Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iptegrirovannyy_urok_po_teme_chasti.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части».
Класс: 5
Цели урока:
- Образовательная – на основе слова “части” интегрировать на уроке сведения, относящиеся к разным наукам.
- Развивающая – активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя разные виды творческой деятельности;
- Воспитывающая – воспитание чувства поддержки, взаимопонимания.
Задачи: показать взаимосвязь языка и мышления; слить работу над развитием мышления с русским языком, математикой, чтением; дать представление о взаимосвязях в окружающей деятельности.
Тип урока: интегрированный.
Форма проведения урока: урок-обобщение.
Оборудование: карточки.
Методы и педагогические приемы: учет возрастных особенностей учащихся, использование дидактических материалов, индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня необычный урок. Необычен он тем, что сразу несколько предметов встречаются вместе. Какие это предметы – решать вам, делая выводы, обобщая.
1. Устный счет.
- на каком уроке мы вычисляем устно? (на математике).
На доске задания.
- Найдите 3/5 числа от 20.Т
- Найдите число, если его 6/7 составляют 36. А
- Какую часть число 8 составляет от числа 9 И
- Найдите 3/4 от числа 24 С
- Найдите число, если 2/3 его равны 30 Ч
(дети решают примеры).
- Ребята, расположив ответы в порядке убывания, получим слово и тему нашего урока (ЧАСТИ).
- Где в математике мы встречаемся с частями? (в действиях с дробями, ведь дробь – это часть числа).
- Где еще в курсе математике необходимы части? (в решении уравнений).
- Решаем уравнение: х – 96 = 37
Какими понятиями мы пользуемся в процессе решения уравнения? (целые, части).
- Назовите целое (неизвестное уменьшаемое).
- Назовите части (96 и 37, вычитаемое и разность).
- Как найти целое? (нужно сложить две части).
- Скажите правило с использованием компонентов действия вычитания (чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое).
- Запишите решение уравнения
х – 96 = 37
х = 96 +37
х = 133
- Как убедиться, что мы решили верно? (нужно сделать проверку).
Где еще встречаются понятия: “части”? (в решении задачи: задача состоит из частей: условие, вопрос, решение, ответ).
2. Решаем задачу: на уроке русского языка было 26 человек. 3/4 учащихся выполняли разбор слов по составу, остальные – морфологический разбор слов. Сколько учащихся выполняли 1-е и 2-е задания?
1) 26 / 4 * 3 = 18 (чел.) – разбирали слова по составу;
2) 26 – 18 = 8 (чел.) – морфологический разбор.
Ответ: I – 18 человек, II – 8 человек.
3. Открываются схемы предложений:
простого и сложного предложений.
- Как объяснить эти схемы? (схема простого и сложного предложений).
Из скольких частей состоит сложное предложение? (из двух частей).
Учитель обращает внимание на то, что части сложного предложения взаимозависимые, и такое предложение можно разбить на два простых (речь идет о сложно-сочинительных предложениях).
- Придумайте предложения к этой схеме (дети придумывают свои предложения).
Учитель: Открывается еще одна схема:
Что за схема? (части слова)
- Из каких частей состоит слово?
(приставка, корень, суффикс, окончание).
- Придумайте слово к этой схеме.
Опять мы встретились с понятием “части” (части предложения, части слова)
- Какие еще части встречаются на уроках русского языка? (части речи).
4. На доске предложения (из рассказа К.Паустовского “Кот – ворюга”).
Учитель: На уроке русской литературы мы читали этот рассказ.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, которые падали с веток на тесовую крышу.
- Назовите слова, разной части речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения).
- Разные части речи встречаются в одном предложении и образуют единое целое. Обращаем внимание на то, что целое можно разбить на части, а часть – составляющая единица целого.
Учитель: Мы на уроке русской литературы. С какими частями мы встречаемся на уроке литературы? (части текста).
Рассказ “Кот-ворюга” разбит на четыре части. Детям предлагается составить план рассказа. Дети на листочках озаглавливают произведение, идет обсуждение наиболее точных заглавий. Анализируя произведение, выясняется, почему автор разбил текст на несколько частей (так как в каждой части содержится главная мысль). Далее дети вспоминают, на каких еще уроках встречается понятие “часть” (на уроках природоведения – части цветочного растения).
Учитель: Таким образом, интегративный подход помогает решению следующих задач:
- расширение информационной емкости урока;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- расширение кругозора, глубокое усвоение материала;
- повышение качества знаний;
- развитие творческих возможностей учащихся.
Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, интеллектуального и эмоционального. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.
Литература:
- Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.-М., 2007.
- Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. М., 2010.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
- Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта 2)развивающие: а) р...
Интегрированный урок русского языка в 10 классе
Культурный опыт общения посредством дружеского письма....
Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"
Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...
Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.
Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....