Практическая работа №4
учебно-методический материал по алгебре на тему
Практическая работа №4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_no4.doc | 492 КБ |
prakticheskaya_rabota_no5.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ОД.10 Математика
Тема: Построение графиков функции.
Вид занятия: Практическое занятие
Цель занятия | учебная | Проверить знания и практические умения студентов при построении графиков функции, простейших преобразований графиков функции, нахождение обратных функций. |
воспитательная и развивающая | Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы. | |
Межпредметные связи | обеспечивающие | Математика (школьный курс) |
обеспечиваемые | Физика, техническая механика, экономика, курсовое и дипломное проектирование |
Обеспечение урока:
Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)
(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)
Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №4
Литература: Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012
Цель работы:
Построение графиков функции, преобразование графиков функции, нахождение обратных функций.
Понятие об обратной функции
Мы уже сталкивались с задачей, когда по заданной функции f и заданному значению её аргумента необходимо было вычислить значение функции в этой точке. Но иногда приходится сталкиваться с обратной задачей: найти по известной функции f и её некоторому значению y значение аргумента, в котором функция принимает данное значение y.
Функция, которая, принимает каждое свое значение в единственной точке своей области определения, называется обратимой функцией.
Например, линейная функция будет являться обратимой функцией. А квадратичная функция или функция синус не будет являться обратимыми функциями. Так как одно и то же значение функция может принимать при различных аргументах.
Обратная функция
Положим, что f есть некоторая произвольная обратимая функция. Каждому числу из области её значений y0, соответствует лишь одно число из области определения x0, такое что f(x0) = y0.
Если теперь мы каждому значению х0 поставим в соответствие значение y0, то получим уже новую функцию. Например, для линейной функции f(x) = k * x + b функция g(x) = (x - b)/k будет являться обратной.
Если некоторая функция g в каждой точке х области значений обратимой функции f принимает значение у такое, что f(y) = x, то говорят, что функция g – есть обратная функция к f.
Если у нас будет задан график некоторой обратимой функции f, то для того чтобы построить график обратной функции, можно пользоваться следующим утверждением: график функции f и обратной к ней функции g будут симметричны относительно прямой, заданной уравнением y = x.
Если функция g является обратной к функции f, то функция g будет являться обратимой функцией. А функция f будет обратной к функции g. Обычно говорят, что две функции f и g взаимно обратные друг к другу.
На следующем рисунке представлены графики функций f и g взаимно обратных друг к другу.
Выведем следующую теорему:
если функция f возрастает (или убывает) на некотором промежутке A, то она обратима.
Обратная к а функция g, определенная в области значений функции f, также является возрастающей (или соответственно убывающей) функцией.
Данная теорема называется теоремой об обратной функции.
Простейшие преобразования графиков функций
- y = f(x) + b – график функции получается из графика функции y = f(x) путем параллельного переноса этого графика на величину вдоль от ОУ. при этом, если b>0, то график функции f(x) + b располагается выше графика функции f(x), если b<0, то ниже этого графика.
- y = f (x + b) – график функции получается из графика функции y = f(x) с помощью параллельного переноса этого графика на величину b вдоль оси ОХ, при этом, если b>0, то сдвиг влево, а если b<0, то сдвиг вправо.
- y = - f(x) – график симметричен графику y = f(x) относительно оси ОХ
Указанные преобразования не изменяют масштаба графика функции.
Рассмотрим преобразования графиков функций, которые изменяют масштаб графика
- y = аf(x) – график функции получается из графика функции y = f(x) с помощью растяжения или сжатия графика по оси ОУ пропорционально коэффициенту а, причем,
если a > 1, то все ординаты графика аf(x) увеличиваются в а раз, если a < 1, то уменьшаются в а раз.
- y = f(аx) – график функции получается из графика функции y = f(x) с помощью растяжения или сжатия вдоль оси ОХ пропорционально коэффициенту а, причем, если, а > 1, то график сжимается в а раз, если 0 < a <1, то растягивается в 1/а раз.
- у = - для построения этого графика нужно построить график функции y = f(x) и отобразить относительно оси ОХ те части графика, которые расположены ниже этой оси.
