разработка урока по теме ''Площади и объемы''
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Данный урок является обобщающим уроком по теме ''Площади и объемы". Его проведение предпочтительно в предновогодний период, так как это урок-сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 126 КБ |
презентация | 882 КБ |
раздаточный материал | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Площади и объёмы»
(5 класс, математика)
Цели (задачи) урока:
образовательные:
Совершенствовать умение работать с формулами, находить площади фигур и объёмы тел, оперировать различными величинами.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
- Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты урока
Предметные
Уметь работать с формулами, находить площади фигур и объёмы тел, оперировать различными величинами.
Метапредметные
Уметь определять планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока
Доска, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация «Путешествие в сказку», карточки, деревянная ёлка, шары трёх цветов: красные, жёлтые и синие.
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..
Тип урока
Урок обобщения и систематизации.
Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.
Ход урока
(Слайд1)
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы заканчиваем изучение одного из разделов нашего учебника и готовимся к контрольной работе. Скажите, а какую тему мы изучали последние две недели?
Да, площади и объёмы. А какого праздника мы так с нетерпением ждём?
Правильно, нового года. Поэтому нас с вами сегодня ожидает не простой урок, а сказочный. Но мне в помощь нужны будут три эксперта – три человека, которые будут следить за правильностью выполнения заданий: Воронцова Соня, Филина Маша и Соловьёва Катя (Балобаев Кирилл, Бормашова Алина). Я прошу вас на время присесть за последнюю парту, взяв с собой только ручку.
А теперь я предлагаю вам послушать одну интересную сказку.
(Слайд 2)
«Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался. Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а ёлки нет. Решили ребята написать Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучего леса – самую пушистую, самую красивую. Написали ребята вот такое письмо (учитель показывает ребятам конверт) и скорей побежали во двор – Снеговика лепить…»
Устная работа.
А давайте и мы с вами поможем ребятам слепить снеговика. Я даю каждому ряду по одному снежному комочку с заданиями, на которых написаны примеры для каждой пары, вы вписываете верный ответ и передаёте комочек на другую парту. Сделать это нужно максимально аккуратно, правильно, но быстро. По одному такому же комочку я даю нашим экспертам, которым в итоге нужно будет проверить правильность выполнения заданий. Внимание, начинаем!
1 ряд:
2 ряд:
3 ряд:
Одновременно с этим, записываем в тетрадях «число» и «классная работа».
Решение: 1 ряд:
2 ряд:
3 ряд:
Итак, что скажут наши эксперты, всё решено правильно?
Я прошу вас на правой доске собрать снеговичков, которые у нас получились.
(Слайд 3)
«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку. Хороший получился Снеговик-почтовик! Дали ему ребята своё письмо и сказали:
Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик,
В тёмный лес пойдёшь
И письмо снесёшь.
Дед Мороз письмо получит –
Найдёт в лесу ёлочку
Попушистее, получше,
В зелёных иголочках.
Эту ёлку поскорей
Принеси для всех детей!
Наступил вечер, ребята домой ушли, а Снеговик и говорит: «Задали мне задачку! Куда идти теперь?» Увидел он рядом с собой щенка Бобика и говорит ему: «Бобик, помоги мне пожалуйста Деда Мороза найти». «Конечно помогу,- отвечает пёсик, - но и мне твоя помощь тоже нужна будет. Помоги ответить на вопросы».
Ребята, давайте поможем Снеговику ответить на вопросы Бобика. (Слайд 4)
- Что такое формула? (Ответ: запись какого-нибудь правила с помощью букв)
- Какие фигуры называют равными? (Ответ: две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую так, что эти фигуры совпадут)
- Как найти площадь прямоугольника? (Ответ: умножить длину прямоугольника на ширину) А квадрата? (Ответ: возвести сторону в квадрат)
- Назовите возможные единицы измерения площадей. (Ответ: )
- Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. (Ответ: спичечный коробок, деревянный брусок, кирпич…)
- Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед и какую форму имеют эти грани? (Ответ: 6 граней, имеющих форму прямоугольника)
- Назовите формулу объёма прямоугольного параллелепипеда? Формулу объёма куба? (Ответ: )
(Слайд 5)
«Долго шли Снеговик и Бобик и наконец пришли в огромный дремучий лес… Выбежал им навстречу Заяц.
