Практическая работа №4
учебно-методический материал по алгебре на тему

Масленникова Елена Петровна

Практическая работа №4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_no4.doc492 КБ
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_no5.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 4

ОД.10 Математика

Тема:  Построение графиков функции.

Вид занятия: Практическое занятие

Цель

занятия

учебная

Проверить знания и практические умения студентов при построении графиков функции, простейших преобразований графиков функции, нахождение обратных функций.

воспитательная и

развивающая

Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы.

Межпредметные

связи

обеспечивающие

Математика (школьный курс)

обеспечиваемые

Физика, техническая механика, экономика, курсовое и дипломное проектирование

Обеспечение   урока:

Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)

(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)

Математика в Открытом колледже  http://www.mathematics.ru

Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №4

Литература:  Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012

Цель работы:

Построение графиков функции, преобразование графиков функции, нахождение обратных функций.

Понятие об обратной функции

 

Мы уже сталкивались с задачей, когда по заданной функции f и заданному значению её аргумента необходимо было вычислить значение функции в этой точке. Но иногда приходится сталкиваться с обратной задачей: найти по известной функции f и её некоторому значению y значение аргумента, в котором функция принимает данное значение y.

Функция, которая, принимает каждое свое значение в единственной точке своей области определения, называется обратимой функцией. 

Например, линейная функция будет являться обратимой функцией. А квадратичная функция или функция синус не будет являться обратимыми функциями. Так как одно и то же значение функция может принимать при различных аргументах.

Обратная функция

Положим, что f есть некоторая произвольная обратимая функция. Каждому числу из области её значений y0, соответствует лишь одно число из области определения x0, такое что f(x0) = y0.

Если теперь мы каждому значению х0 поставим в соответствие значение y0, то получим уже новую функцию. Например, для линейной функции f(x) = k * x + b функция g(x) = (x - b)/k будет являться обратной.

Если некоторая функция g в каждой точке х области значений обратимой функции f принимает значение у такое, что f(y) = x, то говорят, что функция g – есть обратная функция к f.

Если у нас будет задан график некоторой обратимой функции f, то для того чтобы построить график обратной функции, можно пользоваться следующим утверждением: график функции f и обратной к ней функции g будут симметричны относительно прямой, заданной уравнением y = x.

Если функция g является обратной к функции f, то функция g будет являться обратимой функцией. А функция f будет обратной к функции g. Обычно говорят, что две функции f и g взаимно обратные друг к другу.

На следующем рисунке представлены графики функций f и g взаимно обратных друг к другу.

http://www.nado5.ru/images/vzaimo-obratnie-funkcii.jpg

Выведем следующую теорему:

если функция f возрастает (или убывает) на некотором промежутке A, то она обратима.

Обратная к а функция g, определенная в области значений функции f, также является возрастающей (или соответственно убывающей) функцией. 

Данная теорема называется теоремой об обратной функции.

Простейшие преобразования графиков функций

  1. y = f(x) + b – график функции получается из графика функции y = f(x) путем параллельного переноса этого графика на величину вдоль от ОУ. при этом, если b>0, то график функции f(x) + b располагается выше графика функции f(x), если b<0, то ниже этого графика.

  1. y = f (x + b) – график функции получается из графика функции y = f(x) с помощью параллельного переноса этого графика на величину b вдоль оси ОХ, при этом, если b>0, то сдвиг влево, а если b<0, то сдвиг вправо.

К пункту 2

  1. y = - f(x) – график симметричен графику y = f(x) относительно оси ОХ

К пункту 3

Указанные преобразования не изменяют масштаба графика функции.

Рассмотрим преобразования графиков функций, которые изменяют масштаб графика

  1. y = аf(x) – график функции получается  из графика функции y = f(x) с помощью растяжения или сжатия графика по оси ОУ пропорционально коэффициенту а, причем,

если a > 1, то все ординаты графика аf(x) увеличиваются в а раз, если a < 1, то уменьшаются в а раз.