у = у = х – 3; у =
ПРОСТЕЙШИЕ ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ
- Постоянная функция
- Прямая пропорциональность
3. Линейная функция ,k
Область определения:
Область изменения:
4.Квадратичная функция
Область определения:
Область изменения:
5. Обратная пропорциональная зависимость
Область определения:
Область изменения:
ВАРИАНТ – 1 1.Постройте график функции . Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат. 2. Постройте графики функций и укажите координаты точек пересечения этих графиков. 3. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат. 4. Параболу перенести параллельно самой себе вдоль оси ординат вниз на 4 единицы. Запишите новое уравнение параболы. 5. Найдите функцию обратную данной: 6. Постройте график функции . Какое значение принимает функция при х=1,5 | ВАРИАНТ – 2 1.Постройте график функции . Укажите координаты точек пересечения графика с осями координат. 2. Постройте графики функций и укажите координаты точек пересечения этих графиков. 3. Найдите функцию обратную данной и постройте графики данных функций в одной системе координат. 4. Параболу перенести параллельно самой себе вдоль оси ординат вверх на 3,5 единицы. Запишите новое уравнение параболы. 5. Найдите функцию обратную данной: 6. Постройте график функции . Какое значение принимает функция при х=2,5 |
ВАРИАНТ – 3
ВАРИАНТ – 5
| ВАРИАНТ – 4
ВАРИАНТ – 6
.
|
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ОД.10 Математика
Тема: Решение показательных уравнений и неравенств.
Вид занятия: Практическое занятие.
Цель занятия | учебная | Проверить знания и практические умения студентов решать показательные уравнения и неравенства |
воспитательная и развивающая | Обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы. | |
Межпредметные связи | обеспечивающие | Математика (школьный курс) |
обеспечиваемые | Физика, техническая механика, электротехника, химия, экономика, курсовое и дипломное проектирование |
Обеспечение урока:
Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)
(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)
Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №5, плакат «Свойства степеней»
Литература: Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012
Цель работы:
Определение типов показательных уравнений и методов их решения, решение простейших показательных неравенств.
Определение. Уравнение вида , где , называется показательным.
Если
Способы решения показательных уравнений.
- Приравнивание показателей.
Суть метода:
1. Уединить слагаемое, содержащее переменную;
2. Привести степени к одному основанию;
3. Приравнять показатели;
4. Решить полученное уравнение;
5. Записать ответ.
Пример:
Ответ: x = 3.
- Вынесение общего множителя за скобки.
Примечание: выносим за скобки множитель с меньшим показателем.
Пример:
Ответ: x = 1
- Введение новой переменной
Как правило, уравнения, решаемые этим способом, сводятся к квадратным.
Пример:
Пусть 4x = а тогда уравнение можно записать в виде:
Сделаем обратную замену:
4x = 4 или 4x = 1;
х = 1 или х = 0
Ответ: х = 1 или х = 0
- Использование однородности
Определение Показательные уравнения вида называются однородными.
Суть метода: Так как показательная функция не может принимать значение, равное нулю, и обе части уравнения можно делить на одно и то же не равное нулю число, разделим обе части уравнения, например, на .
Пример: 2x = 3x
Разделим обе части уравнения на
Ответ: x = 0.
Определение. Показательным неравенством называется неравенство, в котором переменная содержится в показателе степени.
Решение простейших показательных неравенств.
Простейшими считаются показательные неравенства вида: axy, ax>ay . (ax≤ay, ax≥ay).
Так же, как и при решении простейших показательных уравнений, одинаковые основания степеней опускают, но знак нового неравенства сохраняют, если функция у=ах является возрастающей (а>1); eсли же показательная функция у=ах убывает (0), то знак нового неравенства меняют на противоположный:
ax<ay → x<y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает;
ax<ay → x>y, если 0; функция убывает – знак поменялся;
ax>ay → x>y, если a>1; знак сохранен, так как функция возрастает
ax>ay → x<y, если 0; функция убывает – знак поменялся.
Примеры.
Решить неравенство:
1) 45-2x<0,25.
Представим правую часть в виде: 0,25=(25/100)=(1/4)=4-1;
45-2x<4-1; функция у=4х с основанием 4>1 возрастает на R, поэтому, опуская основания степеней, знак неравенства сохраним:
5-2x<-1;
— 2x<-1-5;
— 2x<-6 |:(-2) при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняют на противоположный:
x>3.
Ответ: (3; +∞).
2) 0,42х+1≥0,16.
Представим число 0,16 в виде степени числа 0,4. Получаем:
0,42х+1≥0,42; основание степеней – число 0,4 — удовлетворяет условию: 0<0,4<1; поэтому, опускаем основания степеней, а знак неравенства меняем на противоположный:
2х+1≤2;
2х≤2-1;
2х≤1 |:2
x≤0,5.
Ответ: (-∞; 0,5].
ВАРИАНТ – I 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – II 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
ВАРИАНТ – III 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – IV 1. Решите уравнения: а. ; б. ; в. г. 2. Решите уравнение: 3. Найдите сумму корней уравнения
4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
ВАРИАНТ – V 1. Решите уравнения: а.; б.; в. ; г. . 2. Решите уравнение:
3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наибольшее целое решение неравенства | ВАРИАНТ – VI 1. Решите уравнения: а.; б.; в. ; г. . 2. Решите уравнение:
3. Найдите сумму корней уравнения 4. Решите неравенства: а. б. 5. Найдите наименьшее целое решение неравенства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...