует первоначальные навыки исследовательской дея...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-542140-1521970705.jpg)
Аналитические методы решения задач с параметрами Составитель: Е.М .Чернова МКОУ КГ№ 1
Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики - это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной сторон...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71842.jpg)
Применение различных способов и методов решения задач с параметрами
Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590920-1423588025.jpg)
Основные методы решения задач с параметрами
В действующем формате ЕГЭ по математике (профильный уровень) задания №18 содержат параметры и предполагают исследование свойств различных элементарных функций. Поэтому подготовку к и...
Аналитический способ решения задач с параметром.
Данный материал предназначен для обучающихся 10-11 классов и содержит задания для подготовки к ЕГЭ по теме "Задание №18. Решение задач с параметром". Он направлен на совершенствование умений...