- Где тут Дед Мороз живёт? – спросил его Снеговик.
А зайцу отвечать некогда, за ним Лиса гонится. А Бобик «Тяф! Тяф!» - и тоже за зайцем вдогонку. Опечалился снеговик, а тут как раз метель поднялась; завыл, закружил снежный буран… Задрожал Снеговик и рассыпался… Прибежала обратно Лиса, никого нет, только письмо на снегу лежит. Схватила его и убежала. А Бобик увидел, что Снеговика нет и заплакал…
- Не плачь, мы тебе поможем, - сказали зайцы.
- И мы, и мы! – подхватили белки.
- Только помоги нам с задачами. Скоро Новый год, а мы никак уроки не сделаем!»
Ребята, поможем зверятам с домашним заданием? (Слайд 6)
№1.
(Вызвать к доске двух учащихся, которые выполняют задания самостоятельно на обратных сторонах доски, а потом разобрать вместе с классом).
Числа и связаны формулой
Найдите: а) , если
б) , если
Решение: а) т.о.
б)
Поднимите руку, у кого получилось самостоятельно сделать это задание? Молодцы! А остальные ребята разобрались теперь? Сможете подобный номер теперь выполнить?
№2.
(Выполнять по цепочке устно, записывая результаты в тетрадь)
Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59
б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200
Решение: а) 19 а = 1900,
25 га = 250 000 ,
3 а 59= 359
б) 38 га = 3800 а,
3 га 12 а = 312 а,
3200= 32 а.
№3 (учебник №762)
Пол покрасили масляной краской два раза. В первый раз на каждый квадратный метр пошло 125 г краски, а во второй – 75 г. Сколько понадобится краски, если длина комнаты 6 м, а ширина 5 м?
Решение: 1) - площадь комнаты
2) - расход краски на 1
3)
Ответ: 6 кг краски понадобится, чтобы покрасить пол.
(Слайд 7)
«Стали зайцы Снеговика лепить, а белки – им помогать: лапками похлопывают, хвостиками обмахивают.
- Спасибо, - сказал Снеговик, - что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти»
Повели его к медведю. Медведь в берлоге спал – еле его разбудили. Рассказал ему Снеговик про то, как послали его ребята с письмом к Деду Морозу. Глядь, а письма-то и нет… Вдруг, откуда ни возьмись, прилетела Сорока и трещит:
- Вот письмо! Вот письмо! У лисицы отобрала!
Все дружно принялись сороку уговаривать письмо отдать, но она согласилась только обменять его на правильно решенную задачу».
(Слайд 8)
№4 (учебник №827)
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Решение: 1) - уровень воды
2)
Ответ: 162 л воды надо влить в аквариум.
«И пошли все с письмом к Деду Морозу.
(физкультминутка слайд 9)
Давайте и мы с вами немного разомнёмся… Встаньте пожалуйста радом со своим рабочим местом и давайте сожмём и разожмём свои кулачки столько раз, каков периметр этого прямоугольника, потянемся вверх столько раз, какова площадь прямоугольника. Молодцы! Присаживайтесь на свои места и слушайте сказку дальше.
Снеговик спешит, волнуется: то с горки скатится, то в яму провалится. Хорошо Медведь выручал его, а то бы опять рассыпался. Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:
- Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам ёлку к Новому году.
Тут все за Снеговика стали заступаться, рассказали, что с ним было. Дед Мороз дал ему свои сани, и помчался Снеговик с ёлкой к ребятам. А утром он стоял уже на прежнем месте, а вместо письма в руках была ёлка». (Слайд 11)
Ребята, а хотите узнать, что в нашем письме? (учитель вскрывает конверт и просит помощников раздать разноцветные ёлочки с самостоятельной работой)
Перед вами маленькая самостоятельная работа, состоящая из трёх заданий. Всю работу вы выполняете в тетрадях, а на ёлочке указываете только ответ.
