План – конспект урока по математике
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
учитель: Печалёва Е.Б.
Класс: 9
Сроки проведения: декабрь 2013 год
Форма организации урока: классный урок.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель организации урока: урок дан согласно плана работы над темой самообразования «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по математике
учитель: Печалёва Е.Б.
Класс: 9
Сроки проведения: декабрь 2013 год
Форма организации урока: классный урок.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель организации урока: урок дан согласно плана работы над темой самообразования «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках»
Тема: Арифметическая прогрессия. Формула n-ного члена арифметической прогрессии.
Цели урока:
- образовательная: познакомить с понятием арифметической прогрессии, вывести формулу n - члена арифметической прогрессии, научиться применять эту формулу для решения задач;
- развивающая: развивать умение выявлять закономерности, обобщать, развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес к урокам алгебры, способствовать развитию уверенности в своих силах.
Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: раздаточный материал (тесты, задачи 1, 2, 3).
Ход урока:
1. Организация начала урока. (3 мин.) Здравствуйте, садитесь. (учет отсутствующих, наведение порядка в классе, проверка готовности учащихся к уроку). Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – « Числовые последовательности ». Тема сегодняшнего урока: « Арифметическая прогрессия. Формула для вычисления n - ного члена арифметической прогрессии». Целями нашего урока являются знакомство с понятием арифметическая прогрессия, выведение формулы n - ного члена арифметической прогрессии, выработка умения применять эту формулу для решения задач. Сегодня мы повторим способы задания последовательностей, нахождение члена последовательности, заданной различными способами. Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем еще одну математическую вершину. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению.
2. Проверка и учет знаний. (8 мин) Повторим, что мы изучали на прошлом уроке, особое внимание уделим способам задания последовательности, правилам вычисления n – ного члена последовательности, заданной различными способами. Шесть человек работают на местах по карточкам, три человека выполняют задания на доске. Карточки с дифференцированными заданиями. Карточка № 1. (уровень 1) 1. Продолжите последовательность: а) 1, 4, 9, 16, …; б) 10, 100, 1000, …; в) , , , , …… 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 4 члена.
Карточка № 2. (уровень 2)
1. Продолжите последовательность и составьте формулу n - ного члена последовательности: а) 1, 8, 27, 64, …; б) 3, 6, 9, 12, …; в) , , , , … 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 5 членов.
Карточка № 3. (уровень 3) 1. Продолжите последовательность и запишите формулу n - ного члена последовательности: а) 2, 5, 10, 17, 26,…; б) -1, 1, -1, 1, -1,…; в) , , , , ,… 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 6 членов.
Карточка № 4. (уровень 1) 1. Продолжите последовательность: а) 1, 3, 5, 7, …; б) 1000, 100, 10, …; в) -, -, -, -, …… 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 4 члена.
Карточка № 5. (уровень 2) 1. Продолжите последовательность и запишите формулу n - ного члена последовательности: а) 4, 9, 16, 25, …; б) - 3, - 6, - 9, - 12,…; в) 1, , , , , … 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 5 членов.
Карточка № 6. (уровень 3) 1. Продолжите последовательность и запишите формулу n - ного члена последовательности: а) 3, 8, 15, 24, 35,…; б) -2, 4, - 8, 16, - 32,..; в) , , ,,… 2. Общий член последовательности задан формулой . Запишите первые 6 членов.
На доске работают три ученика из числа «слабых».
1 задание: Джентльмен получил наследство. В первый месяц он истратил 100$, а каждый следующий месяц он тратил на 50$ больше, чем в предыдущий. Сколько долларов он истратил за второй месяц? за третий? за восьмой? за десятый? Запишите последовательность по условию задачи и рекуррентную формулу для определения члена последовательности.
2 задание: Мастерская изготовила в январе 90 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 12 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила мастерская в феврале? в марте? в августе? в декабре? Запишите последовательность по условию задачи и рекуррентную формулу для определения члена последовательности.
3 задание: Тело в первую секунду движения прошло 27 м, а за каждую следующую секунду - на 3 м меньше, чем в предыдущую. Какое расстояние прошло тело за 2-ую, 3-ю, 8-ую, 10-ую секунду? Запишите последовательность по условию задачи и рекуррентную формулу для определения члена последовательности.
