Практическая работа №5
учебно-методический материал по алгебре на тему

Масленникова Елена Петровна

Практическая работа №5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_no5.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 5

ОД.10 Математика

Тема:  Решение показательных уравнений и неравенств.

Вид занятия: Практическое занятие.

Цель

занятия

учебная

Проверить знания и практические умения студентов решать  показательные уравнения и неравенства

воспитательная и

развивающая

Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы.

Межпредметные

связи

обеспечивающие

Математика (школьный курс)

обеспечиваемые

Физика, техническая механика, электротехника, химия, экономика, курсовое и дипломное проектирование

Обеспечение   урока:

Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)

(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)

Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №5, плакат «Свойства степеней»

Литература:  Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012

Цель работы:

Определение типов показательных уравнений и методов их решения, решение простейших показательных неравенств.

Определение. Уравнение вида , где , называется показательным.

Если

Способы решения показательных уравнений.

  1. Приравнивание показателей.

Суть метода:

1. Уединить слагаемое, содержащее переменную; 
2. Привести степени к одному основанию;
3. Приравнять показатели;
4. Решить полученное уравнение;
5. Записать ответ.

Пример:

 http://festival.1september.ru/articles/600586/img41.gif
http://festival.1september.ru/articles/600586/img43.gif

Ответ: x = 3.

  1.  Вынесение общего множителя за скобки.

Примечание: выносим за скобки множитель с меньшим показателем.

Пример:

http://festival.1september.ru/articles/600586/img47.gif
http://festival.1september.ru/articles/600586/img49.gif

Ответ: x = 1

  1. Введение новой переменной

Как правило, уравнения, решаемые этим способом, сводятся к квадратным.

Пример: http://festival.1september.ru/articles/600586/img53.gif

Пусть 4x = а тогда уравнение можно записать в виде:

http://festival.1september.ru/articles/600586/img57.gif 

Сделаем обратную замену:

4x = 4 или 4x = 1;
х = 1  или х = 0

Ответ: х = 1 или х = 0

  1. Использование однородности

Определение Показательные уравнения вида http://festival.1september.ru/articles/600586/img67.gif называются однородными.

Суть метода: Так как показательная функция не может принимать значение, равное нулю, и обе части уравнения можно делить на  одно и то же не равное нулю число, разделим обе части уравнения, например, на http://festival.1september.ru/articles/600586/img69.gif.

Пример: 2x = 3x

Разделим обе части уравнения на http://festival.1september.ru/articles/600586/img73.gif

http://festival.1september.ru/articles/600586/img75.gif

Ответ: x = 0.

Определение. Показательным неравенством называется неравенство, в котором переменная содержится в показателе степени.

Решение простейших показательных неравенств.

Простейшими считаются показательные неравенства вида: axyax>a.  (ax≤ay,  ax≥ay).

Так же, как и при решении простейших показательных уравнений, одинаковые основания степеней опускают, но знак нового неравенства сохраняют, если функция у=ах является возрастающей (а>1); eсли же показательная функция у=ах убывает (0), то знак нового неравенства меняют на противоположный:

ax<ay → x<y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает;

ax<ay → x>y,  если 0; функция убывает – знак поменялся;

ax>ay → x>y, если  a>1; знак сохранен, так как функция возрастает

ax>ay → x<y, если 0; функция убывает – знак поменялся.

Примеры.

Решить неравенство:

1) 45-2x<0,25.

Представим правую часть в виде: 0,25=(25/100)=(1/4)=4-1;

45-2x<4-1; функция у=4х с основанием 4>1 возрастает на R, поэтому, опуская основания степеней, знак неравенства сохраним:

5-2x<-1;

— 2x<-1-5;

— 2x<-6  |:(-2) при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняют на противоположный:

x>3.

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/06/pokaz-ner13.jpg

Ответ: (3; +∞).

2) 0,42х+1≥0,16.

Представим число 0,16 в виде степени числа 0,4. Получаем:

0,42х+10,42; основание степеней – число 0,4 — удовлетворяет условию: 0<0,4<1; поэтому, опускаем основания степеней, а знак неравенства меняем на противоположный:

2х+12;

2х≤2-1;

2х≤1  |:2

x≤0,5.

Ответ: (-∞; 0,5].

ВАРИАНТ – I

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – II

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3.  Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – III

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – IV

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

 г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – V

1. Решите уравнения:

а.;

б.;

в. ;

г. .

2. Решите уравнение:

 

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – VI

1. Решите уравнения:

а.;

б.;

в. ;

г. .

2. Решите уравнение:

 

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...