К пункту 4

  1. y = f(аx) – график функции получается из графика функции y = f(x) с помощью растяжения или сжатия вдоль оси ОХ пропорционально коэффициенту а, причем, если, а > 1, то график сжимается в а раз, если 0 < a <1, то растягивается в 1/а раз.

К пункту 5

  1. у =  - для построения этого графика нужно построить график функции y = f(x) и отобразить относительно оси ОХ те части графика, которые расположены ниже этой оси.

у =                                                          у = х – 3; у =

Noname1        Noname1

        

ПРОСТЕЙШИЕ ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ

  1. Постоянная функция

  1. Прямая пропорциональность

3. Линейная функция ,k

                Область определения:

                Область изменения:

4.Квадратичная функция

                Область определения:

                Область изменения:

5. Обратная пропорциональная зависимость

                Область определения:

                Область изменения:

ВАРИАНТ – 1

1.Постройте график функции . Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

2. Постройте графики функций  и  укажите координаты точек пересечения этих графиков.

3. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат.

4.  Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси ординат  вниз на 4 единицы. Запишите новое уравнение параболы.

5. Найдите функцию обратную данной:

6. Постройте график функции . Какое значение принимает функция при х=1,5

ВАРИАНТ – 2

1.Постройте график функции . Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

2. Постройте графики функций  и  укажите координаты точек пересечения этих графиков.

3. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат.

4.  Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси ординат  вверх на 3,5 единицы. Запишите новое уравнение параболы.

5. Найдите функцию обратную данной:

6. Постройте график функции . Какое значение принимает функция при х=2,5

ВАРИАНТ – 3

  1. Постройте график функции. Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

  1. Постройте графики функций  и  укажите координаты точек пересечения этих графиков.

  1. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат  .

  1. Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси абсцисс  вправо на 4 единицы. Запишите новое уравнение параболы.

  1. Найдите функцию обратную данной: .

  1. Постройте график функции. Какое значение принимает функция при х=0,8.

ВАРИАНТ – 5

  1. Постройте график функции. Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

  1. Постройте графики функций  и               укажите координаты точек пересечения этих графиков.

  1. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат  .

  1. Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси абсцисс  вправо на 5 единицы. Запишите новое уравнение параболы.
  2. Найдите функцию обратную данной: .

  1. Постройте график функции. Какое значение принимает функция при х=0,4.

ВАРИАНТ – 4  

  1. Постройте график функции. Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

  1. Постройте графики функций  и  укажите координаты точек пересечения этих графиков.

  1. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат  .

  1. Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси абсцисс  влево  на 3 единицы. Запишите новое уравнение параболы.

  1. Найдите функцию обратную данной: .

  1. Постройте график функции. Какое значение принимает функция при х=0,2.

ВАРИАНТ – 6

  1. Постройте график функции. Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат.

  1. Постройте графики функций  и  укажите координаты точек пересечения этих графиков.

  1. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат        

 .

  1. Параболу  перенести параллельно самой себе вдоль оси абсцисс  влево  на 1,5 единицы. Запишите новое уравнение параболы.
  2. Найдите функцию обратную данной: .

  1. Постройте график функции. Какое значение принимает функция при х=1,5.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 5

ОД.10 Математика

Тема:  Решение показательных уравнений и неравенств.

Вид занятия: Практическое занятие.

Цель

занятия

учебная

Проверить знания и практические умения студентов решать  показательные уравнения и неравенства

воспитательная и

развивающая

Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы.

Межпредметные

связи

обеспечивающие

Математика (школьный курс)

обеспечиваемые

Физика, техническая механика, электротехника, химия, экономика, курсовое и дипломное проектирование

Обеспечение   урока:

Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)

(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)

Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №5, плакат «Свойства степеней»

Литература:  Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012

Цель работы:

Определение типов показательных уравнений и методов их решения, решение простейших показательных неравенств.

Определение. Уравнение вида , где , называется показательным.

Если

Способы решения показательных уравнений.

  1. Приравнивание показателей.

