урок по математике "Решение задач на части"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
материал содержит разработку урока по математике для 5 класса к учебнику Математика 5 Н.Я.Виленкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 181 КБ |
urok_matematiki_v_5v_klasse_uchitelya_kryzhuk_l.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые моменты на уроках математики в 5 классе
1 момент «Поставить в соответствие условию задачи уравнение»
Цель данного упражнения : проверить умение составлять уравнение по условию задачи.
Работу можно организовать в парах, каждой паре выдаётся задание, результатом выполнения работы является заполненная таблица соответствия буквы задачи с номером соответствующего уравнения, первая пара правильно выполнившая задание получает «5» за работу.
Список задач:
А В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 человек вошли и 9 вышли, в комнате их стало 31. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
Б Саша задумал число. Если из этого числа вычесть 91 и к полученной разности прибавить 37, то получится 46. Какое число задумал Саша?
В Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному результату прибавил 40. Получилось 76. Какое число задумал ученик?
Г Я задумал число. Если его вычесть из 72, то получится 45. Какое число я задумал?
Д Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг слив, осталось ещё 16 кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100 кг слив?
Список уравнений:
- 12х + 16 = 100;
- 72 – х = 45;
- ( х + 7) – 9 = 31;
- 9х + 40 = 76;
- ( х – 91) + 37 = 46.
В результате выполнения работы должна получиться таблица:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 5 | 4 | 2 | 1 |
2 момент «Открытие высказываний великих людей о математике»
1) «Математика – есть прообраз красоты мира» И.Кеплер.
Цель данного упражнения: проверить умение решать уравнения.
Работу можно проводить в парах или в группах ( либо 6 групп по 4 человека, либо 12 пар по 2 человека), каждая группа получает задание, выполнив которое ,ставит в соответствие каждому корню уравнения букву из предлагаемого списка.
Группа 1
1). 48х = 624;
2). 22а = 1342;
3). у : 37 = 15;
4). 891 : b = 81.
13 | 61 | 555 | 11 |
е | с | т | ь |
Группа 2.
1). 18m – 5 = 553;
2). 300 – 6k = 48;
3). 37y = 444;
4). z : 17 = 34.
31 | 42 | 12 | 578 |
п | р | о | о |
Группа 3.
1). 67n = 6432;
2). 53a = 4452;
3). 5243 : x = 49;
4). y : 56 = 65.
96 | 84 | 107 | 3640 |
б | р | а | з |
Группа 4.
1). 23x – 27 = 2250;
2). 510 – 9y = 438;
3). 43m = 903;
4). 252 : n = 18.
99 | 8 | 21 | 14 |
к | р | а | с |
Группа 5.
1). 87m = 5046;
2). 43n = 3268;
3). 7511 : y = 37;
4). z : 83 = 38.
58 | 76 | 203 | 3154 |
о | т | ы | м |
Группа 6.
1). 32y – 76 = 2740;
2). 835 – 11p = 758;
3). 28y = 756;
4). x : 17 = 221.
88 | 7 | 27 | 3757 |
и | р | а | . |
Каждая группа на свой стол вместе с заданием получает таблицу соответствия чисел и букв для заполнения своих маленьких табличек.
Число | 7 | 8 | 11 | 12 | 13 | 14 | 21 | 27 | 31 | 42 | 58 | 61 | 76 | 84 | 88 | 96 | 99 | 107 | 203 | 555 | 578 | 3154 | 3640 | 3757 |
буква | р | р | ь | о | е | с | а | а | п | р | о | с | т | р | и | б | к | а | ы | т | о | м | з | . |
Пока дети работают, учитель на доске записывает : Математика- .
Один представитель группы на доске записывает свои буквы, не разделяя их на промежутки, затем дети делят фразу на слова, читают высказывание и записывают его себе в тетрадь.
2). «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым» А.П.Конфорович
Цель данного задания – проверить умение применять распределительное свойство умножения.
Работа проводится в группах ( можно поделить на пары и одинаковое задание дать двум разным парам)
Группа 1.
1). 143 • 24 + 24 •157;
2). 43 • 27 + 35 • 27 – 58 • 27;
3) .36 • 248 – 36 • 148;
4). 14x + 6x;
5). m + 12m;
6). 5k + k.
20х | 540 | 6к | 7200 | 3600 | 13m |
у | с | т | у | п | а |
Группа 2.
