План-конспект урока по математике «Решение задач на пропорциональное деление»
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по математике на тему:
«Решение задач на пропорциональное деление»
Для 6 класса
Цель:
Развитие логического мышления, формирование вычислительных навыков, развитие познавательного интереса к предмету, способствовать развитию прочных навыков решения задач данного типа.
Задачи:
Рассмотреть и изучить необходимость разделения заданной величины в данном отношении.
Актуальность: часто возникает в практической жизни человека, требующая умений и знаний при приготовлении различных смесей, растворов, блюд по кулинарным рецептам, при распределении прибыли, подведении итогов выборов в парламент и т.д.
К моменту разбора задач должно быть изучено понятие отношение величин, пропорция, пропорциональная зависимость величин.
Организационный момент.
Подготовка к уроку. Повторение определения отношений.
Ход урока.
Приведем примеры задач.
Задача 1
Два предпринимателя вложили в строительный проект соответственно 3 млн.руб и 5 млн.руб и получили 12 млн руб. прибыли. Требуется распределить прибыль между предпринимателями по справедливости- в зависимости от вложенных сумм.
Как же узнать, сколько денег должен получить каждый предприниматель?
Решение:
Обозначим части, которые должны получить предприниматели соответственно а и в. Тогда а:в-3:5, обозначим коэффициент пропорциональности k .
а/в=3/5 ; а/3=в/5= k , откуда а=3k; в=5k; сумма 3k+5k=12.Решая уравнение, получаем k=1,5.
Значит , при справедливом делении первый предприниматель получает 1.5х3=4,5 (млн.руб), а второй-получает 1.5х5=7,5 (млн.руб)
Задача 2
Для приготовления строительного раствора на 2 части цемента берут 2 части песка и 0,8 частей воды. Сколько цемента, песка и воды потребуется для приготовления 180 кг раствора?
Решение:
Пусть а кг цемента требуется для приготовления раствора, в кг песка требуется и с кг воды.
Обозначим коэффициент пропорциональности k, получим а/2=в/2=с/0,8= k.
Откуда а=2k; в=2k; с=0,8k .Составим уравнение 2 k +2 k +0, 8 k =180
Откуда 4.8 k=180;. K=37,5
37,5х2=75 кг песка и цемента
37,5х0.8= 30 кг воды.
Рассмотрим способ решения - применение «длинных отношений».
Для краткости обозначения применяем « длинные отношения»
а:в:с=2:2:0,8, так как числа а, в и с относятся как 2 к 2 к 0, 8
Длинные отношения показывают, сколько равных долей величины приходится на каждую часть, их нельзя понимать как запись деления нескольких чисел.
Подставив в последнее равенство вместо букв соответствующие им числа, получим верное высказывание 75:75:30=2:2:0,8. Длинные отношения можно преобразовывать, как обычные дроби: умножать все его члены на одно и то же число, сокращать. Эти преобразования позволяют упрощать запись и решение задач. Так, если бы в нашей задаче мы сначала умножили все члены отношения на 10, а затем разделили их на 4, то избавились бы от дробей:26260, 8=20:20:8=5:5:2 и получили бы более простое уравнение.
Задачи для самостоятельного решения.
Задача 3
За компьютерный набор рукописи два оператора получили 3500 рублей. Один из них набрал 105 страниц, а другой – остальные 35 страниц. Какую сумму денег должен получить за эту работу каждый оператор?
Задача 4
Периметр треугольника равен 150м.Чему равны длины его сторон, если их отношение равно 3:3:4 ?
Задача 5
Отрезок АВ длиной 15см разделен точкой С в отношении 3:7.Найдите длину каждой части.
Проверка и оценивание решенных задач самостоятельной работы.
Домашнее задание.
Решить задачи, предложенные в классе.
Составить задачу, соответствующую теме урока.
Вывод:
При решении задач на пропорциональное деление вызывает затруднение способ « длинных отношений», так как подразумевает выполнение преобразований и требует дальнейшей доработки.
Решая задачи на пропорциональное деление, мы вновь наблюдаем, как абстрактные математические понятия-в данном случае прямая и обратная пропорциональность – помогают отвечать на серьезные практические вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа"
Урок разработан по учебнику И.Н.Виленкина «Математика,6 класс». На уроке применена технология проблемного диалога и ИКТ. Цели урока:Образовательные: Систематизация знаний по теме «Нахождени...
урок по математике "Решение задач на части"
материал содержит разработку урока по математике для 5 класса к учебнику Математика 5 Н.Я.Виленкина...
Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"
Урок математики для учащихся 5 классов по теме «Решение задач на встречное движение»Задачи урока:- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью...
Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.
Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....
Технологическая карта урока по математике "Решение задач на проценты", 5 класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийОборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы....
Разработка урока по математике "Решение задач на части" 5 класс
Урок разработан для 5 класса к учебнику Н.Я. Виленкин. Тип урока- получение новых знаний...
План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»
Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...