Суть метода:

1. Уединить слагаемое, содержащее переменную; 
2. Привести степени к одному основанию;
3. Приравнять показатели;
4. Решить полученное уравнение;
5. Записать ответ.

Пример:

 http://festival.1september.ru/articles/600586/img41.gif
http://festival.1september.ru/articles/600586/img43.gif

Ответ: x = 3.

  1.  Вынесение общего множителя за скобки.

Примечание: выносим за скобки множитель с меньшим показателем.

Пример:

http://festival.1september.ru/articles/600586/img47.gif
http://festival.1september.ru/articles/600586/img49.gif

Ответ: x = 1

  1. Введение новой переменной

Как правило, уравнения, решаемые этим способом, сводятся к квадратным.

Пример: http://festival.1september.ru/articles/600586/img53.gif

Пусть 4x = а тогда уравнение можно записать в виде:

http://festival.1september.ru/articles/600586/img57.gif 

Сделаем обратную замену:

4x = 4 или 4x = 1;
х = 1  или х = 0

Ответ: х = 1 или х = 0

  1. Использование однородности

Определение Показательные уравнения вида http://festival.1september.ru/articles/600586/img67.gif называются однородными.

Суть метода: Так как показательная функция не может принимать значение, равное нулю, и обе части уравнения можно делить на  одно и то же не равное нулю число, разделим обе части уравнения, например, на http://festival.1september.ru/articles/600586/img69.gif.

Пример: 2x = 3x

Разделим обе части уравнения на http://festival.1september.ru/articles/600586/img73.gif

http://festival.1september.ru/articles/600586/img75.gif

Ответ: x = 0.

Определение. Показательным неравенством называется неравенство, в котором переменная содержится в показателе степени.

Решение простейших показательных неравенств.

Простейшими считаются показательные неравенства вида: axyax>a.  (ax≤ay,  ax≥ay).

Так же, как и при решении простейших показательных уравнений, одинаковые основания степеней опускают, но знак нового неравенства сохраняют, если функция у=ах является возрастающей (а>1); eсли же показательная функция у=ах убывает (0), то знак нового неравенства меняют на противоположный:

ax<ay → x<y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает;

ax<ay → x>y,  если 0; функция убывает – знак поменялся;

ax>ay → x>y, если  a>1; знак сохранен, так как функция возрастает

ax>ay → x<y, если 0; функция убывает – знак поменялся.

Примеры.

Решить неравенство:

1) 45-2x<0,25.

Представим правую часть в виде: 0,25=(25/100)=(1/4)=4-1;

45-2x<4-1; функция у=4х с основанием 4>1 возрастает на R, поэтому, опуская основания степеней, знак неравенства сохраним:

5-2x<-1;

— 2x<-1-5;

— 2x<-6  |:(-2) при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняют на противоположный:

x>3.

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/06/pokaz-ner13.jpg

Ответ: (3; +∞).

2) 0,42х+1≥0,16.

Представим число 0,16 в виде степени числа 0,4. Получаем:

0,42х+10,42; основание степеней – число 0,4 — удовлетворяет условию: 0<0,4<1; поэтому, опускаем основания степеней, а знак неравенства меняем на противоположный:

2х+12;

2х≤2-1;

2х≤1  |:2

x≤0,5.

Ответ: (-∞; 0,5].

ВАРИАНТ – I

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – II

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3.  Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – III

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – IV

1. Решите уравнения:

а. ;

б. ;

в.

 г.

2. Решите уравнение:

3. Найдите сумму корней уравнения

 

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – V

1. Решите уравнения:

а.;

б.;

в. ;

г. .

2. Решите уравнение:

 

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наибольшее целое решение неравенства

ВАРИАНТ – VI

1. Решите уравнения:

а.;

б.;

в. ;

г. .

2. Решите уравнение:

 

3. Найдите сумму корней уравнения

4. Решите неравенства:

а.

б.

5. Найдите наименьшее целое решение неравенства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...