Остальные ученики выполняют тестовую работу.
Тест
Вариант №1.
- Запишите первые 5 членов последовательности натуральных чисел, кратных 5, взятых в порядке возрастания.
Ответ_________________
- Последовательность задана формулой , запишите пропущенные члены последовательности 1; __; 9; __; __; 36; __;…..
Ответ_________________
- Найдите второй член последовательности , заданной формулой . Ответ___________________
- Последовательность задана формулой . Найдите номер члена последовательности, равного 6.
Ответ___________________
- Запишите 5 первых членов последовательности (), если ; . Ответ___________________
Вариант № 2
- Запишите первые 5 членов последовательности натуральных чисел, кратных 10, взятых в порядке возрастания.
Ответ_________________
- Последовательность задана формулой , запишите пропущенные члены последовательности -2; __; 6; __; __; 33; ….
Ответ________________
- Найдите пятый член последовательности , заданной формулой . Ответ___________________
- Последовательность задана формулой . Найдите номер члена последовательности, равного - 9.
Ответ___________________
- Запишите 5 первых членов последовательности (), если ; . Ответ___________________
Собираются тесты и карточки. Решенные на доске задачи будут использованы в процессе изучения новой темы.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков. (20 мин)
Продолжаем изучать последовательности. Мы уже знаем, какие бывают последовательности, каким образом определяются члены последовательности. Сегодня познакомимся с новым видом последовательности – арифметической прогрессией.
Откроем тетради и запишем новую тему «Арифметическая прогрессия. Формула n – ного члена арифметической прогрессии».
Посмотрим на доску, где записано решение 1 задачи, текст которой лежит у вас на парте.
Прочитайте 1 задачу и запишите в тетрадь эту последовательность:
100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 450; 500; 550; ….
Как получается второй член последовательности? (прибавлением к первому члену 50). Как получается третий член последовательности? (прибавлением ко второму члену 50). Как получается восьмой член последовательности? (прибавлением к седьмому члену 50). Как получается десятый член последовательности? (прибавлением к девятому члену 50). Как получается сотый член последовательности? (прибавлением к девяносто девятому члену 50).
Какой можно сделать вывод? (Вывод: каждый член последовательности получается прибавлением к предыдущему члену 50). Можно записать .
Прочитайте вторую задачу запишите в тетрадь эту последовательность:
90; 102; 114; 126; 138; 150; 162; 174; 186; 198; 210; 222;…
Как получается второй член последовательности? (прибавлением к первому члену 12). Как получается третий член последовательности? (прибавлением ко второму члену 12). Как получается восьмой член последовательности? (прибавлением к седьмому члену 12). Как получается десятый член последовательности? (прибавлением к девятому члену 12). Как получается тридцатый член последовательности? (прибавлением к двадцать девятому члену 12).
Какой можно сделать вывод? (Вывод: каждый член последовательности получается прибавлением к предыдущему члену одного и того числа 12). Можно записать .
Прочитайте третью задачу запишите в тетрадь эту последовательность:
27; 24; 21; 18; 15; 12; 9; …
Как получается второй член последовательности? (вычитанием из первого члена 3). Как получается третий член последовательности? (прибавлением ко второму члену числа -3). Как получается восьмой член последовательности? (прибавлением к седьмому члену - 3). Как получается десятый член последовательности? (прибавлением к девятому члену - 3). Как получается n – ный член последовательности? (прибавлением к предыдущему члену - 3).
Какой можно сделать вывод? (Вывод: каждый член последовательности получается прибавлением к предыдущему члену одного и того числа, начиная со второго члена).
Можно записать .
Все выписанные последовательности называются арифметическими прогрессиями. Попробуем сформулировать определение арифметической прогрессии.
Арифметическая прогрессия - последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
; Запишите в тетради определение арифметической прогрессии.
Число называется разностью арифметической прогрессии.
Как найти разность арифметической прогрессии?
; Запишите в тетради определение разности арифметической прогрессии.
