мастер класс Лента Мёбиуса
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Слайд №1
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С.Пушкин.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили об одном удивительном объекте. И посмотрели как с помощью простых опытов, можно поведать детям о его удивительных свойствах. А открыть этот объект помог случай! Эта история произошла в 1858 году. На улице шел дождь. Вид из окна навевал тоску. В кресле сидел мужчина. Мысли были разные, но ничего особенного не приходило на ум. Только в воздухе витало ощущение, что именно этот день принесет славу и увековечит имя немецкого астронома и математика Августа Фердинанда Мёбиуса.
На пороге комнаты появилась любимая жена. Правда, она была разгневана, и требовала немедленно уволить служанку, которая настолько бездарна, что даже не способна правильно сшить ленту. Хмуро разглядывая злосчастную ленту, профессор воскликнул: “Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. У ленточки нет изнанки!”
- Вы наверное уже догадались как была названа такая лента?
Слайд 2
Открытие ленты Мёбиуса в конце XIX в. и положило начало развития нового раздела современной геометрии – топологии, которая изучает свойства тел и поверхностей пространства, которые не изменяются при деформации, например, растяжении, сжатии или изгиба
Парам раздаются карточки с заданием, тексты с дополнительной информацией, заготовки лент, ножницы, маркер, клей
На столах у участников лежит лента, на которой изображены хитрая лиса и шустрый заяц. Хитрая лиса на одной стороне ленты, а шустрый заяц на другой
Слайд №3
Соедините края полоски, так чтобы у вас получилось кольцо. Как вы думаете, сможет ли лиса, не пересекая кромки листа, догнать зайца? Сколько сторон у кольца?
Ответы коллег ……… . (У кольца 2 стороны . Лиса бегает по одной стороне, а заяц по другой стороне, поэтому лиса не сможет догнать зайца)
А теперь давайте склеим полоску по-особенному.
Перед склеиванием противоположных сторон поверните одну из них на
и вместо кольца получим ленту Мёбиуса.
Представьте, что ваша лиса бежит по «дорожке», не пересекая, кромки листа и оставляет хвостом за собою след в виде непрерывной линии. Проведите эту линию по всей стороне, на которой находится лиса, пока она не сомкнется. По окончании исследования и расскажите о своих результатах.
Парам выдаются карточка с вопросами, на которые они ответят, проведя исследование.
- Что вы получили?
- Сможет ли теперь лиса догнать зайца?
- Какой вывод вы можете сделать о количестве сторон ленты Мёбиуса?
- Как называется такая поверхность?
Послушаем, какой результат получили пары проводившие исследование.
Ответы коллег ……… .(Мы получили кольцо с одним оборотом, которое называется лентой Мёбиуса. Не пересекая кромки листа, мы провели непрерывную линию и убедились, что лиса догоняет зайца и оставляет след на всей поверхности ленты. Особенность ленты Мёбиуса в том , что она представляет собой одностороннюю поверхность.)
Несмотря на свою простоту, лист Мёбиуса обладает рядом неожиданных свойств. Сейчас мы проведём опыты и попробуем эти свойства установить.
Слайд №4
Опыт 1
Разрежьте лист Мёбиуса по средней линии.
- Что у вас получилось? Проведите непрерывную линию не пересекая кромки листа, и установите сколько сторон имеет получившаяся поверхность. Является ли эта поверхность Листом Мёбиуса? Где в практической деятельности люди используют ленту Мёбиуса?
Слайд №5 А вот что у нас получилось!
Слайд № 6
Опыт 2
Отступите от края 1/5 ширины листа Мёбиуса и разрежьте вдоль.
- Что у вас получилось?
Является ли эта поверхность Листом Мёбиуса? Где в практической деятельности люди используют ленту Мёбиуса?
Слайд №7 а вот что у нас получилось !
Слайд №8
Опыт 3
Разрежьте ленту с тремя полуоборотами по средней линии.
- Что у вас получилось? Где в практической деятельности люди используют ленту Мёбиуса?
Слайд №9
Что же получится ? А вот что!
Слайд№10
Опыт 4
Разрезать по средней линии поверхность, состоящую из ленты Мёбиуса и кольца, склеенных между собой.
- Что у вас получилось? - Является ли эта поверхность Листом Мёбиуса? Где в практической деятельности люди используют ленту Мёбиуса?