1 Вариант | 2 Вариант |
№1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. |
Ответы: №1 1500, 90 000 №2 2700 №3 288 | Ответы: №1 1600 а, 15 а №2 3200 №3 882 |
А теперь отложите ручки в сторону и обменяйтесь с соседом по парте ёлочками и мы проверим вашу работу.
(Учитель зачитывает ответы (Слайд 12), а ребята проверяют друг у друга. 1 правильно решенный номер – «3», два – «4», три – «5».)
Возьмите в руки карандаши и поставьте своему соседу соответствующую отметку.
Молодцы! А теперь верните назад ваши листочки.
(Этап рефлексии)
Ребята, у меня на столе есть много разноцветных ёлочных шаров. Кто получил «5» - возьмите красный шар, кто «4» - желтый, кто «3» - синий. Давайте нарядим нашу ёлку этими шарами и посмотрим, каких шаров оказалось больше.
Очень хорошо, а теперь присаживайтесь на свои места.
Скажите. Вам понравилось наряжать ёлку?
Готовы мы теперь к новому году?
А сумеете ли вы теперь выполнить задания контрольной работы?
Какие вы сегодня молодцы!
(Слайд 12)
Ваше домашнее задание:
№ 843, 848 (д)
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Что такое формула? 2. Какие фигуры называют равными? 3. Как найти площадь прямоугольника? Квадрата? 4. Назовите возможные единицы измерения площадей. 5. Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. 6. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед и какую форму имеют эти грани? 7. Назовите формулу объёма прямоугольного параллелепипеда? Формулу объёма куба?
№ 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762) № 1. Числа х и у связаны формулой Найдите: а) у , если б) х , если № 2. Выразите: а) в квадратных метрах: 19 а, 25 га, 3 а 59 б) в арах: 38 га, 3 га 12 а, 3200 № 3. (учебник №762)
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? № 4 (учебник №827)
3 см 2 см
1 Вариант 2 Вариант № 1 1500 , 90 000 №2 2700 № 3 288 № 1 1600 а, 15 а № 2 3200 № 3 882
Домашнее задание № 843, 848 (д) Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | 2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. | 1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. |
2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. | 1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | 2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. |
1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | 2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. | 1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. |
2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. | 1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | 2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. |
1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. | 2 Вариант №1 Выразите в арах: 16 га, 1500 №2 Ширина прямоугольника равна 80 м, что в два раза больше длины. Найдите площадь прямоугольника. №3. Дан прямоугольный параллелепипед. Его ширина равна 7 см, длина в 2 раза больше ширины, высота на 5 см меньше длины. Найдите объём параллелепипеда. | 1 Вариант №1. Выразите в квадратных метрах: 15 а, 9 га №2 Длина прямоугольника равна 90 м, что в 3 раза больше ширины. Найдите площадь прямоугольника. №3 Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины. Найдите объём параллелепипеда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Площадь трапеции"
Предмет: геометрия (преподавание по учебнику А.В.Погорелова «Геометрия 7-9»), урок изучения нового материала и его первичного закрепления....
Исследовательский урок математики в 5 классе по теме "Площади и объемы"
Конспект урока с разработанными приложениями с элементами исследования....
Урок по теме "Площади и объемы"
Урок применения знаний по теме "Площади и объемы" в 5 классе...
разработка урока ло теме " Площади плоских фигур",
Цель урока:Обобщить и закрепить знания о площадях плоских фигур.Задачи:1.Закрепление теоретических и практических навыков по теме урока2.Применение полученных знаний при решении практико-ориентированн...
Разработка уроков по теме "Площадь" с ЭОР для 5 класса
Понятие площадь, обучающимся уже знакома из курса начальной школы. Но на данных уроках идёт расширение материала: учащиеся изучают свойства площади, знакомятся с понятием равные фигуры. Уроки составле...
Разработка урока по теме "Площадь треугольника"
Разработка по теме "Площадь треугольника"...
Разработка урока по теме "Площади плоских фигур" 11 класс
Разработка урока по теме "Площади плоских фигур" 11 класс...