УМК по математике
рабочая программа по алгебре на тему
Министерство образования и науки РСО - Алания
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования
Владикавказский колледж электроники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
Владикавказ
2012г.
Рабочая программа разработана в соответствии с « Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, а также примерной программы учебной дисциплины «Математика».
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям:
230115 « Программирование в компьютерных системах».
230113 « Компьютерные системы и комплексы».
210311 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
Организация - разработчиков: ГБОУ СПО « Владикавказский колледж электроники».
Разработчики:
Беликов. Э.Г., Цакулова. Э.Т, преподаватели ГБОУ СПО ВКЭ
Рекомендовано научно - методическим советом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники».
Протокол заседания научно- методического совета №__ от «__» ____2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины.. 7
4. Условия реализации учебной дисциплины.. 10
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.. 12
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Математика.
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования технического профиля
230115 « Программирование в компьютерных системах».
230113 « Компьютерные системы и комплексы».
210311 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
АЛГЕБРА
· выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
· находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
· выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
· вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
· определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
· строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
· использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
· находить производные элементарных функций;
· использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
· применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
· вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
· решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
· использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
· изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
· составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
· решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
· вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
· анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
· распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
· описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
· анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
· изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
· строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
· решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
· использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
· проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
· вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
· вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных выше умений.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 360 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 290 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 70 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 360 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 290 |
в том числе: |
|
лекции | 146 |
практические занятия | 154 |
Контрольные и практические работы | 58 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа | 70 |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
3.Тематический план:
№ темы
| Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя-тельная работа | ||
всего | в т.ч. –праки- ческих занятий | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 семестр | ||||||
| Введение | 2 | 2 | - | - | |
| Раздел 1 Действительные числа | 24
| 20
| 10
| 4
| |
1.1 | Действительные числа. Приближённые вычисления и вычислительные средства. | 12
| 10
| 6
| 2
| |
1.2 | Уравнения и неравенства первой и второй степени. | 12
| 10
| 4
| 2
| |
| Раздел 2 Последовательности и функции | 24
| 20
| 10
| 4
| |
2.1 | Числовая функция. Свойства и графики числовых функций. | 10
| 8
| 4
| 2
| |
2.2 | Предел функции. | 14 | 12 | 6 | 2 | |
| Раздел 3 Показательная, логарифмическая и степенная функции | 48
| 38
| 18
| 10
| |
3.1 | Степень и её свойства. | 8 | 6 | 4 | 2 | |
3.2 | Логарифмы и их свойства. | 10 | 8 | 4 | 2 | |
3.3 | Показательная, логарифмическая, степенная функции, их свойства и графики. | 12
| 10
| 4
| 2
| |
3.4 | Показательные, логарифмические уравнения и неравенства. | 16
| 12
| 6
| 4
| |
| Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Раздел 4 Тригонометрические функции | 44
| 32
| 18 | 12
| |
4.1 | Тождественные преобразования. | 20 | 16 | 10 | 4 | |
4.2 | Свойства и графики тригонометрических функций. | 10
| 6
| 4
| 4
| |
4.3 | Тригонометрические уравнения и неравенства. |
12 |
8 |
4 |
4 | |
| Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Раздел 5 Прямые и плоскости в пространстве | 18
| 14
| 8
| 4
| |
5.1 | Начальные понятия стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
5.2 | Двугранные углы. | 6
| 4
| 2
| 2
| |
| Раздел 6 Векторы и координаты | 12
| 6
| 6
| 4
| |
6.1 | Векторы на плоскости и в пространстве. | 12 | 6 | 6 | 4 | |
| Обязательная контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Итоговое занятие за 1 семестр | 2 | 2 | - | - | |
| Итог за 1 семестр | 176 | 136 | 70 | 40 | |
2 семестр | ||||||
| Раздел 7 Дифференциальное исчисление
| 48
| 40
| 20
| 8
| |
7.1 | Производная функции. | 26
| 22
| 12
| 4
| |
7.2 | Исследование функции с помощью производной. | 20 | 16 | 8 | 4 | |
| Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Раздел 8 Интегральное исчисление | 44 | 38 | 22 | 6 | |
8.1 | Неопределённый интеграл. | 20 | 18 | 10 | 2 | |
8.2 | Определенный интеграл. | 22 | 18 | 12 | 4 | |
| Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Раздел 9 Геометрические тела и поверхности | 26
| 22
| 12
| 4
| |
9.1 | Многогранники. | 14 | 12 | 6 | 2 | |
9.2 | Тела вращения. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
| Раздел 10 Объёмы и площади поверхностей геометрических тел | 26
| 22
| 14
| 4
| |
10.1 | Объёмы геометрических тел. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
10.2 | Площади поверхностей. | 14 | 12 | 8 | 2 | |
| Раздел 11 Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 36 | 28 | 16 | 8 | |
11.1 | Элементы комбинаторики. | 8 | 6 | 4 | 2 | |
11.2 | Основные понятия теории вероятностей. |
16 |
14 |
6 |
2 | |
11.3 | Задачи математической статистики. | 12 | 8 | 6 | 4 | |
| Обязательная контрольная работа | 2 | 2 | - | - | |
| Итоговое занятие за 2 семестр | 2 | 2 | - | - | |
| Итог за 2 семестр | 184 | 154 | 84 | 30 | |
|
Всего за 1 курс | 360
| 290
| 154
| 70
| |
4. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета: таблицы. демонстрационные чертежные инструменты, модели пространственных тел . дидактические материалы.
