Дополнительная образовательная программа "Алгебра модуля"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Программа курса «Алгебра модуля» рассчитана на детей 16 - 17 лет. Срок реализации 1 год. Содержание состоит из четырех глав, включая вводный контроль, промежуточный контроль и контрольные тесты для определения усвоения тем обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_algebra_modulya.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена методическим советом МОУ «ИСОШ»
Протокол№_______от____
Директор МОУ «Инжавинская СОШ»
___________Н.И.Михкельсон
Дополнительная образовательная программа
«Алгебра модуля»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 16 - 17 лет
Составитель:
Учитель математики МОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Юмашева Ольга Петровн
Инжавино 2011
Пояснительная записка
Программа курса «Алгебра модуля» разработана на основе действующего государственного стандарта общего образования по математике, реализуется в рамках курса математики и рассчитана на учащихся 11 классов.
Срок реализации – 1 учебный год (72 ч.)
В последние годы значительно возросла роль математики в связи с появлением новых технологий обучения и всеобщей компьютеризацией. Для того чтобы ориентироваться в потоке этой информации и глубоко понимать суть происходящих процессов, необходимо наличие математической культуры, основы которой закладываются в основной и дальше развиваются в основной и профильной школе.
Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модулях, их свойствах, полученных обучающимися за весь период обучения, а школьные учебники практически не содержат материал на эту тему. Но такие задания постоянно предлагаются на выпускных и вступительных экзаменах. Они обладают большой диагностической и прогностической ценностью и играют огромную роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников. Поэтому возникла необходимость составить программу дополнительного образования «Алгебра модуля». Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.
Особенность этой программы заключается в том, что обучающиеся не только повторяют изученные ранее темы, но и углубляют свои знания, решая уравнения, неравенства и их системы с переменной под знаком модуля. Занятия по данной программе в равной степени способствуют повышению как идейной, так и технической подготовки учащихся. Настоящая программа призвана научить детей осваивать сложные и трудоёмкие приёмы решения задач, побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении заданий.
Содержание состоит из четырех глав, включая вводный контроль, промежуточный контроль и контрольные тесты для определения усвоения тем обучающимися. Учитель, в зависимости от уровня подготовки школьников, уровня сложности изучаемого материала и восприятия его учениками, может взять для изучения не все темы, увеличив при этом количество часов на изучение других. Учитель также может изменить уровень сложности представленного материала.
В процессе изучения данной программы предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Кроме этого программа учитывает построение тем учебников 11 классов. Вначале предлагается изучение модуля и решение уравнений и неравенств на примерах линейных и квадратичных функций. Затем предлагаются для решения тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, с учетом того, что обучающиеся к тому времени уже познакомятся с этими темами на уроках. То есть при составлении курса учитывается преемственность между основной, средней и профильной школой.
Цель: обобщение, систематизация и углубление знаний о модулях, их свойствах, полученных учащимися за весь период изучения темы «Алгебра модуля» для успешной сдачи учащимися единого государственного экзамена.
Задачи:
образовательные:
- создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
- преобразование выражений, содержащих модуль;
- решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
- развить мотивацию школьника к познанию и творчеству;
воспитательные:
- воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы, рассуждать, толерантность;
- способствовать воспитанию социального партнёрства, чувства ответственности, самодисциплины.
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать исследовательскую и познавательную деятельность, навыки работы с информационными источниками.
Формы проведения занятий:
- практикум по решению задач разных типов.
- обобщающие лекции.
- семинары.
- защита реферата.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный.
- демонстрационный.
- проблемно – поисковый.
- репродуктивный.
- ситуационный.
- практические работы творческого характера.
Техническое оснащение и дидактический материал:
- компьютер.
- мультимедийный проектор.
- тематические подборки заданий.
- тесты.
- ррезентации по темам.
- интернет – материал.
В результате реализации программы учащиеся должны
знать и понимать:
- определение абсолютной величины действительного числа;
- основные операции и свойства абсолютной величины;
- правила построения графиков уравнений (в т.ч. функций), содержащих знак абсолютной величины;
- алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
уметь:
- применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению конкретных задач;
- читать и строить графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины;
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Режим учебных занятий
Согласно учебно-методическому плану 2 часа в неделю.
1 год обучения – 72 часа.
Учебно – тематический план
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Уравнения, содержащие абсолютные величины. | 19 | 5,5 | 12,5 |
2 | Неравенства, содержащие абсолютные величины. | 20 | 3,5 | 16,5 |
3 | Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения. | 20 | 4,5 | 15,5 |
4 | Графики функций, содержащие модули. | 13 | 2 | 11 |
Итого | 72 | 15,5 | 56,5 |
Содержание
Тема №1.Уравнения, содержащие абсолютные величины. (18 ч.)
Теория (5,5 ч.) Модуль числа. Метод промежутков. Решение уравнений вида |𝔣(х)|=|𝔤(х)|. Решение уравнений, в которых под знаком модуля находятся выражения, так же содержащие модуль.
Практика (12,5 ч.) Модуль числа. Решение уравнений с использованием определения модуля. Метод промежутков. Решение уравнений вида |𝔣(х)|=|𝔤(х)|. Решение уравнений, в которых под знаком модуля находятся выражения, так же содержащие модуль. Решение систем уравнений, содержащих абсолютные величины. Различные способы решения уравнений, содержащих абсолютные величины. Контрольный тест №1.
Тема №2.Неравенства, содержащие абсолютные величины. (20 ч.)
Теория (3,5 ч.) Решение неравенств с использованием определения модуля. Метод равносильного перехода к системе или совокупности систем.
Решение неравенств методом интервалов. Различные способы решения неравенств, содержащих абсолютные величины.
Практика (16,5 ч.) Решение неравенств с использованием определения модуля. Метод равносильного перехода к системе или совокупности систем.
Решение неравенств вида |𝔣(х)|>|𝔤(х)|. Решение неравенств методом интервалов. Решение неравенств, в которых под знаком модуля содержатся выражения, так же содержащие модуль. Решение систем неравенств, содержащих знаки абсолютных величин. Различные способы решения неравенств, содержащих абсолютные величины. Контрольный тест №2.
Тема № 3. Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения. (20 ч.)
Теория (4,5 ч.) Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, содержащих абсолютные величины.
Практика (15,5 ч.) Решение показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, содержащих абсолютные величины.
Модуль и преобразование корней. Решение упражнений по данной главе.
Контрольный тест №3.
Тема №4. Графики функций, содержащие модули. (13 ч.)
Теория (2 ч.) Способы построения графиков функций. Графическое решение уравнений и неравенств.
Практика (11 ч.) Способы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Графическое решение уравнений и неравенств. Решение упражнений по данной главе.
Графики функций, содержащие модули. Итоговое повторение всего учебного материала. Тест №6. Итоговый.
Методическое обеспечение программы
№ | Компоненты | Содержание | |
1 | Название 1 темы. | Уравнения, содержащие абсолютные величины (19 часов) | |
2 | Формы занятий | Лекции с элементами беседы, практикумы, семинары, уроки -контроля. | |
3 | Оборудование | Раздаточный материал, банк заданий , тест №1,2, самостоятельная работа №1. | |
4 | Формы подведения итогов | Самостоятельная работа, контрольные тесты. | |
5 | Методы и приемы | Учитель Лекция – беседа, показ практической значимости, использование раздаточного материала, контроль. | Ученик Слушание, комментирование, использование алгоритма решения уравнения со знаком модуля методом интервалов, Решение тренировочных заданий, выполнение контрольных тестов и самостоятельных работ. |
№ | Компоненты | Содержание | |
1 | Название 2 темы | Неравенства, содержащие абсолютные величины (20 часов) | |
2 | Формы занятий | Лекция с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, практикумы, урок вопросов и ответов, урок – контроля. | |
3 | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, банк заданий , тест №3, самостоятельная работа №2. | |
4 | Формы подведения итогов | Самостоятельная работа, контрольные тесты, представление буклета. | |
5 | Методы и приемы | Учитель Рассказ, показ презентаций, консультация, контроль. | Ученик Слушание, заучивание, решение, самопроверка, выполнение контрольной работы. |
№ | Компоненты | Содержание | |
1 | Название 3 темы | Логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения и выражения (20 часов) | |
2 | Формы занятий | Лекция, работа в группах, практикумы, семинар, урок – контроля. | |
3 | Оборудование | Раздаточный материал, банк заданий, тест №4, самостоятельная работа №3. | |
4 | Формы подведения итогов | Выступления с докладами, оформление буклета, самостоятельная работа, контрольный тест. | |
5 | Методы и приемы | Учитель Рассказ, консультация, коррекция знаний, рекомендации. контроль | Ученик Слушание, поиск информации, решение заданий, взаимопроверка, подготовка творческой работы |
№ | Компоненты | Содержание | |
1 | Название 4 темы | Графики функций, содержащие модули (13 часов) | |
2 | Формы занятий | Лекция, практикум, работа в парах, работа в группах, урок – контроля | |
3 | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, банк заданий, тест №5,6, самостоятельная работа №4. | |
4 | Формы подведения итогов | Самостоятельная работа, контрольные тесты, защита творческой работы. | |
5 | Методы и приемы | Учитель Лекция – рассказ, показ презентаций, индивидуальная работа с обучающимися, консультации, контроль | Ученик Обобщение материала по теме, работа в парах, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка. Подготовка творческой работы, работа с дополнительной литературой |
Рекомендуемая литература для учителя.
- Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. – М.: Наука, 1987.
- Варианты конкурсных заданий. М.: Издательство – Экзамен, 2006г.
- Мордкович А.Е. Беседы с учителями математики. М.: школа – пресс, 1995г.
- Нахман А.Д. Математика. Рекомендации по оцениванию заданий ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Тамбов, ТОИПКРО, 2006г.
- Оценка качества подготовки выпускников по математике. М.: Дрофа, 2001г. Министерство образования Российской Федерации.
Рекомендуемая литература для обучающихся.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа 10-11. –М.: Просвещение, 1992.
- Дорофеев Г.В. Математика для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1996.
- Дорофеев Г.В. Математика. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. – М.: Дрофа, 2001.
- Лысенко Ф.Ф. Математика. ЕГЭ- 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
- Мордовина Е.Е. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003.
- Мущенко В.С. Пособие по математике (в помощь поступающим в вузы). – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1971.
- Райхмист Р.Б. Задачник по математике для учащихся средней школы и поступающих в вузы. –М.: Московский Лицей, 2003.
- Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: Мир и Образование, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»
Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...
Дополнительные упражнения к модулю 4 учебника Spotlight 10
Дополнительные упражнения на лексику по теме "Экология" (4a,b), грамматику (модальные глаголы), фразовые глаголы....
Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.
Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...
Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.
Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки....