Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение отрезков".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Организация деятельности учащихся строится на основе проблемного обучения. Урок проводится с использованием ИКТ. Содержание материала опирается на факты биографии Сергия Радонежского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_sravnenie_otrezkov_5_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Сравнение отрезков», 5 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: формирование теоретических знаний по теме «Сравнение отрезков»; формирование навыков решения задач на сравнение отрезков.
Задачи урока:
Предметные (образовательные):
- повторить действия с натуральными и десятичными числами.
- рассмотреть различные способы сравнения отрезков.
- ввести понятие длины отрезка.
- применить знания о сравнении отрезков на практике.
Личностные (воспитательные):
- уметь высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать представление о значимости математики;
- формирование духовно - нравственных черт характера и мировоззрения учащихся.
Метапредметные (развивающие):
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся к поиску новых решений;
- уметь измерять и сравнивать длины отрезков различными способами.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать других;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь работать в группе.
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Основные методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-определяют различные способы сравнения отрезков;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, сигнальные карточки, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
«Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс Пожелание активности, хорошего настроения, аппетита.
Сегодня у нас необычное занятие: с помощью математики мы отправимся в прошлое и ближе познакомимся с великим русским святым Сергием Радонежским.
- Повторение.
-А для того, чтобы отправиться в прошлое, что нам необходимо? (Машина Времени)
Для того что бы её запустить нам нужно выполнить следующее задание:
Слайд с МВ и примерами
В пустые клетки нужно расставить числа, что бы получились верные числовые равенства.
-А в каком же году мы оказались?
Слайд Таблица с делением
В этой карте зашифровано действие с натуральными числами, сверху вниз, а нижняя строка-это результат. Кто догадался, какое это действие? (деление)
Заполним пустые клетки таблицы.
Итак, это 1314 год. В этом году, 3 мая, родился великий русский святой Сергий Радонежский.
Слайд Икона СР
-А сколько лет назад это было? (2014-1314=700 лет) 3 мая 1314 года.
Имя Сергия Радонежского широко славится по всей Руси. И через неделю весь православный мир будет отмечать великую дату.
Итак, 1314 год.
Слайд. Видеофрагмент В семье Марии и Кирилла, знатных ростовских бояр родился мальчик Варфоломей (сын радости).
А сейчас познакомимся с жизнью Сергия поближе.
-Выполним творческое задание. В группах.
Слайд с примером листа Колокольня
-Я выдам вам листы. На них иллюстрация, текст с историческим содержанием и числовое выражение. Вам нужно составить задачу по данным, которая решалась бы таким числовым выражением. Выберите из предложенных вопросов тот, который подходит к вашему числовому выражению и наклейте его на листок ниже.
(1324 – 1314) – 7=3 Сколько лет Варфоломей не мог осилить грамоту?
(1392-1314) – 48 + 1314 = 1344 В каком году Сергий стал игуменом основанного им мужского монастыря?
(8600 – 3500) 16,380 = 83.538 Каков вес остальных колоколов в кг?
150 - (30+20+20) = 80 На сколько тысяч человек войско татар было больше?
Проверяется индивидуально.
С этим заданием мы не прощаемся. В конвертах на столах вы найдете домашнее задание. Задание одной творческой группы станет заданием другой. У нас с вами получится книга (папка), которую можно использовать на следующих уроках. Составлять новые вопросы по этому тексту, а так же передать её будущим пятиклассникам.
Продолжаем путешествие.
- Актуализация знаний.
Вся жизнь Сергия связана с основанной им в 1335 году Троице-Сергиевой Лаврой. В настоящее время там находится церковь СР.
Слайд Фото церкви СР
Величественное, красивое здание, высотой с 34 этажный дом.
-А сколько же это метров? Высота потолков в современном доме 2м 60см. Решите самостоятельно, потом проверим. Проверка на слайде.
(260 см * 34=8840 см или 2,6 м *34=88,4м)
Если у вас получился такой же ответ, поставьте себе «5» в тетрадь.
- Изучение нового материала.
После смерти родителей Варфоломей, решив стать монахом, отправляется вместе с братом Стефаном в глухой лес. И недалеко от города Радонеж, на горе Маковец строит небольшую деревянную церковь.
Слайд СР рубит лес
Что бы ее освятить они отправились в Москву за священником.
Слайд Поход в Москву.
С которым Варфоломей принял постриг, и стал монахом по имени Сергий. Было ему 23 года. А Радонежский т.к. рядом был город Радонеж. Пешком, по лесам отправились путники в дальний путь, в Москву. Посмотрим по карте, как они шли.
Слайд Карта с отрезками
Из точки А в точку С. На их пути был город Хотьково, в котором жили их родители, точка В, а потом Москва, точка С.
-Какие фигуры вы видите на рисунке?
-А что же такое отрезок?
