Разработка открытого дистанционного урока по математике в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Урок математики в 5 классе по теме "Деление" для ребёнка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.odt | 149.43 КБ |
analiz_uroka.odt | 152.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсный центр дистанционного образования детей
План-конспект дистанционного урока по курсу «Математика 5»
Опариной Т.Ю. (Ученица 5 класса Гусева Екатерина)
Тема урока: "Деление. Компоненты действия".
Дидактическая цель: продолжить формирование системы знаний и умений по теме «Деление» (а именно: видеть и применять изученные свойства деления при выполнении упражнений и решении уравнений; совершенствовать вычислительные навыки при делении столбиком, отработать правила нахождения неизвестных компонентов).
Задачи урока:
обучающие: закрепить знание свойств деления и способов действий при нахождении неизвестных компонентов;
развивающие: учить ребёнка анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать навыки самоконтроля и надпредметных умений, развивать познавательный интерес и способности;
воспитывающие: формировать потребность в познании и образовании на примере биографии великого математика К.Ф. Гаусса, создать условия для ситуации успеха.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин):
Цель: получить от учителя установку на активную̆ учебно-познавательную деятельность, включая задачи, чтобы сознательно отнестись к уроку.
- Проверка домашнего задания (5 мин)
Цель: проанализировать степень сознательности и рациональности выбора способов решений уравнения, умения видеть и применять изученные свойства деления в нестандартной ситуации, развивать навыки надпредметных умений. Проверить способность ученицы к творческой деятельности, умений ориентироваться в интернете, выделить главное при изучении заданного материала и составлении краткого рассказа о прочитанном.
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Проверяет домашнее задание, задаёт вопросы, выясняет, как ученица разделила 45 см на 2. Проверяет творческое задание. Интересуется, что удивило ученицу в биографии К.Ф. Гаусса. Дополняет рассказ ученицы об удивительных способностях и познаниях великого математика, расширяя кругозор девочки, развивая познавательный интерес к предмету , формируя потребность в познании и образовании на примере великого математика. Замечает умение ученицы применять полученные недавно знания по работе в программе NeoOffice. | Ученица открывает виртуальную тетрадь по математике, комментирует решение. Отвечает на вопросы учителя. Затем демонстрирует страницу презентации. Даёт краткий рассказ. Получает оценку за домашнее задание. |
III. Устный счёт (5мин)
Цель: сосредоточить внимание ученицы на изученном алгоритме деления, актуализировать опорные знания свойств.
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Предлагает ученице войти на курс 5 класса, урок 18 и выполнять математическую зарядку — устный счёт. | Учащаяся даёт комментированные ответы и пояснения при необходимости (если у учителя есть вопросы) |
IV.Повторение и обобщение (10 мин)
Цель: обобщить знания по теме и подготовить к выполнению упражнений на нахождение неизвестных компонентов действия деления.
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Учитель задаёт вопросы по нахождению компонентов действия деления: - Продолжи «цепочку» - делимое... -Как называется число, которое делится на другое? - Как называется число, на которое делят? - Как называется результат деления? - Как находятся неизвесные делимое, делитель, частное? В таблице записаны компоненты действия деления. Найти неизвестные. | Окрывает присланный в начале урока файл с заданием. Заполняет таблицу, выполняя необходимые вычисления письменно в тетради. |
- Физкультпауза (3 мин)
Цель: профилактика утомляемости глаз при работе с компьютером.
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Просит включить видеосвязь и предлагает 6 простых упражнений на снятие усталости с глаз: -движение глаз вправо-влево; - вверх-вниз; - кругообразные движения в обе стороны; - хлопание ресницами; - «жмурки»; - изменение фокусного расстояния (посмотреть вдаль — на кончик носа); - закрыть глаза и отдохнуть. | Включает «Видеосвязь». Выполняет упражнения по команде учителя. |
- Тренировочная работа по теме (15 мин)
Цель: Отработка навыков деления в упражнениях (задача, уравнения, пример на порядок действий).
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Просит обратиться к присланному учителемм файлу с упражнениями, объясняет ученице алгоритм выполнения работы. | Ученица комментирует свои действия, записывает решение в файл. |
- Развивающие упражнения для моторики пальцев рук в форме игры, связанной с математикой (повторение таблицы умножения, деления, сложение и вычитание с переходом через десяток), а также на развитие внимания.(2 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Просит вернуться на урок 18 к игре «Математическая головоломка», объясняя условия игры, а также и то, что эта игра тренирует внимание и развивает моторику пальцев рук. В ходе игры приходится постоянно выполнять одни и те же упражнения для пальцев рук. | Выполняет математические действия, а затем в последовательности (поставить курсор, написать число, проверить) отвечает. Пальцы рук двигаются ритмично, напрягаясь и расслабляясь. |
- Подведение итогов урока (3 мин)
Цель: обосновать показатели реального результата в успешности освоения ученицей данной темы, повысить мотивацию и самооценку ученика.
Деятельность учителя | Деятельность ученицы |
Включаю видеосвязь. Прошу ученицу проанализировать свою работу на уроке. Оцениваю работу. Посылаю файл с подбадривающими словами на будущее и весёлой картинкой. Даю задание разгадать математический ребус. Серьёзного задания нет, так как это последний урок в четверти. Рефлексия: -Тебе нравится работать на уроке? -Какие упражнения больше нравятся? -Как относишься к трудностям? -Как оцениваешь свою работу на сегодняшнем уроке? | Ученица даёт объяснение своим затруднениям, своему самочувствию на уроке. Получает файл с ребусом и подбадривающими словами. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ проведенного занятия:
Дата проведения урока 26 декабря 2014 года
Преподаватель Опарина Татьяна Юрьевна Предмет: математика. Курс: «Математика 5 класс»
Краткая характеристика учащегося (по уровню овладения программным материалом):
Гусева Катя обучается в РЦДО первый год, точнее с 20 ноября 2014 г., до этого вместе с мамой обучалась у меня на курсе для родителей. Ученица ответственная̆, дисциплинированная̆, мотивация на обучение устойчивая. Учебный материал осваивает без особых затруднений, стремится к самостоятельности. Кате требуется щадящий режим обучения (девочка с ДЦП, с неуверенной моторикой пальцев рук). Она быстро освоила работу на компьютере, но из-за того, что её пальчики плохо слушаются, совершают непроизвольные движения, выполнение письменных упражнений затруднено, и мне приходится отправлять ей задания-трафареты, куда она впечатывает решения и ответы (для экономии времени урока). Для поддержания интереса к предмету и с целью профилактики утомляемости Кате необходимы игровые упражнения, которые она с удовольствием выполняет. Экскурсы в историю математики помогают показать значимость предмета, который даётся Кате труднее других и до недавнего времени не был у Кати любимым.
Содержательная характеристика темы урока: Тема урока «Деление.Компоненты действий» Это второй урок по теме "Деление" и ориентирован на применения свойств и отработку навыков в нахождении неизвестных компонентов действия по известным двум.
Цели урока: продолжить формирование системы знаний по теме «Деление», умения видеть и применять изученные свойства. Продолжить работу над мотивацией обучения математике.
Задачи урока:
обучающие: закрепить навыки в нахождении частного при делении, нахождении неизвестных компонентов действий, применения алгоритма решения уравнений;
развивающие: совершенствовать умение учащегося анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать навыки самоконтроля и надпредметных умений, развивать познавательный интерес и способности; воспитывающие: формировать потребность в познании и образовании на примере взаимосвязи математики с окружающей действительностью и другими предметами, создать условия для ситуации успеха.
Основные этапы урока (выделение места и времени на уроке для опроса, изучения нового материала, для его закрепления и домашнего задания; на каких понятиях и положениях акцентировалось внимание; логичны ли «связки» между этапами урока):
На каждом этапе урока на фоне основных целей и задач старалась методически обосновать то, что должна делать ученица. На первом “организационном этапе” урока она должна получить от учителя чёткий план активной учебно-познавательной деятельности, включая задачи, чтобы сознательно отнестись к уроку. На втором этапе "Устный счёт – математическая разминка" ставилась задача актуализировать опорные знания и умения и проанализировать их уровень. Ученица показала неплохие знания свойств деления. “Этап проверки домашнего задания” убедил меня в том, что ученица неплохо освоила тему, может применять знания в нестандартных ситуациях (усложнённые уравнения, деление именнованных чисел с переводом единиц в более мелкие). Для поддержания интереса к предмету и данной теме использовала сведения из истории понятия деления (трактовка в словаре В.И. Даля, яркие плакаты со свойствами в презентации к прошлому уроку) , а также беседу «Математика — царица наук» на основе заданного к уроку домашнего задания. Катя не любит и не умеет преодолевать трудности (сказывается чрезмерная опека мамы), а в отношении математики они существуют. На прошлом уроке она это продемонстрировала, и надо было выправить ситуацию. Именно поэтому заострила внимание ученицы над высказыванием К.Ф. Гаусса о математике и его к ней отношения. Думаю, что подобные экскурсы в историю математики вызовут интерес и помогут ученице преодолеть трудности.
Катя ещё недостаточно быстро справляется с подбором цифр в частном при делении столбиком, с определением количества цифр в делимом, которые надо выбрать для деления на делитель. Материал этот изучался в начальной школе, для ребёнка считается трудным, требуется много времени для тренировки. Сказывается то, что девочка учится индивидуально и количество часов по учебному плану не в полном объёме. Да и руки тянутся к калькулятору, что мешает мыслить. Радует то, что Катя осознаёт свои недоработки и полюбила заниматься математикой. Это вселяет оптимистические надежды на хороший конечный результат.
Используемые методы и приемы обучения и формы организации занятия, их обоснованный выбор:
По типу урок комбинированный. На уроке использованы различные методы и приёмы обучения в соответствии с каждым этапом урока и индивидуальными особенностями ученицы. Во время устного счёта и проверки домашнего задания – это частично-поисковый, практический, логический методы и метод самоконтроля. На этапе закрепления знаний (выполнение тренировочных заданий) – это опять сочетание практического, логическогои метода и самоконтроля. В итоговой части урока – это диалоговый метод и элементы метода рефлексии. Старалась не перегружать ученицу объёмом заданий (за счёт их содержательности и значимости) и уделить внимание снятию нагрузки (физкультпауза) с глаз при работе с компьютером, помня о здоровьесберегающих методах. Было уделено внимание тренировке внимания и упражнениям на развитие моторики пальцев (игровое упражнение в конце урока, которое не требовало большой умственной нагрузки, а, скорее, внимания, чтобы не сбиться с алгоритма, и пальчиковой гимнастики при работе с клавиатурой и мышкой)
Форма организации урока — индивидуальная в дистанционном режиме с использованием информационных технологий
Учет индивидуальных особенностей учащегося на уроке (психолого- медико-педагогических показателей): Ученица с сохранным интеллектом. Контактна, общительна, с хорошо развитой речью, беглым чтением. На каждом этапе урока учитывались проявления ДЦП у ребёнка, был организован щадящий режим, проведена физкультпауза (см. видеозапись).
Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата, определение перспектив совершенствования своей деятельности: Считаю, что урок достиг своих целей, задачи урока выполнены. Ученица справилась с предъявленными ей заданиями и заслужила отличную оценку за свой труд дома и на уроке. А самое главное, переломилось её отношение к предмету и самоценка, что видно из рефлексии в конце урока. Конечно, результат в изучении этой темы может быть достигнут только путём систематической тренировки, но я надеюсь, что ученица, благодаря трудолюбию, сознательному отношению к обучению, достигнет хороших результатов.
Самоанализ провела учитель Опарина Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".
8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23:...
Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями
Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...
Разработка дистанционных уроков по математике в 5-6 классах
Из опыта работы по разработке дистанционных уроков...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...
Разработка дистанционного урока по математике для детей с ОВЗ (7 класс)
Дистанционный урок для обучающихся с ОВЗ.Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей". 7-й класс. Обучение с использованием дистанционных технологий может быть организовано для детей-...
Презентация дистанционного урока по математике 3 класс "Квадратный дециметр"
В презентации по математике изложен материал для обучающихся 3 класса с целью ознакомления с темой "Квадратный дециметр и его связь с квадратным сантиметром". Материал закрепляется и отрабат...
Презентация дистанционного урока по математике 3 класс (для обучающихся ОВЗ РАС) "Меры времени - год, месяц".
В презентации по математике изложен материал для обучающихся 3 класса (коррекционного) с целью ознакомления с темой "Меры времени – год, месяц". Материал закрепляется и отрабатыв...