Технические средства обучения:
- Таблицы (перечень прилагается), плакаты;
- Раздаточные наглядные пособия по геометрии - комплекты стереометрических тел;
- Раздаточные материалы с алгоритмами решений, самостоятельными работами и контрольными по алгебре и геометрии,
- Дидактические материалы (для повторения, подготовки к экзамену, изучения нового материала, его закрепления и контроля);
- Иллюстрации, рисунки для демонстраций профессиональных направленностей знаний по дисциплине;
- Инструктивные материалы для студентов;
- Программированные материалы;
- Технологические карты;
- Учебники, пособия, первоисточники, документы;
- Учебное оборудование;
- Технические средства обучения: калькуляторы, комплект инструментов для работы у доски,
- Набор плёнок для кодоскопа (кодограммы);
- Набор видеокассет с учебными фильмами;
- Набор обучающих программ.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений. Под ред. Колмогорова А.Н., 15-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений: базовый и профил. уровни, 7-е изд. – М. Просвещение, 2007.
И. И. Валуцэ «Математика для техникумов», Москва «Наука», 1990 г.
Г. Н. Яковлев «Алгебра и начала анализа» ч. 1 и 2, «Геометрия», Москва «Наука», 1987 г.
В. Т. Лисичкин «Математика», Москва «Высшая школа», 1991 г.
П. Т. Апанасов «Сборник задач по математике», Москва «Высшая школа», 1987 г.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика: учебник для ссузов. – М., Дрофа, 2002
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие, 10-е изд. – М.: Высшая школа, 2008.
Богомолов Н.В. Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по математике: учеб. пособие для ссузов – М.: Дрофа, 2005
Дополнительные источники:
Богомолов Н.В. Математика. Задачи с решениями. Учебное пособие. – М., Дрофа, 2010.
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: АЛГЕБРА · выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; · находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; · выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. Функции и графики · вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; · определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; · строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; · использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков. Начала математического анализа · находить производные элементарных функций; · использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; · применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; · вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения. Уравнения и неравенства · решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; · использовать графический метод решения уравнений и неравенств; · изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; · составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для построения и исследования простейших математических моделей. КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ · решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; · вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; · анализа информации статистического характера. ГЕОМЕТРИЯ · распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; · описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; · анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; · изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; · строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; · решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); · использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; · проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; · вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать: · значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; · значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; · универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; · вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных выше умений.
|
Самостоятельные
и контрольные
работы,
индивидуальные
задания.
Экзамен. |
Разработчики:
ВКЭ зав. отделением Э. Т. Цакулова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
_____________________ ______________________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rso4444.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РСО - Алания
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования
Владикавказский колледж электроники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
Владикавказ
2012г.
Рабочая программа разработана в соответствии с « Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, а также примерной программы учебной дисциплины «Математика».
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям:
230115 « Программирование в компьютерных системах».
230113 « Компьютерные системы и комплексы».
210311 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
Организация - разработчиков: ГБОУ СПО « Владикавказский колледж электроники».
Разработчики:
Беликов. Э.Г., Цакулова. Э.Т, преподаватели ГБОУ СПО ВКЭ
Рекомендовано научно - методическим советом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники».
Протокол заседания научно- методического совета №__ от «__» ____2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
4. Условия реализации учебной дисциплины 10
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования технического профиля
230115 « Программирование в компьютерных системах».
230113 « Компьютерные системы и комплексы».
210311 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
АЛГЕБРА
- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
- определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
- строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
- использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
- находить производные элементарных функций;
- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
- использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
- составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных выше умений.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 360 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 290 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 70 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 360 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 290 |
в том числе: | |
лекции | 146 |
практические занятия | 154 |
Контрольные и практические работы | 58 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 70 |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
№ темы | Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя-тельная работа | ||
всего | в т.ч. –праки- ческих занятий | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 семестр | ||||||
Введение | 2 | 2 | - | - | ||
Раздел 1 Действительные числа | 24 | 20 | 10 | 4 | ||
1.1 | Действительные числа. Приближённые вычисления и вычислительные средства. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
1.2 | Уравнения и неравенства первой и второй степени. | 12 | 10 | 4 | 2 | |
Раздел 2 Последовательности и функции | 24 | 20 | 10 | 4 | ||
2.1 | Числовая функция. Свойства и графики числовых функций. | 10 | 8 | 4 | 2 | |
2.2 | Предел функции. | 14 | 12 | 6 | 2 | |
Раздел 3 Показательная, логарифмическая и степенная функции | 48 | 38 | 18 | 10 | ||
3.1 | Степень и её свойства. | 8 | 6 | 4 | 2 | |
3.2 | Логарифмы и их свойства. | 10 | 8 | 4 | 2 | |
3.3 | Показательная, логарифмическая, степенная функции, их свойства и графики. | 12 | 10 | 4 | 2 | |
3.4 | Показательные, логарифмические уравнения и неравенства. | 16 | 12 | 6 | 4 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Раздел 4 Тригонометрические функции | 44 | 32 | 18 | 12 | ||
4.1 | Тождественные преобразования. | 20 | 16 | 10 | 4 | |
4.2 | Свойства и графики тригонометрических функций. | 10 | 6 | 4 | 4 | |
4.3 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 12 | 8 | 4 | 4 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Раздел 5 Прямые и плоскости в пространстве | 18 | 14 | 8 | 4 | ||
5.1 | Начальные понятия стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
5.2 | Двугранные углы. | 6 | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 6 Векторы и координаты | 12 | 6 | 6 | 4 | ||
6.1 | Векторы на плоскости и в пространстве. | 12 | 6 | 6 | 4 | |
Обязательная контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Итоговое занятие за 1 семестр | 2 | 2 | - | - | ||
Итог за 1 семестр | 176 | 136 | 70 | 40 | ||
2 семестр | ||||||
Раздел 7 Дифференциальное исчисление | 48 | 40 | 20 | 8 | ||
7.1 | Производная функции. | 26 | 22 | 12 | 4 | |
7.2 | Исследование функции с помощью производной. | 20 | 16 | 8 | 4 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Раздел 8 Интегральное исчисление | 44 | 38 | 22 | 6 | ||
8.1 | Неопределённый интеграл. | 20 | 18 | 10 | 2 | |
8.2 | Определенный интеграл. | 22 | 18 | 12 | 4 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Раздел 9 Геометрические тела и поверхности | 26 | 22 | 12 | 4 | ||
9.1 | Многогранники. | 14 | 12 | 6 | 2 | |
9.2 | Тела вращения. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
Раздел 10 Объёмы и площади поверхностей геометрических тел | 26 | 22 | 14 | 4 | ||
10.1 | Объёмы геометрических тел. | 12 | 10 | 6 | 2 | |
10.2 | Площади поверхностей. | 14 | 12 | 8 | 2 | |
Раздел 11 Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 36 | 28 | 16 | 8 | ||
11.1 | Элементы комбинаторики. | 8 | 6 | 4 | 2 | |
11.2 | Основные понятия теории вероятностей. | 16 | 14 | 6 | 2 | |
11.3 | Задачи математической статистики. | 12 | 8 | 6 | 4 | |
Обязательная контрольная работа | 2 | 2 | - | - | ||
Итоговое занятие за 2 семестр | 2 | 2 | - | - | ||
Итог за 2 семестр | 184 | 154 | 84 | 30 | ||
Всего за 1 курс | 360 | 290 | 154 | 70
|
4. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета: таблицы. демонстрационные чертежные инструменты, модели пространственных тел . дидактические материалы.
Технические средства обучения:
- Таблицы (перечень прилагается), плакаты;
- Раздаточные наглядные пособия по геометрии - комплекты стереометрических тел;
- Раздаточные материалы с алгоритмами решений, самостоятельными работами и контрольными по алгебре и геометрии,
- Дидактические материалы (для повторения, подготовки к экзамену, изучения нового материала, его закрепления и контроля);
- Иллюстрации, рисунки для демонстраций профессиональных направленностей знаний по дисциплине;
- Инструктивные материалы для студентов;
- Программированные материалы;
- Технологические карты;
- Учебники, пособия, первоисточники, документы;
- Учебное оборудование;
- Технические средства обучения: калькуляторы, комплект инструментов для работы у доски,
- Набор плёнок для кодоскопа (кодограммы);
- Набор видеокассет с учебными фильмами;
- Набор обучающих программ.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений. Под ред. Колмогорова А.Н., 15-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений: базовый и профил. уровни, 7-е изд. – М. Просвещение, 2007.
И. И. Валуцэ «Математика для техникумов», Москва «Наука», 1990 г.
Г. Н. Яковлев «Алгебра и начала анализа» ч. 1 и 2, «Геометрия», Москва «Наука», 1987 г.
В. Т. Лисичкин «Математика», Москва «Высшая школа», 1991 г.
П. Т. Апанасов «Сборник задач по математике», Москва «Высшая школа», 1987 г.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика: учебник для ссузов. – М., Дрофа, 2002
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие, 10-е изд. – М.: Высшая школа, 2008.
Богомолов Н.В. Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по математике: учеб. пособие для ссузов – М.: Дрофа, 2005
Дополнительные источники:
Богомолов Н.В. Математика. Задачи с решениями. Учебное пособие. – М., Дрофа, 2010.
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: АЛГЕБРА
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Функции и графики
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Начала математического анализа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Уравнения и неравенства
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
ГЕОМЕТРИЯ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных выше умений. | Самостоятельные и контрольные работы, индивидуальные задания. Экзамен. |
Разработчики:
ВКЭ зав. отделением Э. Т. Цакулова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
_____________________ ______________________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....