Игрушка эта очень полюбилась не только математикам. У входа в Музей истории и техники в Вашингтоне стоит памятник ленте Мебиуса – на пьедестале медленно вращается стальная лента, закрученная на полвитка. Памятники ленте Мёбиуса есть и в России: в Москве у кинотеатра Горизонт, и в Екатеринбурге.
Довольно много разнообразных работ с изображением листа Мёбиуса оставил известный голландский график М.Эшер (1898-1971)
Например, на литографии "Лента Мебиуса II. Красные муравьи». Если вы проследите путь муравьев, то увидите, что муравьи ползут по листу Мёбиуса.
Морис Эшер известен, прежде всего, своими литографиями и гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал визуальные парадоксы, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.
До начала 50-х годов он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах (Time и др.) он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников много математиков, которые видят в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.
Эшер был очарован всевозможными парадоксами и в том числе "невозможными фигурами". Посмотрите внимательно на литографию «Монашеский труд». С первого взгляда кажется изображен реальный объект, но постепенно вы понимаете, что что-то не так.
- Какой парадокс вы заметили?
Ответы коллег … (На картине монахи идут по замкнутой лестнице: одни все время вверх , а другие – вниз. Такого в реальной жизни не может быть .)
Как вы думаете , какую проблему наших коллег физиков в литографии Водопад решил Морис Эшер?
Ответы коллег …(Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова . Создается впечатление, что водопад является замкнутой системой, работающей по типу вечного двигателя.)
А сейчас подведём итоги нашего занятия и заполним таблицу:
слайд№
1 опыт:
Получилась лента с двумя полуоборотами, имеющая две поверхности – не лист Мёбиуса. Из дополнительной информации: Лист Мебиуса излюбленный предмет для фокусников. Ленту с двумя полуоборотами фокусники называют «афганская лента». Людей приводят в восторг аттракционы “Американские горки”, которые построены по принципу ленты Мёбиуса.
2 опыт:
Получаются две сцепленные ленты, одна —лента Мёбиуса, другая — длинная лента с двумя полуоборотами. Из дополнительной информации: Используется при изготовлении ременных передач. Ремень в виде ленты Мёбиуса будет изнашиваться вдвое медленнее, чем обычный. В виде ленты Мёбиуса делают полосу ленточного конвейера, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты равномерно изнашивается.
3 опыт:
Получилась лента, завитая в узел трилистника. Из дополнительной информации: Применялись ленты Мёбиуса в системах записи на непрерывную плёнку, чтобы удвоить время записи. Так, например, были созданы кассеты для магнитофона, которые дали возможность слушать магнитофонные кассеты с “двух сторон” не меняя их местами.
4 опыт Получится квадратная рамка.
Из дополнительной информации: В матричных принтерах красящая лента также имела вид листа Мёбиуса для увеличения срока годности.
Есть гипотеза, что спираль ДНК тоже является фрагментом ленты Мебиуса и только поэтому генетический код так сложен для расшифровки и восприятия.
Итог: Уважаемые коллеги, при проведении мастер – класса я хотела показать, как с помощью занимательных опытов можно познакомить детей с понятием односторонней поверхности и её свойствами. Донести до сознания детей, что математические объекты и законы применяются как в повседневной жизни, так и в искусстве.
Ещё Блез Паскаль - великий французский физик и математик утверждал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таинственный лист Мёбиуса
Внеклассное мероприятие которое знакомит учащихся со знаменитым математиком Августом Фердинандом Мёбиусоми его таинственным "листом Мёбиуса"....
Внеклассное занятие "Лист Мёбиуса. Секреты топологии"
Основная цель данного занятия– это расширить знания обучающихся по математике, познакомив их со свойствами листа Мебиуса; показать, что математика – это не только сухие вычисления и цифры, но и увлека...
"Лист Мёбиуса"
Лабораторная работа с элементами исследования.Внеурочное занятие для 5-6 классов....
Лента Мёбиуса
Презентация внеклассного мероприятия. Интересный материал об окрытии ленты, о её использованиив повседневной жизни...
Лист Мёбиуса
Данная презентация позволяет познакомить учащихся с современными разделами математики. Актуальна для проведения урока математики (геометрии) в 5-7 классах. Для организации занятия в старшей школ...
мастер класс Лента Мёбиуса
разработка открывает удивительное открытие .которое произоло случайно и нашло приминение в нашей жизни...
мастер класс Лента Мёбиуса
мастер класс Лента Мёбиуса...