Рабочая программа кружка по математике 6-7 классов
рабочая программа (алгебра, 6 класс) по теме
Рабочая программа разработанная на 68 часов, проводимая раз в неделю по 80 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matemat.kruzhka_6-7kl_1.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
математического кружка
для 6-7 классов.
Разработал: учитель математики
Мустафин А.М.
Пояснительная записка
Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
В содержание занятий включены олимпиадные, старинные, логические и нестандартные задачи, исторический материал, геометрический материал. Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры и часы занимательной математики.
Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.
Цели программы :
- Привитие интереса учащимся к математике.
- Углубление и расширение знаний учащихся по математике.
- Повышение математической культуры учащихся и создание условий для развития творческих способностей школьников.
Задачи:
- Обеспечить усвоение математических знаний и умений.
- Развить логическое мышление и пространственное воображение.
- Воспитать настойчивость, инициативу.
- Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.
Ведущие принципы.
- Содержание и структура программы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
- В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления;
- Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 80 минут. При построении учебного процесса, основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура данного занятия
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.
- Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Для эффективной организации курса используются различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, викторина.
Требования к уровню подготовки.
В результате реализации программы учащиеся должны:
- Знать нестандартные методы решения различных математических задач.
- Научиться ярко демонстрировать свои находки, искать красивые , изящные решения задач.
- Добывать нужную информацию из различных источников.
- Проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы.
Ообладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Используемая литература.
1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
2. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.-4-е изд.,-М.: просвещение, 1984.
3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003. С.128.
4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
5. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
6. Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 классов сред. шк.-М.: Просвещение.
7. Материалы районных олимпиад по математике.
Содержание программы
1.Вводное занятие (1ч)
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.
2. История развития математики. Системы исчисления(15ч)
История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада. Математическая игра «Счастливый случай».
3. Делимость чисел (4ч).
Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков делимости.
4. Решение задач (26)
Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты.Задачи на движение. Задачи на принцип Дирихле. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.
5. Геометрия (13ч)
Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм . Кроссворды и чайнворды. Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.
6. Элементы комбинаторики и теории вероятности (8ч)
Перестановки. Размещения. Сочетания. Случайные события. Решение задач на определение вероятности событий.
7.Итоговое занятие (1ч)
Подведение итогов работы кружка. Устная олимпиада.
Тематическое планирование курса
№/№ п/п | Тематика кружковых занятий | Форма проведения занятий | Кол-во часов | Примерные сроки проведения занятий |
1 | Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Математическая смесь. | Эвристическая беседа | 1 | |
Тема 1. Из истории развития математики. Системы счисления. | ||||
2 | Счет у первобытных людей. История развития математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама. | Эвристическая беседа. Мини- доклады уч-ся | 1 | |
3 | История развития математики: Западная Европа, Россия. | Поиск информации Мини- доклады уч-ся | 1 | |
4 | Запись цифр и действий у других народов. | Эвристическая беседа Мини-доклады | 1 | |
5 | Древнеримская и другие нумерации. | Поиск информации Мини-доклады | 1 | |
6 | Десятичная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
7 | Двоичная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
8 | Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. | Практическая работа | 1 | |
9 | Восьмеричная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
10 | Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления. | Практическая работа | 1 | |
11 | Некоторые приемы устного счета. | Практическая работа | 1 | |
12 | Занимательные истории из жизни математиков. | Мини-доклады Работа в парах | ||
13 14 | Проведение школьной математической олимпиады. | Выполнение конкурсных заданий | 2 | |
15 | Разбор заданий школьной математической олимпиады. | Практическая работа | 1 | |
16 | Математическая игра «Счастливый случай» | Интеллектуальная игра | 1 | |
Тема 2. Признаки делимости. | ||||
17 | Признаки делимости на 4,6,8. | Комбинированное занятие | 1 | |
18 | Признаки делимости на 7 и 11. | Комбинированное занятие | 1 | |
19 | Признаки делимости на 13 и 19. | Практическая работа | 1 | |
20 | Решение задач с использованием признаков делимости. | Практическая работа | 1 | |
Тема 3.Решение задач. | ||||
21 | Решение задач методом «с конца». | Комбинированное занятие | 1 | |
22 | Задачи на переливания. | Комбинированное занятие | 1 | |
23 | Задачи на взвешивание. | Практическая работа | 1 | |
24 | Задачи на переправы. | Практическая работа | 1 | |
25 | Математические ребусы. | Комбинированное занятие | 1 | |
26 | Математическая карусель. | Интеллектуальная игра | 1 | |
27 | Задачи на расстановку скобок и знаков. | Практическая работа | 1 | |
28 | Повторение методов решения задач, рассмотренных ранее. | Самостоятельная работа | 1 | |
29 | Логические задачи. | Комбинированное занятие | 1 | |
30 | Решение олимпиадных задач. | Практическая работа | 1 | |
31 | Математическое соревнование (математическая драка). | Интеллектуальная игра | 1 | |
32 | Принцип Дирихле. | Комбинированное занятие. | 1 | |
33 | Решение задач на принцип Дирихле. | Практическая работа | ||
34 | Круги Эйлера. Графы. | Эвристическая беседа | 1 | |
35 | Применение графов к решению задач. | Практическая работа | 1 | |
36 | Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации). | Практическая работа | 1 | |
37 | Решение нестандартных задач. | Практическая работа | 1 | |
38 | Задачи-шутки. | 1 | ||
39 | Математический КВН. | Открытое занятие | 1 | |
40 | Некоторые старинные задачи. | Комбинированное занятие. | 1 | |
41 | Арифметическая викторина. | Викторина | 1 | |
42 | Задачи на составление уравнений. | Комбинированное занятие. | 1 | |
43 | Задачи на проценты. | Комбинированное занятие. | 1 | |
44 | Задачи на движение. | Комбинированное занятие. | 1 | |
45 | Решение олимпиадных задач. | Практическая работа | 1 | |
46 | Математическое соревнование (математическая карусель). | Выполнение конкурсных заданий | 1 | |
Тема 4. Геометрия . | ||||
47 | Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части. | Практическая работа | 1 | |
48 | Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. | Практическая работа | 1 | |
49 | Решение и составление задач со спичками. | Практическая работа | 1 | |
50 | Сотни фигур из 7 частей (танграм, полимино). | Математическая игра | 1 | |
51 | Кроссворды и чайнворды. | Комбинированное занятие | 1 | |
52 | Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов. | Личное первенство | 1 | |
53 | Лист Мебиуса. | Практическая работа | 1 | |
54 | Красота и гармония пропорций (Презентация работы) | Эвристическая беседа, презентация, | 1 | |
55 | Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). | Эвристическая беседа, презентация | 1 | |
56 | Знакомство с пространственными фигурами. Конструирование фигур. | Эвристическая беседа, | 1 | |
57 | Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. | Практическая работа | 1 | |
58 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | Практическая работа | 1 | |
59 | Геометрическая викторина. | Открытое занятие | 1 | |
Тема 5. Комбинаторика | ||||
60 | Элементы комбинаторики. | Эвристическая беседа Практическая работа | 1 | |
61 | Простейшие комбинаторные задачи. | Практическая работа | 1 | |
62 | Перестановки. | Практическая работа | 1 | |
63 | Размещения. | Практическая работа | 1 | |
64 | Сочетания. | Практическая работа | 1 | |
65 | Случайные события и их вероятности. | Практическая работа | 1 | |
66 | Решение задач на определение вероятности событий. | Практическая работа | 1 | |
67 | Решение олимпиадных задач по теории вероятности. | Практическая работа | 1 | |
68 | Итоговое занятие. Устная олимпиада. | Открытое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс
Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...
рабочая программа кружка по математике для 6 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...
рабочая программа кружка по математике для 6 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 7 классе
Программа курса «Занимательная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеуроч...
Рабочая программа кружка по математике «Эрудит» 8 класс
В рамках подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками кружков по выбору, разработана данная программа, которая составлена на основе программы по алгебре ...
Рабочая программа кружка "Здоровая математика" для 5 класса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное пр...
Рабочая программа кружка по математике для 6 класса
Рабочая программакружка ,,Вмире чисел и задач составлена в соответствии с треблваниями ФГОС....