Проблемное обучение. Урок математики в 6 классе теме «Пропорции».
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование элементов проблемного обучения дает положительный результат, благодаря детальной проработке и осмыслению программного материала. Помогает сформировать у учащихся умение видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
Знания, «добытые» учениками в ходе решения поставленных проблем, не описанных учебником, прочно осмыслялись и закреплялись. В классах, где учебные навыки выше среднего, использование данной технологии позволяет углубить знания учащихся, развивать в них способность к аналитическому мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_problemnogo_obucheniya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование элементов проблемного обучения дает положительный результат, благодаря детальной проработке и осмыслению программного материала. Помогает сформировать у учащихся умение видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
Знания, «добытые» учениками в ходе решения поставленных проблем, не описанных учебником, прочно осмыслялись и закреплялись. В классах, где учебные навыки выше среднего, использование данной технологии позволяет углубить знания учащихся, развивать в них способность к аналитическому мышлению.
Данную технологию применяю как в младших, так и в старших классах на уроках изучения нового материала, на этапе подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала и на этапе изучения новых знаний и способов деятельности.
План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Пропорция».
Цель урока: формирование умений составлять и решать пропорции.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для формирования умений решать пропорции, выполнять действия с десятичными дробями, составлять план решения задач по заданным условиям и в жизненных ситуациях; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на пропорции.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, уметь использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран. Компьютеры для каждого учащегося.
Средства: учебник, рабочая тетрадь, карточки, электронная карта контроля.
Учебник: Математика. 6 кл: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В. И, Жохов,
А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург.- М.: Мнемозина, 2012.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент (2 мин.)
Проверить готовность учащихся класса к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.
II.Устные упражнения по карточкам(8 мин)
- Выразите в процентах числа:
0,2 | 0,15 | 1/2 | 3/5 | 3/4 | 1/20 | |||||
20% | 15% | 50% | 60% | 75% | 5% |
Оборотная сторона карточки.
- Сколько процентов составляет:
4 от 5 | 12 от 8 | 160 от 50 | 72 от 24 | 39 от 195 | 1/20 от 1/12 | |||||
80% | 150% | 200% | 300% | 20% | 200% |
- Найдите отношение:
6 к 20 | 8 к 40 | |||||||
=30% | =20% |
Фронтальная работа. Числа изображены на карточках, которые демонстрируются учащимся поочередно. На обратных сторонах карточек записаны ответы (изображены частично пунктиром)
Сопутствующие вопросы:
- Что называется отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Какую часть первое число составляет от второго?
- Сколько процентов одно число составляет от другого?
III. Изучение нового материала (15 мин).
- Подготовительная работа.
-Придумайте отношения, равное 5.
-Если наши отношения равны 5, я могу записать из них равенства:
-Как по-другому можно записать равенство? (Записать частное в виде дроби.)
Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.
- Работа над новой темой.
Общий вид пропорции:
a : b=c : d или
Чтение записи a : b=c : d следующее:
«Отношение a к b равно отношению c к d»; Чтение записи : «a так относится к b, как c относится к d».
Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и c – средними членами, a≠0, b≠0, c≠0, d≠0.
- Назовите крайние и средние члены пропорций.
средние
a : b = c : d
крайние
Задание 1. Установить является ли пропорцией равенство:
По каждой карточке задаются дополнительные вопросы; проверяются глубина знаний учащихся по теме: «Отношения» перед изучением нового материала.
Вопросы к учащимся.
Формулируется определение понятия пропорции записывается учащимися в тетрадь.
Используется схема, изображенная на плакате.
Задание записано на доске, Выполняется учениками устно
а) [ пропорция, так как 0,3=0,3];
б) [равенство не является пропорцией, так как ].
Задание 2. В пропорции 2,4:0,6=8:2 найдем произведение её крайних и произведение её средних членов:
2,4·2=4,8 и 0,6·8=4,8.
Получим, что 2,4·2=0,6·8.
Задание 3. Найдите произведение крайних членов пропорции и произведение средних членов:
а) [6·9=3·18; 72=72];
б)
-Что интересного заметили?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Итак,мы вывели основное свойство пропорции.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
-Верно ли обратное утверждение? Сформулируйте его.
Приведите свой пример.[Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.]
Запишем основное свойство пропорции:
; a · d= b · c.
или a : b = c : d; a · d= b · c.
И обратно: если a · d= b · c, то .
Далее создается проблемная ситуация: Можно ли из данной пропорции составить новые пропорции? Сколько?
На размышление учащимся дается две минуты, затем верное решение демонстрируется на доске
Вывод делают сами ученики.
Вопросы к учащимся.
Запись в тетрадях учащихся.
a : b = c : d
a · d= b · c
Задание 4. Используя верное равенство: 5·1,2=2·3, составьте четыре верные пропорции.
Решение. Из верного равенства 5·1,2=2·3 получаем четыре пропорции:
- верная пропорция, так как 5·1,2=2·3, 6=6.
- верная пропорция;
- верная пропорция;
- верная пропорция.
Используя основное свойство пропорции, можно найти ее неизвестный член, если все остальные члены известны.
Пример 1. Найдите в пропорции n:0,6=7:2,1 неизвестный крайний член n.
Решение. n:0,6=7:2,1;
n·2,1=0,6·7;
n=; n=; n=2.
Ответ: n=2.
Пример 2. Решим уравнение:
1 способ: 2 способ:
0,2·0,105=х·0,7.
Ответ: х=0,03. Ответ: х=0,03.
У доски выполняет сильный ученик
Учащиеся записывают в тетрадях.
ВНИМАНИЕ!
Применение основного свойства пропорции при решении уравнений. Учащиеся записывают в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала.(15 мин)
№762(в, д - устно, а, е -письменно).
Решение.
в) неверная пропорция; д) верная пропорция;
а) е)
- верная. - неверная.
№763(в,г,д,з). Решить уравнение.
Ответы. в) ; г) ; д) х=1,23; з) х=3.
V. Домашнее задание (2 мин).
§4, п. 21, №№776, 777(а, в), 781(а).
VI. Подведение итогов урока ( 3 мин).
1. Что такое пропорция?
2. Сформулируйте основное свойство пропорции.
3. Сколько можно составить новых пропорций из данной?
Сообщаются оценки учащимся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
|
На доске одновременно решают двое учащихся.
Остальные записывают в тетрадях.
Сначала решают в), г) одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
урок математики 6 класс тема Числовые неравенства
Открытый урок по теме Умножение и деление числовых неравенств по предмету математика в 6 классе. Урок построен в виде урока - практикума. План урока.1.Сообщение темы и постановка целей урока2. Пр...
Урок математики 6 класс Тема "Умножение десятичных дробей"
Дан подробный конспект урока, представленный на Фестивале педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"
Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...
Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...
План конспект урока по математике 6 класс тема "Пропорции"
План-конспектурока математики в 6 классес использованием технологии проблемного обучения...