Конспект урока по алгебре в 11 классе"Комбинаторика"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Непомнящая Татьяна Михайловна

Урок обощения и систематизации  по теме "Комбинаторика"(2 часа). Форма урока-семинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    ГБОУ лицей- интернат «ЦОД»

     

 

        Элементы комбинаторики

              Проект урока  алгебры в 11 классе

                                                   

                                                                           Разработала:

                                                                                  учитель математики

                                                                             Непомнящая Т.М                  

                                 г. Нижний Новгород

                                                               2012


                           Конспект урока

Предмет: алгебра и начала анализа

Тип урока: урок- конференция

Тема: Элементы комбинаторики.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут (90 минут)

Класс: 11 «Д»

Цели урока:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
  • Развивать умения работать в группе, формировать чувство ответственности за принятое решение.

Задачи урока: Научиться  различать виды  комбинаторных задач для применения соответствующей  формулы для решения.  

Оборудование: ПК или ноутбук, проектор, экран.

Программное  обеспечение: ОС Windows, MS Power Point, презентация к уроку.

Дидактический материал: презентации учащихся, карточки (приложение).

План урока:

Этап урока

Содержание

Время

(мин)

                                                    1  урок

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1

2

Защита проектов

1.История комбинаторики.

2.Графы( + самостоятельное решение учащимися задания, предложенного группой №2)

3.Перестановки ( + самостоятельное решение учащимися задания, предложенного группой №3)

4. Сочетания( + самостоятельное решение учащимися задания, предложенного группой №4)

           7

12

12

12

                                                     2  урок

3

Первая проверка   умений решать комбинаторные задачи

Решить предложенные учителем задачи.(  текст задачи на индивидуальных карточках)

3

4

Защита проектов

5. Размещения( + самостоятельное решение учащимися задания, предложенного группой №5)

6. Решение комбинаторных задач.(группа №6)

13

13

5

Вторая проверка умений решать комбинаторные задачи

Решить предложенные учителем задачи.(  текст задачи на индивидуальных карточках)

5-7

6

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

7

Поведение итогов. Релаксация.

Заполнение индивидуальных карточек.

3

8

Дополнительные задания

Самостоятельная работа по карточкам( работы сдаются  для проверки учителем)

Если остаётся время

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент, постановка целей и задач урока.
  2. Защита проектов.
  3. Первая проверка умений решать комбинаторные задачи.

        Упражнения (руководитель группы выбирает случайным образом карточки с заданиями, количество карточек определяется количеством групп, временем, количеством учащихся в группе; желательно, чтобы карточку получил каждый член группы). Группы решают задачи разными способами и предлагают свои решения классу, обсуждаются достоинства и недостатки, решения оформляются в тетрадях, на доске, проверяются по готовым решениям. 

  1. Девочки нашего класса дежурят в столовой. Сколькими способами можно выбрать 2-х дежурных из 5 девочек?

Решение.

На первое место – можно поставить любую из пяти девочек, а на второе место – любую из 4. По правилу произведения имеем,  5·4=20, но при таком подсчёте, одна и та же пара подсчитана дважды (пара 12 и 21). Тогда ответ,

 или   .    

Ответ: 10 вариантов

2.Составляя расписание на  понедельник в 11 классе, завуч может поставить 6 уроков: алгебра, физика, биология, русский язык, история, физкультура.  Сколько существует вариантов расписания?

Решение.

Имеем дело с перестановками из 6 элементов  ,

3.дополнительная  задача.

Из класса нужно выделить одного дежурного, мальчика или девочку. Сколько существует способов для выбора дежурного, если в классе 22 девочки и 18 мальчиков?

Решение

22+18=40

4.Защита проектов.

5.Вторая проверка умений решать комбинаторные задачи.

1.Сколькими способами можно составить расписание на день из шести различных уроков, если изучается 14 предметов?

Решение.

2.В футбольной команде 11 человек, нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

Решение

Каждый из 11 человек команды может стать капитаном. С111=11. Каждый из оставшихся 10 членов команды может стать заместителем капитана. С101=10. Поэтому всего способов будет 10 

Или    

                        Ответ: 110 способов

3.дополнительная задача.

Сколькими способами могут занять первое, второе и третье места 8 участниц финального забега на 100м?

Решение

Выбор из 8 по 3 с учётом порядка: способов.

                                                     Ответ: 336 способов.

6. Сообщение домашнего задания.

Стр.178.Вопросы 1-7. «Проверь себя»(учебник «Алгебра и начала математического

анализа-11 .автор Ю.М.Колягин. и др.)

7.Подведение итогов. Релаксация.

Учащиеся заполняют индивидуальные карточки.        

        Оценивание учащихся проводится по количеству баллов, полученных на уроке, с учетом мнения руководителя группы, членов группы и учителя.