Теперь вам предлагается такое задание: Дан первый член прогрессии и разность прогрессии d = 5. Назовите первые 5 членов арифметической прогрессии. ( Это сделать очень легко 20; 25; 30; 35; 40;…)
Назовите 17 член арифметической прогрессии? 65 член арифметической прогрессии? (сделать это довольно трудно, неужели придется выписывать все предыдущие члены). Рекуррентной формулой для нахождения n - го члена арифметической прогрессии пользоваться неудобно. Поэтому необходимо получить формулу для вычисления n-го члена арифметической прогрессии.
Перед учащимися ставится задача нахождения более удобного способа для нахождения n-го члена арифметической прогрессии. Для решения этой задачи к доске приглашается один из учащихся, который самостоятельно выводит формулу n-го члена арифметической прогрессии под руководством учителя.
Дано: ; ;
Найти: .
Решение:
. . . . . . . . . . . . . . .
Теперь также находим, что . Таким образом, мы получили формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Применяя эту формулу, решим несколько примеров.
Задание №1
() – арифметическая прогрессия
Решение:
Задание №2 , решаем вместе, 1 ученик у доски.
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения?
Решение:
() – арифметическая прогрессия
;
Решение:
(мин)
Далее вместе на доске решаем № 345, № 347, № 353, кто выполнит эти задания быстрее, на дополнительную оценку решает № 355, № 357.
Для решения к доске приглашаются учащиеся по очереди, которые самостоятельно по полученной формуле решают эти задания. При затруднении на помощь приходит учитель.
- Закрепление новых знаний. (5 мин)
Сегодня на уроке мы узнали новый вид последовательности – арифметическую прогрессию.
- Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
- Как найти разность арифметической прогрессии?
- Какова формула n-го члена арифметической прогрессии?
- Пользуясь данной формулой, что мы можем найти?
( учащиеся отвечают на вопросы).
А теперь на конкретных примерах применим полученные знания. (Задания записаны на обратной стороне доски).
- Среди последовательностей выберите арифметические прогрессии:
а) -3; -1; 1; 3; -3; -1; …
б) 1; 3; 5; 7; 9; …
в) -6; -1; 4; 9; 14; …
г) 2; 4; 8; 16; 32; …
2) Дана арифметическая прогрессия: 3; 6; 9; 12; 15; … Найти ?
3) Зная первые два члена арифметической прогрессии -1; 5; ... Найдите
следующие за ними четыре ее члена.
4) () - арифметическая прогрессия. Известно и . Найти
, , .
Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины,
я бы хотела узнать, где вы находитесь - по-прежнему у подножия горы, на середине пути или на вершине, изобразите себя на заранее приготовленных листах.
- Домашнее задание. (4мин)
Дома вам предлагается прочитать п.16, выучить определения и
устно ответить на вопросы № 1, 2 на стр.93. Найти задачи, связанные с арифметической прогрессией из различных областей: физики, биологии,
медицины, агрономии и т.д.
Кроме этого надо решить № 346, № 348 - 1 уровень,
№ 358, № 362 - 2 уровень.
Дана арифметическая прогрессия: 3; 6; 9; 12; 15; … Найти ? (3)
Дана арифметическая прогрессия: 1; 2; 3; 4; 5; … Найти ? (1)
Дана арифметическая прогрессия: - 12; -14; -16; -18; -20;… Найти ? (-2)
Дана арифметическая прогрессия: 11; 11; 11; 11;… Найти ? (0)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по математике "Решение квадратных уравнений по формулам" для 8 класса
Ислледование количества корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта D и нахождение их с помощью формул....
План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."
Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...
План-конспект урока по математике в 10 классе по теме: "Преобразование тригонометрических выражений"
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний, цель урока - повторение основных формул тригонометрии, закрепление их в ходе выполнения упражнений. Конспект урока содержит электронные образователь...
План-конспект урока по математике в 5 классе по теме "Доли.Обыкновенные дроби"
План-конспект с перезентацией урока в 5 классе по математике "Доли. Обыкновенные дроби" . (Виленкин Н.Я.)...
План-конспект урока по математике в 5 классе
1 Тема урока:"Действия с обыкновенными дробями".2 Ход урока3 Организациооный момент. Приветствие.4 Устная работа.5 Работа по теме урока.5.1 Самостоятельная работа.6 Итог урока. Анализ оценок7 Литерату...
План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"
План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...
Презентация + план конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок.
Материал содержит презентацию и план - конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок....