Практическая работа №5
учебно-методический материал по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ОД.10 Математика
Тема: Решение показательных уравнений и неравенств.
Вид занятия: Практическое занятие.
Цель занятия | учебная | Проверить знания и практические умения студентов решать показательные уравнения и неравенства |
воспитательная и развивающая | Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы. | |
Межпредметные связи | обеспечивающие | Математика (школьный курс) |
обеспечиваемые | Физика, техническая механика, электротехника, химия, экономика, курсовое и дипломное проектирование |
Обеспечение урока:
Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)
(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)
Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №5, плакат «Свойства степеней»
Литература: Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012
Цель работы:
Определение типов показательных уравнений и методов их решения, решение простейших показательных неравенств.
Определение. Уравнение вида , где , называется показательным.
Если
Способы решения показательных уравнений.
- Приравнивание показателей.
Суть метода:
1. Уединить слагаемое, содержащее переменную;
2. Привести степени к одному основанию;
3. Приравнять показатели;
4. Решить полученное уравнение;
5. Записать ответ.
Пример:
Ответ: x = 3.
- Вынесение общего множителя за скобки.
Примечание: выносим за скобки множитель с меньшим показателем.
Пример:
Ответ: x = 1
- Введение новой переменной
Как правило, уравнения, решаемые этим способом, сводятся к квадратным.
Пример:
Пусть 4x = а тогда уравнение можно записать в виде:
Сделаем обратную замену:
4x = 4 или 4x = 1;
х = 1 или х = 0
Ответ: х = 1 или х = 0
- Использование однородности
Определение Показательные уравнения вида называются однородными.
Суть метода: Так как показательная функция не может принимать значение, равное нулю, и обе части уравнения можно делить на одно и то же не равное нулю число, разделим обе части уравнения, например, на .
Пример: 2x = 3x
Разделим обе части уравнения на
Ответ: x = 0.
Определение. Показательным неравенством называется неравенство, в котором переменная содержится в показателе степени.
Решение простейших показательных неравенств.
Простейшими считаются показательные неравенства вида: axy, ax>ay . (ax≤ay, ax≥ay).
Так же, как и при решении простейших показательных уравнений, одинаковые основания степеней опускают, но знак нового неравенства сохраняют, если функция у=ах является возрастающей (а>1); eсли же показательная функция у=ах убывает (0), то знак нового неравенства меняют на противоположный:
ax<ay → x<y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает;
ax<ay → x>y, если 0; функция убывает – знак поменялся;
ax>ay → x>y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает
ax>ay → x<y, если 0; функция убывает – знак поменялся.
Примеры.
Решить неравенство:
1) 45-2x<0,25.
Представим правую часть в виде: 0,25=(25/100)=(1/4)=4-1;
45-2x<4-1; функция у=4х с основанием 4>1 возрастает на R, поэтому, опуская основания степеней, знак неравенства сохраним:
5-2x<-1;
— 2x<-1-5;
— 2x<-6 |:(-2) при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняют на противоположный:
x>3.
Ответ: (3; +∞).
2) 0,42х+1≥0,16.
Представим число 0,16 в виде степени числа 0,4. Получаем:
0,42х+1≥0,42; основание степеней – число 0,4 — удовлетворяет условию: 0<0,4<1; поэтому, опускаем основания степеней, а знак неравенства меняем на противоположный:
2х+1≤2;
2х≤2-1;
2х≤1 |:2
x≤0,5.
Ответ: (-∞; 0,5].
ВАРИАНТ – I 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – II 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
ВАРИАНТ – III 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – IV 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
ВАРИАНТ – V 1. Решите уравнения: а.; б.; в. ; г. . 2. Решите уравнение:
3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – VI 1. Решите уравнения: а.; б.; в. ; г. . 2. Решите уравнение:
3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...