8.Самостоятельная работа по карточкам.

  1. Здание школы имеет 5 запасных выходов. Сколькими способами можно войти и выйти из здания школы?

Решение: По правилу умножения получаем 55=25 способов. Ответ: 25 способов.

1.2 У Светланы три юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций из юбок и кофт имеется у Светланы?

Решение: По правилу умножения получаем: 35=15.Ответ: 15 комбинаций.

2.1 Олеся, Оксана и Юля купили билеты на концерт симфонического оркестра на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Сколько существует способов размещения девочек на эти места?

Решение: Количество различных способов равно числу перестановок из 3 элементов: Р3 = 3! = 123 = 6 способов.      Ответ: 6 способов.

2.2  Четыре друга купили билеты в кино: на 1-е и 2-е места в первом ряду и на 1-е и 2-е места во втором ряду. Сколькими способами друзья могут занять эти 4 места в кинотеатре?

Решение: Четыре друга могут занять 4 разных места Р4=4!=1234=24 различными способами. Ответ: 24 способа.

3.1 Сколько существует способов выбрать троих ребят из 11 желающих дежурить по школе?

Решение: Количество сочетаний из 11 по 3 (порядок выбора не имеет значения) равно: . Ответ: 165 способов.

3.2. Учащимся  дали список из 10 книг, которые рекомендуется прочитать во время каникул. Сколькими способами ученик может выбрать из них 6 книг?

Решение: Выбор 6 из 10 без учёта порядка:  способов.

Ответ: 210 способов.

4.1. Из 26 учащихся класса надо выбрать старосту и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: Из 26 учащихся выбираем 2, причём порядок выбора имеет значение. Количество способов выбора равно . Ответ:  650 способ

4.2  Сколькими способами могут быть распределены первая, вторая и третья премии между 13 участниками конкурса?

Решение: Выбираем трёх призёров из 13 участников конкурса с учётом порядка (кому какая премия):  способов. Ответ: 1716 способов

Приложение

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

1 .История комбинаторики

    1.Стрижов Артём

    2 Хайрулин Рустям

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

2. Графы

1. Капустина Майя

2.Чугунова Даша

3.Давыдова Ира

4.Осипова Наташа

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

3. Перестановки

1.Язёнок Света

2.Шашкова Юля

3.Толкачёва Кристина

4.Меметова Аделина

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

4. Размещения

1.Орусская Таня

2.Серова Полина

3.Неговская Настя

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

5.Сочетания

1.Благушина Ксения

2 Губанова Аня

3 Куликова Марина

4 Горячева Юля

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

6.Задачи комбинаторики

  1.Машкина Юля

  2.Анисимова Катя

  3.Анурина Оля

  4.Сироткина Катя

                                               Индивидуальный оценочный лист (самооценка)

*  - не совсем доволен работой          *  * - доволен работой           *  * *  - работал отлично

Фамилия, имя

Оценка работы в группе

Оценки за самостоятельную работу

7.Вероятность

 1.Фролов Никита

 2. Молдаванцев Миша

 3. Шихов Максим

 4.Коршунов Денис

Рефлексия (самооценка совместной работы)

В ходе моего проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

                 Карточки для самостоятельной работы

                                        1 вариант

1.Здание школы имеет 5 запасных выходов. Сколькими способами можно войти и выйти из здания школы?

2.Олеся, Оксана и Юля купили билеты на концерт симфонического оркестра на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Сколько существует способов размещения девочек на эти места?

3. Сколько существует способов выбрать троих ребят из 11 желающих дежурить по школе?

4. Из 26 учащихся класса надо выбрать старосту и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

  1. вариант

1.У Светланы три юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций из юбок и кофт имеется у Светланы?

2. Четыре друга купили билеты в кино: на 1-е и 2-е места в первом ряду и на 1-е и 2-е места во втором ряду. Сколькими способами друзья могут занять эти 4 места в кинотеатре?

3. Учащимся  дали список из 10 книг, которые рекомендуется прочитать во время каникул. Сколькими способами ученик может выбрать из них 6 книг?

4.Сколькими способами могут быть распределены первая, вторая и третья премии между 13 участниками конкурса?

                                  Справочный материал

                                         

Виды комбинаций

Без повторений

С повторениями

Перестановки

 перестановками из n различных элементов называются размещения из этих n элементов по n

Pn=n!

Размещения

 размещениями из n различных элементов по k элементов называются комбинации, составленные из данных 

n элементов по k элементов

Сочетания

 сочетаниями из n элементов по k элементов называется любое подмножество, которое содержит k различных

элементов данного множества

http://redpencil.ru/images/stories/kombin1/image004.gif

http://redpencil.ru/images/stories/kombin1/image011.gif

                                                  Задачи.

Размещения с повторениями        

                        

Условие задачи

Решение задачи

 1. Каждый телефонный номер состоит из 7 цифр. Сколько существует телефонных номеров, не содержащих других цифр, кроме  

2, 3, 5 и 7?

Основное множество: {2, 3, 5, 7}

соединение – семизначный телефонный номер

2233447  7443322  порядок важен  задана последовательность  это либо размещения, либо перестановки. Так как семизначный номер может включать не все элементы основного множества (например, номер 2223332  не содержит цифр 5, 7), а лишь некоторые из них, то это размещения в семи разных местах семи цифр, выбранных из четырех разных цифр с повторениями каждой из них любое число раз, но не более семи.

                                                                                              Ответ: 16384

2. Сколькими способами можно разместить 8 пассажиров в три вагона?

Эту задачу можно рассматривать как задачу о числе распределения среди восьми пассажиров любых восьми выбранных из трех вагонов с повторениями  каждого из них любое число раз, но не более восьми.

                                                  Ответ: 6561

 3. Буквы азбуки Морзе состоят из символов – точка и тире. Сколько букв получим, если потребуем, чтобы каждая буква состояла не более чем из пяти указанных символов?

Число всех букв, каждая из которых записывается одним символом, равно .

Число всех букв, каждая из которых записывается двумя символами, равно .

Число всех букв, каждая из которых записывается тремя символами, равно .

Число всех букв, каждая из которых записывается четырьмя символами, равно .

Число всех букв, каждая из которых записывается пятью символами, равно .

Число букв согласно требованию задачи (по правилу сложения) равно 2+4+8+16+32=62.                             Ответ: 62

4. Сколько различных 10-буквенных слов можно составить, используя только две буквы: а и b?

Решение: это задача о числе возможностей разместить на 10 различных местах любые 10 букв, выбранных из букв а и b, с повторениями каждой из них любое число раз, но не более 10.

                                Ответ: 1024

Перестановки с повторениями.

5. Сколькими способами можно расположить в ряд две зеленые и четыре красные лампочки?

Порядок важен и в соединении участвуют все элементы без исключения: зеленые лампочки – 2 раза, а красные – 4 раза.

 способов.                          Ответ: 15

6. Сколько всех семизначных чисел, у каждого из которых цифра 6 встречается три раза, а цифра 5 – четыре раза?

Порядок важен и в соединении участвуют все элементы без исключения: шестерки – 3 раза, а пятерки – 4 раза.

 чисел.                                   Ответ: 35

7. Сколькими способами можно переставить буквы в слове «математика», чтобы получались всевозможные различные анаграммы?

Порядок важен и в соединении участвуют все элементы без исключения: буква «м» – 2 раза, буква «а»  – 3 раза, буква «2», буквы «е», «и», «к» - по 1 разу.  способами

                                                             Ответ: 151200

8. Сколькими способами можно 10 человек разбить на три группы соответственно по 2, 3, 5 человек в группе?

Порядок важен и в соединении участвуют все элементы без исключения:

 Р10 (2,3,5)=10!/2!.3!.5!=2520    

                                                             Ответ:2520

        

Сочетания с повторениями.

9. Сколькими способами можно выбрать 4 монеты из четырех пятикопеечных монет и из четырех двухкопеечных монет?

Порядок выбора монет неважен, и примерами соединений могут являться {5,5,5,5}, {2,2,2,2}, {5,2,5,5} и т.д. Это задача о числе сочетаний                

                                                                                        Ответ: 5

10. В кондитерской имеется 5 разных сортов пирожных. Сколькими способами можно выбрать набор из 4 пирожных?

Это задача о числе сочетаний из 5 видов пирожных по 4 с повторениями. способов

                                                                      Ответ: 70

11. Сколько всего чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, в каждом из которых цифры расположены в неубывающем порядке?

Это задача о числе сочетаний из 5 цифр по одному, по два, по три, по четыре и по пяти с повторениями в каждом случае

;                ;                      ;

;        

Согласно правилу сложения: 5+15+35+70+126=251 чисел

                                     Ответ: 251

10. Сколько будет костей домино, если в их образовании использовать все цифры?

Число костей домино можно рассматривать как число сочетаний из 10 чисел по 2 с повторениями.

          костей

                                                                                        Ответ: 55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"

Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...

Конспект урока по алгебре 8 класс "Решение квадратных уравнений графическим способом"

Конспект урока-практикума по алгебре с тестовыми заданиями...

Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Степень с натуральным показателем"

Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему : «Степень с натуральным показателем».(Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.учреждений/Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.). Урок на 45 минут включает ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ 9 КЛАСС.

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах решения задач на проценты. Задачи: Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания, умения применять различные сп...

План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений

Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...

Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"

Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"...

План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."

Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул  сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...