1). 10y – 2y;
2). 26a – 23a;
3). 13n – n;
4). 8b + 3b – 2b;
5). 20c – 6c – 3c;
6). z + 13z – z.
9b | 3a | 13z | 8y | 11c | 12n |
е | т | с | в | о | и |
Группа 3.
1). 45x + 55x;
2). 86y – 66y;
3). 289 •315 + 211 •315;
4). 647 • 243 – 243 • 447;
5). 139 •37 – 108 • 37 + 69 • 37;
6). 25x + 15x.
100x | 48600 | 40x | 20y | 157500 | 3700 |
к | р | е | п | о | с |
Группа 4.
1). 8m + m;
2). 19z + z;
3). 12y – 3y;
4). 21a – 20a;
5). 19p – p;
6). 9k + 9k – 4k.
9y | 20z | 18p | 9m | 14k | a |
т | и | л | и | ш | ь |
Группа 5.
1). 80s – 35s – 14s;
2). 8b + b -7b;
3). 66x + 34x;
4). 91m – 61m;
5). 367 • 287 + 287 • 133;
6). 536 • 324 – 324 • 336.
30m | 143500 | 31s | 64800 | 2b | 100x |
с | и | л | ь | н | ы |
Группа 6.
1). 56 • 49 + 227 • 49 – 283 • 49;
2). 18m + 22m;
3). 14c + c;
4). 4x + x;
5). 12y – 7y;
6). 25t – 13t;
7). 17k – k;
8). 12x + 12x – 6x.
0 | 12t | 15с | 18x | 5x | 16k | 5y | 40m |
м | и | с | м | е | л | ы | м |
Пока дети выполняют задание, учитель на доске пишет первое слово из высказывания «Математика». По одному представителю от каждой группы выходят к доске и из своих таблиц выписывают буквы по порядку, затем все вместе делят фразу на слова и записывают в тетрадь высказывание. ( Если дети работают в парах и одинаковое задание имеют две пары, то у доски те, кто быстрее справился с заданием.)
Урок математики в 5в классе учителя Крыжук Л.А.
Решение задач на части
Цель: отработка умений решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Задачи: образовательная - приобрести опыт по решению задач на части;
развивающая - продолжить развитие умений анализировать условие задачи, выбирать условие для составления уравнения, исследовать решение задачи, продолжить развитие когнитивных процессов: внимания, мышления, математической речи, логики;
воспитательная - продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию, коммуникативные компетенции в общении и сотрудничества со сверстниками.
Ход урока
I Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
II Математическая игра «Открытие высказывания Песталоцци о математике»
1) Работа в парах, всего 6 групп заданий (в классе 25 человек)
В результате игры на доске появляется высказывание Песталоцци: «Счет и вычисления - основа порядка в голове».
2) Математическая игра оценивается так: пара, получившая правильный результат раньше, получает «5» за работу.
Группа 1
Ё Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному результату прибавил 40. Получилось 76. Какое число задумал ученик?
Ч Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12кг слив, то осталось ещё 16кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100кг слив?
Т Для оклеивания комнаты и коридора купили 25 рулонов обоев. Сколько рулонов пойдёт на оклеивание стен в комнате, если для неё нужно в 4 раза больше обоев, чем для коридора?
И В первый вагон погрузили угля в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн угля погрузили в каждый из этих вагонов, если в первый вагон погрузили на 52т больше, чем во второй?
С Машина с прицепом перевозит груз массой 312кг. Груз в машине в 7 раз легче груза в прицепе. Какова масса груза в прицепе?
В В классной комнате было несколько учеников. После того как 8 учеников вошли, а 11 вышли, в комнате их стало 27. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
- х + 7х = 312.
- 12х + 16 = 100.
- 9х + 40 = 76.
- 4х + х = 25.
- 3х – х = 52.
- (х + 8) – 11 = 27.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 2
И Если задуманное число увеличить в 11 раз и к результату прибавить 5, то получится 82. Найдите задуманное число.
С Получили несколько бидонов молока, по 20л в каждом. В детский сад отправили 45л молока, после чего осталось 115л. Сколько бидонов молока было получено?
Л Масса двух чемоданов 20кг. Причём масса одного из них в 3 раза меньше массы другого. Найдите массу каждого чемодана.
Ы В первый день машина прошла расстояние в 3 раза меньшее, чем во второй день. Сколько километров прошла машина в каждый их этих дней, если во второй день она прошла на 360км больше, чем в первый?
Е Слесарь и его ученик изготовили вместе 192 детали. Слесарь сделал в 3 раза больше деталей, чем ученик. Сколько деталей сделал каждый?
Ч На ветке сидели 5 синичек. После того как несколько синичек улетели, а потом 7 прилетели, синичек на ветке стало 9. Сколько синичек улетело?
- 3х – х = 360.
- (5 – х) + 7 = 9.
- 11х + 5 = 82.
- 20х – 45 = 115.
- 3х + х = 20.
- 3х + х = 192.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 3
И Если задуманное число увеличить в 12 раз и к результату прибавить 18, то получится 90. Найдите задуманное число.
С В киоск привезли несколько пачек тетрадей, по 25 тетрадей в каждой, и ещё 15 тетрадей. Всего привезли 340 тетрадей. Сколько полных пачек тетрадей привезли в киоск?
Н Провод длиной 60м разрезали на два куска так, что длина одного из них оказалась в 5 раз больше другого. Найдите длину каждого куска проволоки.
О В первом ящике было в 4 раза больше гвоздей, чем во втором. Сколько килограммов гвоздей было в каждом ящике, если во втором ящике было на 54кг меньше гвоздей, чем в первом?
Н Две швеи сшили 183 костюма, причём одна из них сшила в 2 раза больше другой. Сколько костюмов сшила каждая швея?
Я В автобусе ехало несколько пассажиров. После того как на остановке 5 человек вышли и 8 вошли, в автобусе стало 26 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально?
- 2х + х = 183.
- 12х + 18 = 90.
- (х – 5) + 8 = 26.
- 4х – х = 54.
- 25х + 15 = 340.
- 5х + х = 60.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 4
В Если задуманное число увеличить в 15 раз и из результата вычесть 118, то получится 317. Найдите задуманное число.
О Имелось несколько коробок. В каждую положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?
О За день туристы прошли 15км. При этом после обеда они прошли в 4 раза меньше, чем до обеда. Сколько километров прошли туристы после обеда?
П В первый бидон налили в 5 раз меньше масла, чем во второй. Сколько литров масла налили в каждый бидон, если во второй налили на 32л больше масла, чем в первый?
Р В одной тетради листов в 3 раза больше, чем в другой. Сколько листов в каждой тетради, если в двух тетрадях 48 листов?
А В бензобак, где был бензин, перед поездкой налили ещё 39л. Во время поездки было израсходовано 43л бензина, после чего в бензобаке осталось 27л. Сколько литров бензина было в бензобаке первоначально?
- 4х + х = 15.
- 15х – 118 = 317.
- (х + 39) – 43 = 27.
- 5х – х = 32.
- 24х + 15 = 159.
- 3х + х = 48.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 5
Д Я задумал число. Если его увеличить на 15, а результат умножить на 8, то получится 160. Какое число я задумал?
А На складе было 783т цемента. Ежедневно с него вывозили по 27т, после чего осталось 351т цемента. Сколько дней со склада вывозили цемент?
Г В первый день автомобиль проехал в 3 раза большее расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536км?
Я В одной бочке в 5 раз больше воды, чем во второй. Сколько литров воды в каждой бочке, если во второй на 28л воды больше?
В Петя, Костя и Гена нашли 112 грибов. Петя нашёл в 3 раза меньше, чем Костя, и в 4 раза меньше, чем Гена. Сколько грибов нашёл каждый мальчик?
К В ателье было 60м ткани. Из неё сшили платья, ещё 16м израсходовали на детские костюмы, после чего осталось 20м этой ткани. Сколько метров ткани пошло на платья?
- 5х - х = 28.
- (х + 15) 8 = 160.
- (60 – х) – 16 = 20.
- 27х + 351 = 783.
- х + 3х + 4х = 112.
- х + 3х = 536.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 6
Л Если задуманное число увеличить на 11 и полученный результат уменьшить в 6 раз, то получиться 4. Какое число было задумано?
В На овощной базе было 927кг картофеля. В течение 16 дней с неё забирали по одному мешку картофеля, после чего осталось 159кг. Какова масса мешка картофеля?