- Отрезки АВ и ВС равны?
-Что мы только что сделали? (сравнили)
Давайте сформулируем тему урока и задачи.
«Сравнение отрезков».
-рассмотреть различные способы сравнения отрезков, выяснить условие равенства отрезков, дать понятие длины отрезка,
-применить на практике знания о сравнении отрезков.
Слайд с задачами
Сейчас вы будете работать в парах.
-Найдите на своих столах карту. На ней начертите отрезки АВ и ВС.
-Как вы сейчас сравнивали отрезки? Это точное сравнение?
-Давайте выполним сравнение этих отрезков с помощью циркуля. В парах. Кто готов сделать вывод?
-А если нет циркуля? Как? Давайте сравним с помощью кальки и карандаша. Что получили?
-А какое условие должно выполняться, чтобы они были равны?
Слайд равные отрезки сравниваются циркулем и калькой
-Мы рассмотрели много способов, а какой, более для нас привычный мы еще не вспомнили? (линейка и карандаш)
Разбираем понятие длины по рисунку учебника.
-А что можно сказать про длину равных отрезков?
Слайд равные отрезки сравниваются линейкой
Вывод. Итак, когда два отрезка будут равны друг другу?
-Работаем в парах. Измерьте отрезки, запишите полученный результат, сравните их и найдите сумму их длин.
Слайд (линейка к отрезкам)
Это на карте. А на местности какое же расстояние они прошли пешком?
В 1см – 5,5 км. Вычислите. 14*5,5=77 км.
- Физкультминутка. 1мин
- Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела. (показываются движениями)
Слайд Старинные меры длины.
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Вершок происходит от слова "верх". Обычно им измеряли рост.
Пядь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки. С древних времён до нас дошло слово «запястье», т.е. то, что идёт за кистью руки. Старые наши иконописцы величину икон также измеряли пядями.
Локоть широко применяли в розничной торговле холстом, сукном, полотном как особенно удобную меру – отмерять длину, наматывая на локоть.
Аршин. Есть различные версии происхождения этого слова. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага. Корень "ар" в древнерусском языке означал "земля".
МаховАя сажень. На сколько можно было дотянуться рукой. Я читала о 17 видах различных саженей: великая, городовая, греческая, казённая, царская и т.д.
Верста - (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
А вообще в старорусской системе длин насчитывалось более сорока различных мер. Я советую вам найти о них материал в Интернете и сделать сообщение на одном из уроков.
А сейчас напишите кончиком носа букву А.
- Практическая индивидуальная работа.
Однажды СР было видение с прекрасными птицами, которых было великое множество.
Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: "Бессчетны птицы -
Вот сколько к Богу обратится".
Слайд с птицами
И на самом деле, у СР было огромное количество его учеников. Его последователями было основано 50 монастырей, 26 из которых – на нашей Вологодской земле. Самые известные ученики – это Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский.
Сейчас мы с вами отправимся в виртуальную паломническую поездку по святым местам. Вы будете работать индивидуально.
1 вариант: в Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде.
1 маршрут: От Верховажья до Вологды 224,5 км.
2 маршрут: От Верховажья до Вельска 42,7 км, от Вельска до Вологды 256,8 км.
Вычислите длину второго маршрута и найдите на сколько км он больше первого. Выразите длину второго маршрута в метрах.
2 вариант: в Кирилло-Белозерский монастырь.
1 маршрут: От Верховажья до Вельска 42,7 км, от Вельска до Кириллова 378,8 км.
2 маршрут: От Верховажья до Вологды 224,5 км, от Вологды до Кириллова 127,9 км.
Вычислите и сравните длину маршрутов. Выразите длину второго маршрута в метрах.
Проверьте себя. Поставьте себе оценку.
Слайд с проверкой
- Рефлексия.
Преподобный Сергий дожил до 78 лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании, трудах и совершив много чудес.
Слайд с качествами.
-Какие качества Сергия Радонежского вы бы взяли с собой в будущее?
Послушайте притчу:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями. Мудрец спросил каждого что он делал.
Первый с ухмылкой ответил: «Я целый день возил тяжелые камни».
Второй гордо сказал: «Я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся его, лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я строил прекрасный Храм».
Оцените свою работу на уроке. Цветные карточки на столах.
- Кто работал, так как первый человек? (поднимаем синие карточки)
-Кто работал добросовестно? (зелёные)
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные)
Посмотрите, как я оцениваю наш с вами урок.
Слайд. Видеофрагмент с песней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Построение ломаной по заданным длинам отрезков».
Данный материал предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ V вида....
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока по теме: Сравнение отрезков и углов
Конспект урока по теме: Сравнение отрезков и углов...
План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Отрезок .Длина отрезка."учебник АГ Мерзляк
План-конспект урока математики в 5 классе Отрезок Длина отрезка учебник АГ Мерзляк...