Е В одной книге рассказов в 4 раза больше, чем в другой. Вместе в двух книгах 45 рассказов. Сколько рассказов в каждой книге?
О Масса медвежонка в 10 раз меньше массы взрослого медведя. Какова масса медвежонка, если масса взрослого медведя на 900кг больше?
О В озере плавали лебеди. После того как улетели 5 лебедей, а прилетели 9 лебедей, их стало 14. Сколько лебедей плавало в озере первоначально?
- 10х – х = 900.
- (х + 11) : 6 = 4.
- (х -5) + 9 = 14.
- 16х + 159 = 927.
- 4х + х = 45
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква около задачи |
III Изучение нового материала
1) Решение задачи
Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка и 3 части воды. Сколько килограммов песка надо взять для приготовления 320 кг бетонной смеси?
а) Решаем задачу арифметически;
б) Решаем задачу алгебраически.
2) Алгоритм решения задачи на части:
1. за х принимаем 1 часть смеси;
2.выражаем через х все компоненты смеси;
3. составляем уравнение НПО условию задачи;
4. решаем уравнение;
5. отвечаем на вопрос задачи.
IV Закрепление изученного материала.
Читаем, обсуждаем и решаем задачу: в смеси сухофруктов яблоки составляют 8 частей, груши- 7 частей, сливы и персики- по 4 части. Какова масса яблок, если в смеси персиков меньше, чем груш на 183 грамма?
V Подведение итогов урока.
Домашнее задание
№585 (решить арифметически и алгебраически), №594 (в)– составить задачу и решить ее, №639(в, г).
3). «Счёт и вычисления – основа порядка в голове» Песталоцци.
Цель данного задания – проверить умение составлять уравнение по условию текстовой задачи.
Группа 1
Ё Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному результату прибавил 40. Получилось 76. Какое число задумал ученик?
Ч Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12кг слив, то осталось ещё 16кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100кг слив?
Т Для оклеивания комнаты и коридора купили 25 рулонов обоев. Сколько рулонов пойдёт на оклеивание стен в комнате, если для неё нужно в 4 раза больше обоев, чем для коридора?
И В первый вагон погрузили угля в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн угля погрузили в каждый из этих вагонов, если в первый вагон погрузили на 52т больше, чем во второй?
С Машина с прицепом перевозит груз массой 312кг. Груз в машине в 7 раз легче груза в прицепе. Какова масса груза в прицепе?
В В классной комнате было несколько учеников. После того как 8 учеников вошли, а 11 вышли, в комнате их стало 27. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
- х + 7х = 312.
- 12х + 16 = 100.
- 9х + 40 = 76.
- 4х + х = 25.
- 3х – х = 52.
- (х + 8) – 11 = 27.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 2
И Если задуманное число увеличить в 11 раз и к результату прибавить 5, то получится 82. Найдите задуманное число.
С Получили несколько бидонов молока, по 20л в каждом. В детский сад отправили 45л молока, после чего осталось 115л. Сколько бидонов молока было получено?
Л Масса двух чемоданов 20кг. Причём масса одного из них в 3 раза меньше массы другого. Найдите массу каждого чемодана.
Ы В первый день машина прошла расстояние в 3 раза меньшее, чем во второй день. Сколько километров прошла машина в каждый их этих дней, если во второй день она прошла на 360км больше, чем в первый?
Е Слесарь и его ученик изготовили вместе 192 детали. Слесарь сделал в 3 раза больше деталей, чем ученик. Сколько деталей сделал каждый?
Ч На ветке сидели 5 синичек. После того как несколько синичек улетели, а потом 7 прилетели, синичек на ветке стало 9. Сколько синичек улетело?
- 3х – х = 360.
- (5 – х) + 7 = 9.
- 11х + 5 = 82.
- 20х – 45 = 115.
- 3х + х = 20.
- 3х + х = 192.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 3
И Если задуманное число увеличить в 12 раз и к результату прибавить 18, то получится 90. Найдите задуманное число.
С В киоск привезли несколько пачек тетрадей, по 25 тетрадей в каждой, и ещё 15 тетрадей. Всего привезли 340 тетрадей. Сколько полных пачек тетрадей привезли в киоск?
Н Провод длиной 60м разрезали на два куска так, что длина одного из них оказалась в 5 раз больше другого. Найдите длину каждого куска проволоки.
О В первом ящике было в 4 раза больше гвоздей, чем во втором. Сколько килограммов гвоздей было в каждом ящике, если во втором ящике было на 54кг меньше гвоздей, чем в первом?
Н Две швеи сшили 183 костюма, причём одна из них сшила в 2 раза больше другой. Сколько костюмов сшила каждая швея?
Я В автобусе ехало несколько пассажиров. После того как на остановке 5 человек вышли и 8 вошли, в автобусе стало 26 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально?
- 2х + х = 183.
- 12х + 18 = 90.
- (х – 5) + 8 = 26.
- 4х – х = 54.
- 25х + 15 = 340.
- 5х + х = 60.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 4
В Если задуманное число увеличить в 15 раз и из результата вычесть 118, то получится 317. Найдите задуманное число.
О Имелось несколько коробок. В каждую положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?
О За день туристы прошли 15км. При этом после обеда они прошли в 4 раза меньше, чем до обеда. Сколько километров прошли туристы после обеда?
П В первый бидон налили в 5 раз меньше масла, чем во второй. Сколько литров масла налили в каждый бидон, если во второй налили на 32л больше масла, чем в первый?
Р В одной тетради листов в 3 раза больше, чем в другой. Сколько листов в каждой тетради, если в двух тетрадях 48 листов?
А В бензобак, где был бензин, перед поездкой налили ещё 39л. Во время поездки было израсходовано 43л бензина, после чего в бензобаке осталось 27л. Сколько литров бензина было в бензобаке первоначально?
- 4х + х = 15.
- 15х – 118 = 317.
- (х + 39) – 43 = 27.
- 5х – х = 32.
- 24х + 15 = 159.
- 3х + х = 48.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 5
Д Я задумал число. Если его увеличить на 15, а результат умножить на 8, то получится 160. Какое число я задумал?
А На складе было 783т цемента. Ежедневно с него вывозили по 27т, после чего осталось 351т цемента. Сколько дней со склада вывозили цемент?
Г В первый день автомобиль проехал в 3 раза большее расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536км?
Я В одной бочке в 5 раз больше воды, чем во второй. Сколько литров воды в каждой бочке, если во второй на 28л воды больше?
В Петя, Костя и Гена нашли 112 грибов. Петя нашёл в 3 раза меньше, чем Костя, и в 4 раза меньше, чем Гена. Сколько грибов нашёл каждый мальчик?
К В ателье было 60м ткани. Из неё сшили платья, ещё 16м израсходовали на детские костюмы, после чего осталось 20м этой ткани. Сколько метров ткани пошло на платья?
- 5х - х = 28.
- (х + 15) 8 = 160.
- (60 – х) – 16 = 20.
- 27х + 351 = 783.
- х + 3х + 4х = 112.
- х + 3х = 536.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 6
Л Если задуманное число увеличить на 11 и полученный результат уменьшить в 6 раз, то получиться 4. Какое число было задумано?
В На овощной базе было 927кг картофеля. В течение 16 дней с неё забирали по одному мешку картофеля, после чего осталось 159кг. Какова масса мешка картофеля?
Е В одной книге рассказов в 4 раза больше, чем в другой. Вместе в двух книгах 45 рассказов. Сколько рассказов в каждой книге?
О Масса медвежонка в 10 раз меньше массы взрослого медведя. Какова масса медвежонка, если масса взрослого медведя на 900кг больше?
О В озере плавали лебеди. После того как улетели 5 лебедей, а прилетели 9 лебедей, их стало 14. Сколько лебедей плавало в озере первоначально?
- 10х – х = 900.
- (х + 11) : 6 = 4.
- (х -5) + 9 = 14.
- 16х + 159 = 927.
- 4х + х = 45.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква около задачи |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5в классе учителя Крыжук Л.А.
Решение задач на части
Цель: отработка умений решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Задачи: образовательная - приобрести опыт по решению задач на части;
развивающая - продолжить развитие умений анализировать условие задачи, выбирать условие для составления уравнения, исследовать решение задачи, продолжить развитие когнитивных процессов: внимания, мышления, математической речи, логики;
воспитательная - продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию, коммуникативные компетенции в общении и сотрудничества со сверстниками.
Ход урока
I Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
II Математическая игра «Открытие высказывания Песталоцци о математике»
1) Работа в парах, всего 6 групп заданий (в классе 25 человек)
В результате игры на доске появляется высказывание Песталоцци: «Счет и вычисления - основа порядка в голове».
2) Математическая игра оценивается так: пара, получившая правильный результат раньше, получает «5» за работу.
Группа 1
Ё Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному результату прибавил 40. Получилось 76. Какое число задумал ученик?
Ч Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12кг слив, то осталось ещё 16кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100кг слив?
Т Для оклеивания комнаты и коридора купили 25 рулонов обоев. Сколько рулонов пойдёт на оклеивание стен в комнате, если для неё нужно в 4 раза больше обоев, чем для коридора?
И В первый вагон погрузили угля в 3 раза больше, чем во второй. Сколько тонн угля погрузили в каждый из этих вагонов, если в первый вагон погрузили на 52т больше, чем во второй?
С Машина с прицепом перевозит груз массой 312кг. Груз в машине в 7 раз легче груза в прицепе. Какова масса груза в прицепе?
В В классной комнате было несколько учеников. После того как 8 учеников вошли, а 11 вышли, в комнате их стало 27. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
- х + 7х = 312.
- 12х + 16 = 100.
- 9х + 40 = 76.
- 4х + х = 25.
- 3х – х = 52.
- (х + 8) – 11 = 27.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 2
И Если задуманное число увеличить в 11 раз и к результату прибавить 5, то получится 82. Найдите задуманное число.
С Получили несколько бидонов молока, по 20л в каждом. В детский сад отправили 45л молока, после чего осталось 115л. Сколько бидонов молока было получено?
Л Масса двух чемоданов 20кг. Причём масса одного из них в 3 раза меньше массы другого. Найдите массу каждого чемодана.
Ы В первый день машина прошла расстояние в 3 раза меньшее, чем во второй день. Сколько километров прошла машина в каждый их этих дней, если во второй день она прошла на 360км больше, чем в первый?
Е Слесарь и его ученик изготовили вместе 192 детали. Слесарь сделал в 3 раза больше деталей, чем ученик. Сколько деталей сделал каждый?
Ч На ветке сидели 5 синичек. После того как несколько синичек улетели, а потом 7 прилетели, синичек на ветке стало 9. Сколько синичек улетело?
- 3х – х = 360.
- (5 – х) + 7 = 9.
- 11х + 5 = 82.
- 20х – 45 = 115.
- 3х + х = 20.
- 3х + х = 192.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 3
И Если задуманное число увеличить в 12 раз и к результату прибавить 18, то получится 90. Найдите задуманное число.
С В киоск привезли несколько пачек тетрадей, по 25 тетрадей в каждой, и ещё 15 тетрадей. Всего привезли 340 тетрадей. Сколько полных пачек тетрадей привезли в киоск?
Н Провод длиной 60м разрезали на два куска так, что длина одного из них оказалась в 5 раз больше другого. Найдите длину каждого куска проволоки.
О В первом ящике было в 4 раза больше гвоздей, чем во втором. Сколько килограммов гвоздей было в каждом ящике, если во втором ящике было на 54кг меньше гвоздей, чем в первом?
Н Две швеи сшили 183 костюма, причём одна из них сшила в 2 раза больше другой. Сколько костюмов сшила каждая швея?
Я В автобусе ехало несколько пассажиров. После того как на остановке 5 человек вышли и 8 вошли, в автобусе стало 26 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально?
- 2х + х = 183.
- 12х + 18 = 90.
- (х – 5) + 8 = 26.
- 4х – х = 54.
- 25х + 15 = 340.
- 5х + х = 60.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 4
В Если задуманное число увеличить в 15 раз и из результата вычесть 118, то получится 317. Найдите задуманное число.
О Имелось несколько коробок. В каждую положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?
О За день туристы прошли 15км. При этом после обеда они прошли в 4 раза меньше, чем до обеда. Сколько километров прошли туристы после обеда?
П В первый бидон налили в 5 раз меньше масла, чем во второй. Сколько литров масла налили в каждый бидон, если во второй налили на 32л больше масла, чем в первый?
Р В одной тетради листов в 3 раза больше, чем в другой. Сколько листов в каждой тетради, если в двух тетрадях 48 листов?
А В бензобак, где был бензин, перед поездкой налили ещё 39л. Во время поездки было израсходовано 43л бензина, после чего в бензобаке осталось 27л. Сколько литров бензина было в бензобаке первоначально?
- 4х + х = 15.
- 15х – 118 = 317.
- (х + 39) – 43 = 27.
- 5х – х = 32.
- 24х + 15 = 159.
- 3х + х = 48.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 5
Д Я задумал число. Если его увеличить на 15, а результат умножить на 8, то получится 160. Какое число я задумал?
А На складе было 783т цемента. Ежедневно с него вывозили по 27т, после чего осталось 351т цемента. Сколько дней со склада вывозили цемент?
Г В первый день автомобиль проехал в 3 раза большее расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536км?
Я В одной бочке в 5 раз больше воды, чем во второй. Сколько литров воды в каждой бочке, если во второй на 28л воды больше?
В Петя, Костя и Гена нашли 112 грибов. Петя нашёл в 3 раза меньше, чем Костя, и в 4 раза меньше, чем Гена. Сколько грибов нашёл каждый мальчик?
К В ателье было 60м ткани. Из неё сшили платья, ещё 16м израсходовали на детские костюмы, после чего осталось 20м этой ткани. Сколько метров ткани пошло на платья?
- 5х - х = 28.
- (х + 15) 8 = 160.
- (60 – х) – 16 = 20.
- 27х + 351 = 783.
- х + 3х + 4х = 112.
- х + 3х = 536.
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буква около задачи |
Группа 6
Л Если задуманное число увеличить на 11 и полученный результат уменьшить в 6 раз, то получиться 4. Какое число было задумано?
В На овощной базе было 927кг картофеля. В течение 16 дней с неё забирали по одному мешку картофеля, после чего осталось 159кг. Какова масса мешка картофеля?
Е В одной книге рассказов в 4 раза больше, чем в другой. Вместе в двух книгах 45 рассказов. Сколько рассказов в каждой книге?
О Масса медвежонка в 10 раз меньше массы взрослого медведя. Какова масса медвежонка, если масса взрослого медведя на 900кг больше?
О В озере плавали лебеди. После того как улетели 5 лебедей, а прилетели 9 лебедей, их стало 14. Сколько лебедей плавало в озере первоначально?
- 10х – х = 900.
- (х + 11) : 6 = 4.
- (х -5) + 9 = 14.
- 16х + 159 = 927.
- 4х + х = 45
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква около задачи |
III Изучение нового материала
1) Решение задачи
Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка и 3 части воды. Сколько килограммов песка надо взять для приготовления 320 кг бетонной смеси?
а) Решаем задачу арифметически;
б) Решаем задачу алгебраически.
2) Алгоритм решения задачи на части:
1. за х принимаем 1 часть смеси;
2.выражаем через х все компоненты смеси;
3. составляем уравнение НПО условию задачи;
4. решаем уравнение;
5. отвечаем на вопрос задачи.
IV Закрепление изученного материала.
Читаем, обсуждаем и решаем задачу: в смеси сухофруктов яблоки составляют 8 частей, груши- 7 частей, сливы и персики- по 4 части. Какова масса яблок, если в смеси персиков меньше, чем груш на 183 грамма?
V Подведение итогов урока.
Домашнее задание
№585 (решить арифметически и алгебраически), №594 (в)– составить задачу и решить ее, №639(в, г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Задачи на части"
Одна из первых моих работ для урока...
Конспект урока по теме "Задачи на части"
Комбинированный урок с презентацией...
Презентация к урокам математики. Решение задач "Начальные геометрические сведения". Часть 1.
Данная разработка содержит 30 задач по темам: "Прямая и отрезок", "Луч и угол", "Сравнение отрезков и углов", "Измерение отрезков", "Измерение углов". Цель использования ресурса - совершенствовать нав...
Дидактический набор: список задач на части, проценты и процентную концентрацию; памятки по работе с задачами
Материал содержит специальную подборку задач, решение который часто оказывается затруднительным для детей и специальные памятки для учеников, направляющие его мыслительный процесс в нужном напра...
Урок по теме "Задачи на части" к учебнику Никольского (5 класс)
Методическая разработка открытого урока математики (5 класс) к учебнику Никольского по теме "Задачи на части"...
урок по теме задачи на части
Конспект урока, презентация к уроку, материалы к уроку...
Презентация к уроку по теме "Задачи на части"
В данной презентации представлены задания для устного счета....